Статья:

Выполнение обязанностей медицинской сестры при возникновении аварийных ситуаций на химическом предприятии с соблюдением техники безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Усова Е.Ю., Кузнецова Т.Р., Лебедев М.А. Выполнение обязанностей медицинской сестры при возникновении аварийных ситуаций на химическом предприятии с соблюдением техники безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59946 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Выполнение обязанностей медицинской сестры при возникновении аварийных ситуаций на химическом предприятии с соблюдением техники безопасности

Усова Екатерина Юрьевна
студент, Кемеровский областной медицинский колледж (Новокузнецкий филиал) РФ, г. Новокузнецк
Кузнецова Татьяна Ринатовна
студент, Кемеровский областной медицинский колледж (Новокузнецкий филиал) РФ, г. Новокузнецк
Лебедев Михаил Александрович
преподаватель, Кемеровский областной медицинский колледж (Новокузнецкий филиал), РФ, г. Новокузнецк

 

Химическая авария – это чрезвычайная ситуация, возникшая на химических промышленных объектах вследствие нарушения технологического процесса или по причине повреждения емкостей, трубопроводов или транспортировочных средств. В результате этого происходит выброс химически опасных веществ, что представляет угрозу не только для жизни и здоровья населения, но и влияет на представителей флоры и фауны, находящихся в данной местности.

Аварийно опасных химических веществ существует огромное количество, среди которых:

  • хлор,
  • аммиак,
  • фосген,
  • синильная кислота и другие.

Химические аварии, сопровождаемые выбросом в атмосферу опасных веществ, представляют непосредственной вред для жизнедеятельности всех живых организмов, в том числе, могут повлечь за собой летальный исход. Но наибольшим злом является риск генетических последствий, возникающих спустя большой промежуток времени, когда, казалось бы, опасность давно улетучилась вместе с опасными ядами. Мутации могут стать причиной физических, душевных или умственных отклонений у потомства.

Не оспаривается риск таких связанных с химическими авариями катастроф как пожары и взрывы, способными увеличить и площадь поражения, и количество пострадавших. Кроме того значительно отличаются действия при авариях на разных видах химического производства. Например, если происходит заражение хлором, то необходимо работников предприятия вывести на возвышенность, так как данный газ тяжелее воздуха, а если произошел выброс аммиака, то следует придерживаться низин.

Задачи медицинской сестры при возникновении аварийной ситуации не многословны, но от этого не менее важны:

  • выполнить действия, необходимые для сохранения личной безопасности,
  • оповестить о случившейся аварии сотрудников предприятия,
  • вызвать скорую медицинскую помощь и МЧС,
  • максимально погасить панику,
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим,
  • организовать эвакуацию людей,
  • мониторинг состояния людей, подвергшихся отравлению.

При первых признаках химической аварии медсестра должна предпринять меры, касающиеся собственной безопасности: надеть противогаз, химическую защиту или специальный костюм, если он предусмотрен для данного производства. Помимо того, что медработник сохранит жизнь себе, у него появится возможность помочь и спасти других пострадавших.

Следующим шагом должно стать немедленное оповещение о произошедшей ситуации всех сотрудников данной организации посредством громкой связи, а также вызов бригад скорой медицинской помощи и службы спасения. Перед тем как отправиться на помощь, необходимо взять аптечку первой медицинской помощи и только после выдвинуться к месту аварии, продвигаясь на расстояние, дозволенное ситуацией.

Для устранения всеобщей паники рекомендуется провести беседу успокаивающего характера, постараться отделить паникеров от основной массы работников для более пристального контроля их поведения.

При отравлении хлором надеть на пострадавшего противогаз и срочно вынести из зоны поражения. При остановке дыхания провести сердечно-легочную реанимацию.

При воздействии аммиака рекомендуется обмыть лицо, открытые участки тела и промыть глаза пострадавшего водой и надеть противогаз, срочно вынести из очага поражения, проведение искусственного дыхания не допустимо.

Если произошла утечка синильной кислоты, следует надеть противогаз, раздавить ампулу амилнитрита и вложить ее под маску противогаза, как можно скорее вынести из зоны поражения. При остановке дыхания провести сердечно-легочную реанимацию.

При попадании в организм человека фосгена необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух, делать искусственное дыхание запрещено.

Проводить эвакуацию из очага химического заражения необходимо в сторону, перпендикулярную направлению ветра. Передвигаться следует быстро, не притрагиваясь к каким-либо предметам. Покинув территорию, подвергнувшуюся заражению, надо снять верхнюю одежду, промыть глаза, открытые участки тела и прополоскать рот чистой, лучше дистиллированной (при наличии) водой.

Работникам, кем были получены термические ожоги, на поврежденные участки кожи требуется наложить асептическую повязку, которая создаст препятствие для инфицирования ожоговой поверхности.

До приезда скорой медицинской помощи, пострадавшие нуждаются в постоянном контроле показателей, отражающих состояние жизненноважных систем организма (исследование пульса, подсчет частоты дыхательных движений, измерение артериального давления на периферических артериях).

 

Список литературы:
1. Дорфман Н. Н., Перегудов А. Н., Бокадаров С. А. Разработка мероприятий по ликвидации последствий возможной химической аварии на перерабатывающем предприятии // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России – 2017 – № 1. – С. 7-15.
2. Левчук И. П., Бурлаков А. А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 144 с.
3. Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Изд. десятое. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 397 с.