Статья:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕЙБЛЫ ГЕРМАНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: CV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Корнеев П.С. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕЙБЛЫ ГЕРМАНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(105). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
К условиям публикации Скачать сборник
Обсуждение статей состоится 17.10.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕЙБЛЫ ГЕРМАНИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Корнеев Павел Сергеевич
аналитик Международного центра компетенций «АйПи», Российская государственная академия интеллектуальной собственности, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данном докладе автор выявляет тенденции и перспективы развития креативных индустрий Германии в период 2022-2025 года. На основе данных организаций коллективного управления авторскими правами в Германии получены сведения о функционировании и тенденциях развития сферы авторских и смежных прав в Германии за последние годы (2022-2025). В результате проведённого исследования автор подтверждает потенциал дальнейшего роста доходов в секторе музыкальной продукции на медиарынке Германии.

 

Ключевые слова: Германия, музыка, креативные индустрии, цифровизация, авторские и смежные права.

 

Материал подготовлен в рамках НИР 2-ГЗ-2023 ««Творческие (креативные) индустрии (по видам) как социально-экономический сегмент в государствах-членах ЕАЭС: состояние и перспективы»

Несмотря на закрытость отчетности ряда зарубежных организаций для России, тем не менее в относительной ретроспективе удается получить результаты функционирования отдельных институтов творческих индустрий зарубежных стран.

Недавний отчет, подготовленный консалтинговой компанией Oxford Economics[1], подчеркивает растущее экономическое значение музыкальной индустрии Германии. В 2023 году она принесла €17,4 миллиарда дохода, что подтверждает не только размеры сектора, но и его роль в экономике[2], обеспечив добавленную стоимость в размере около €6,6 миллиарда.

С более чем 156 000 сотрудников, работающих в музыкальной отрасли, музыка продолжает быть важным источником рабочих мест, укрепляя свою позицию в экономике страны. В отчете также отмечается, как музыка способствует развитию других отраслей, таких как туризм, телевещание и технологии, создавая дополнительный экономический эффект.

Для сравнения, добавленная стоимость в €6,6 миллиарда, созданная музыкальной индустрией, сопоставляется с результатами других секторов. Например, производство напитков принесло €8,5 миллиарда, а обработка данных и хостинг веб-сайтов — €4,7 миллиарда в 2019 году. Эти цифры подчеркивают значимость музыки для экономики Германии, показывая, что ее вклад выходит за рамки просто развлекательной индустрии.[3]

Это динамичное развитие также отражается на доходах музыкальных лейблов (см. рисунок 1). В период с 2010 по 2018 год доходы музыкальных лейблов упали примерно на 18%, до 815 миллионов евро. Это почти вдвое меньше рынка по сравнению с его пиком в конце 1990-х годов. С 2018 по 2022 год доходы снова стабильно росли со среднегодовым темпом роста 9,2%, достигнув в 2020 году уровня 2010 года. В 2022 году доходы немецких музыкальных лейблов составили 1,15 миллиарда евро.

Всего[4] По данным BVMI, в 2022 году немецкая музыкальная индустрия заработала 2,07 миллиарда евро. Это не первый случай, когда немецкая музыкальная индустрия преодолевает отметку в 2 миллиарда евро, хотя и довольно давно.

В целом в 2022 году доходы от цифровых продаж выросли на 11,7 %, в то время как доходы от физических продаж снизились на 11,9 %. При этом перспективы роста на данным рынке сохраняются, несмотря на геополитическую нестабильность.

Хотя в 2022 году продажи виниловых пластинок выросли на 5,1 %, это не идёт ни в какое сравнение с ростом на 20,1 %, зафиксированным в 2021 году. Доктор Флориан Дрюке, генеральный директор BVMI (прим. Авт. «Федеральная ассоциация музыкальной индустрии») говорит, что, согласно данным, виниловые пластинки по-прежнему пользуются популярностью у молодёжи, и добавляет: «С лета 2023 года культурный абонемент[5] может оказать стимулирующее воздействие как на поклонников, так и на индустрию».

Выручка от продаж компакт-дисков, виниловых пластинок и загрузок, а также выручка от потокового бизнеса в Германия в прошлом году достигла 2,38 миллиарда евро[6]. Это на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшая часть продаж, составляющая, как мы можем видеть на рисунке 1, доля в 84,1%, пришлась на сегменты цифрового бизнеса, которые смогли вырасти на 11,2%, впервые преодолев отметку в два миллиарда евро. Еще раз, за этот импульс отвечала потоковая передача аудио, продажи которой выросли на 12,6% и принесли 78,1% доходов отрасли.

 

Рисунок 1. Доля продаж музыки в 2024 году в Германии [6]

 

Бизнес по производству физических фонограмм сократился на 7,4%, а выручка составила 379 миллионов фунтов стерлингов. Евро, что составило 15,9% от общего объема продаж в 2024 году. В сегменте физического рынка винил снова значительно вырос (+9,4%). Однако, занимая 40,5% физического рынка, виниловая пластинка все еще не догнала компакт-диск, несмотря на падение на 17,1%; в отличие от некоторых других рынков, компакт-диск оставался вторым по величине источником продаж в отрасли, опередив виниловую пластинку даже в прошлом году.

Доктор Дрюке: «Рост доходов от потоковой передачи, выражающийся двузначными числами, показывает, что все больше и больше поклонников хотят воспользоваться преимуществами, которые дает такой способ использования музыки, и поэтому приобретают подписку у одного из поставщиков. В этом смысле тенденция продолжается, и мы наблюдаем ее и во всем мире. … В то же время предложение по-прежнему востребованных высококачественных физических фонограмм поддерживается в полном объеме репертуара; рост продаж винила на 9,4% поддерживает общую положительную динамику рынка»[6].

На первое полугодие 2025 года, рынок музыкальных записей[6] в Германии продолжает развиваться в позитивном ключе. По материалам BVMI, с января по июнь 2025 года включительно с потоковой передачей, компакт-дисками, загрузками и винилом было реализовано в общей сложности 1,157 миллиарда евро, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1 квартал 2024 года: 1,141 миллиарда евро) по итогам 2024 года). При этом спрос на физические фонограммы значительно снизился - на 13,2%. На компакт-диск (-20,1%) по-прежнему приходилось 6,3% от общего объема продаж, а доля винила на рынке составила 5,6% после небольшого падения на 2,6%.

Таким образом, на физический бизнес – компакт–диски, винилы, DVD и синглы - по-прежнему приходится 12,5% продаж отрасли, а на цифровой рынок, который смог увеличить свою долю на 3,9%, приходится, соответственно, 87,5%, как это показано на Рисунке 2. Как и в предыдущие годы, общие положительные показатели здесь по-прежнему обусловлены доходами от потокового аудио (+3,8%), количество загрузок снизилось на 9,8%.

Доктор Дрюке: «Как отрасль, мы сейчас переживаем захватывающий период, когда потенциал роста сохраняется даже на развитых рынках, таких как Германия. В этой среде, характеризующейся огромными технологическими скачками, наша отрасль особенно зависит от европейских законодателей, которые будут внимательно следить за правовой базой для будущего цифрового бизнеса. В настоящее время это включает в себя последовательное продолжение пути, проложенного Постановлением об искусственном интеллекте[7], для обеспечения возможности ведения бизнеса по цифровому лицензированию».

 

Рисунок 2. Доля продаж музыки в первом полугодии 2025 года: физическое/цифровое [6]

 

Стоит отметить, что внедрение сервисов и технологий на Базе ИИ в Германии также активно развивается. Компании интегрировали различные решения в области ИИ, а среди крупных компаний с численностью сотрудников 250 и более человек каждая вторая компания уже использовала ИИ в 2024 году[8]. При этом активно стимулируется спрос на «местное» программное обеспечение, в противовес тому, что закупается в США. Экспертами[9] отмечается также и то, что нормативный аспект ИИ и данных продолжает развиваться вместе с развитием технологий.

 

Список литературы:
1. Аналитический отчет The German Music Industry: Investments and Payments to Artists. URL: https://www.oxfordeconomics.com/wp-content/uploads/2024/03/BVMI_Investments_German-Music-Industry_Study_EN_v2.0.pdf (дата обращения: 30.09.2025).
2. Лапковский П.А. Современные методы продвижения и дистрибуции экстремальной музыки // Universum: филология и искусствоведение. 2025. №3 (129) URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/19456?ysclid=mg7yuoi975519085820 (дата обращения: 30.09.2025).
3. Новости: Музыкальная индустрия Германии принесла €17,4 млрд в 2023 году. URL: https://tophit.ru/news/show/29590 (дата обращения: 30.09.2025).
4. Музыкальный новостной портал URL: https://www.digitalmusicnews.com/2023/03/02/german-music-industry-crosses-2-billion-euros/ (дата обращения: 30.09.2025).
5. Газета «Редакция Германия». URL: https://www.rg-rb.de/vvoditsya-kulturpass-dlya-18-letnih/ (дата обращения: 30.09.2025)
6. Сайт «Федеральная ассоциация музыкальной индустрии Германии» URL: https://www.musikindustrie.de/ (дата обращения: 30.09.2025)
7. Сайт правительства Германии. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/ai-act-2285944 (дата обращения: 30.09.2025)
8. Сайт «Федеральное статистическое управление» URL: https://www.destatis.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2024/11/PD24_444_52911.html (дата обращения: 30.09.2025)
9. Сайт «Global Legal Insights» https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/ai-machine-learning-and-big-data-laws-and-regulations/germany/#_edn1 (дата обращения: 30.09.2025)