Самореализация педагога
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Самореализация педагога
Самореализация личности возможна при ряде условий. Одним из таких условий является профессиональная деятельность человека. Ряд авторов рассматривают профессиональную деятельность как пространство для самореализации личности. В связи с этим профессиональное сознание включает в себя: профессиональные цели, знания, отношения, планы и самосознание. Из этого можно сделать вывод о том, что для успешной профессиональной самореализации необходимо обладать профессиональным самосознанием.
Профессиональная самореализация возможна в трудовой деятельности человека. Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога является его педагогическая деятельность. Самореализация именно в этой деятельности имеет ряд особенностей. Н. К. Сергеев [3] в своей работе в качестве оснований для становления в педагогической деятельности выделяет – готовность педагога к самореализации. Данная готовность включает в себя:
- реализацию психолого-дидактических закономерностей овладения педагогической деятельностью;
- овладение стандартами педагогической профессиональности;
- развитие индивидуально авторской концептуально-целостной системы деятельности педагога.
Ф. У. Базаева [1] в результате своего исследования определила основные компоненты самореализации педагога:
1) при рассмотрении самореализации выделяют два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект включает в себя трактование самореализации как цель, состояние и результат. Если рассматривать самореализацию как цель, то в исследованиях она отождествляется с процессом самоактуализации. Самореализация с точки зрения состояния – это удовлетворенность последней. Результат в контексте самореализации отражает достижение человеком определенного уровня личностного развития. Внешний аспект позиционируется как процесс или средство достижения жизненного успеха, то есть для человека интерес сам процесс самореализации;
2) в качестве особенностей самореализации педагога уделяют, в первую очередь – наличию значимого другого, то есть воспитанника; во вторую очередь – сопряженность с саморазвитием не только педагога, но и воспитанника. Это позволяет осуществиться взаимному положительному изменению их личностей.
Автор также в своей статье делает акцент на определении самореализации педагога. В ее понимании данное понятие раскрывается через состояния, средство, цель, процесс и результат целенаправленного взаимодействия педагога с окружающей действительностью, которая обеспечивает осознанное свободное жизнетворчество педагога и его воспитанников.
Выше мы рассмотрели особенности самореализации педагога, далее необходимо уделить внимание показателям профессиональной самореализации педагога. А. А. Мишин [2] в своем исследовании выделяет следующие показатели:
- профессиональные достижения (общественно- и личностно-значимые);
- стремление к самоактуализации;
- реализованность ценностей.
Также исследование автора позволяет выделить особенности личности педагога с высоким уровнем профессиональной самореализации. Данные особенности предполагают: личность убеждена, что все успехи зависят от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и является результатом деятельности. Педагоги с высоким уровнем профессиональной самореализации целеустремленны, удовлетворены своей жизнью и контролируют события собственной жизни. Также им свойственна внутренняя мотивация, они увлечены своей профессиональной деятельностью и у них повышен интерес к педагогической деятельности. Высокий уровень профессиональной самореализации предусматривает наличие у личности таких особенностей как: общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, невозмутимость (то есть низкий уровень тревожности), самоконтроль и уравновешенность.