Статья:

Самореализация педагога

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сбитнева А.Н. Самореализация педагога // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60009 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Самореализация педагога

Сбитнева Анастасия Николаевна
магистрант Тольяттинского государственного университета, РФ, г. Тольятти

 

Самореализация личности возможна при ряде условий. Одним из таких условий является профессиональная деятельность человека. Ряд авторов рассматривают профессиональную деятельность как пространство для самореализации личности. В связи с этим профессиональное сознание включает в себя: профессиональные цели, знания, отношения, планы и самосознание. Из этого можно сделать вывод о том, что для успешной профессиональной самореализации необходимо обладать профессиональным самосознанием.

Профессиональная самореализация возможна в трудовой деятельности человека. Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога является его педагогическая деятельность. Самореализация именно в этой деятельности имеет ряд особенностей. Н. К. Сергеев [3] в своей работе в качестве оснований для становления в педагогической деятельности выделяет – готовность педагога к самореализации. Данная готовность включает в себя:

- реализацию психолого-дидактических закономерностей овладения педагогической деятельностью;

- овладение стандартами педагогической профессиональности;

- развитие индивидуально авторской концептуально-целостной системы деятельности педагога.

Ф. У. Базаева [1] в результате своего исследования определила основные компоненты самореализации педагога:

1) при рассмотрении самореализации выделяют два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект включает в себя трактование самореализации как цель, состояние и результат. Если рассматривать самореализацию как цель, то в исследованиях она отождествляется с процессом самоактуализации. Самореализация с точки зрения состояния – это удовлетворенность последней. Результат в контексте самореализации отражает достижение человеком определенного уровня личностного развития. Внешний аспект позиционируется как процесс или средство достижения жизненного успеха, то есть для человека интерес сам процесс самореализации;

2) в качестве особенностей самореализации педагога уделяют, в первую очередь – наличию значимого другого, то есть воспитанника; во вторую очередь – сопряженность с саморазвитием не только педагога, но и воспитанника. Это позволяет осуществиться взаимному положительному изменению их личностей.

Автор также в своей статье делает акцент на определении самореализации педагога. В ее понимании данное понятие раскрывается через состояния, средство, цель, процесс и результат целенаправленного взаимодействия педагога с окружающей действительностью, которая обеспечивает осознанное свободное жизнетворчество педагога и его воспитанников.

Выше мы рассмотрели особенности самореализации педагога, далее необходимо уделить внимание показателям профессиональной самореализации педагога. А. А. Мишин [2] в своем исследовании выделяет следующие показатели:

- профессиональные достижения (общественно- и личностно-значимые);

- стремление к самоактуализации;

- реализованность ценностей.

Также исследование автора позволяет выделить особенности личности педагога с высоким уровнем профессиональной самореализации. Данные особенности предполагают: личность убеждена, что все успехи зависят от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и является результатом деятельности. Педагоги с высоким уровнем профессиональной самореализации целеустремленны, удовлетворены своей жизнью и контролируют события собственной жизни. Также им свойственна внутренняя мотивация, они увлечены своей профессиональной деятельностью и у них повышен интерес к педагогической деятельности. Высокий уровень профессиональной самореализации предусматривает наличие у личности таких особенностей как: общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, невозмутимость (то есть низкий уровень тревожности), самоконтроль и уравновешенность.

 

Список литературы:
1. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности  //  Вестник Адыгейского государственного университета – 2011. - №2. 
2. Мишин А. А. Особенности личности педагога с высоким уровнем профессиональной самореализации // Вестник КемГУ – 2013. - №2.
3. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: вопросы теории: монография. – СПБ: Волгоград, 1997. – 166 с.