Статья:

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Калмыкова А.С., Калмыков Д.А. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60071 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России

Калмыкова Анжелика Сергеевна
магистрант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ
Калмыков Дмитрий Алексеевич
магистрант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные аспекты развития машиностроительного комплекса страны и приведены возможные перспективы развития отрасли.

 

Ключевые слова: отрасль машиностроения, машиностроительный комплекс, инвестиции, стратегия.

 

Машиностроительный комплекс во всем мире считается центральной областью производства. Степень становления машиностроения указывает положение производственных возможностей государства, создает надежное развитие ведущих разделов экономики, а также удовлетворение потребительского рынка. От показателей формирования машиностроительного комплекса страны зависят наиболее важные критерии развития государства: производительность труда в разделах экономики, обороноспособность страны, валовый внутренний продукт, степень экологической безопасности промышленного производства.

Отрасль машиностроения России включает в себя производства и предприятия металлообработки и машиностроения, которые ориентированы на удовлетворение желаний потребителей в объектах длительного использования, а также средствах труда.

«Российский рынок машиностроения – это совокупность рынков, которые отличаются между собой по объему и номенклатуре выпускаемого товара, а также по уровню конкурентоспособности и экономической концентрации».

Машиностроительный комплекс совместно с изготовлением металлических устройств и изделий, ремонтом производственного комплекса относится к большой группе промышленности – металлообработка и машиностроение. Изготовление готовой продукции машиностроительного комплекса в совокупной доле произведенных товаров равняется 75%. Машиностроительный комплекс состоит из 120 отраслей и подотраслей.

Как правило, машиностроительный комплекс можно подразделить на несколько составляющих: общее машиностроение; среднее и тяжелое машиностроение; ремонт производственного комплекса, производство металлических заготовок и изделий, а также точное машиностроение.

На сегодняшний день состояние машиностроительной отрасли находится в трудном положении. Наиболее важные проблемы данной отрасли можно сформулировать так:

  1. Довольно высокая изношенность основных производственных фондов.
  2. Окупаемость инвестиционных ресурсов занимает длительное время.
  3. Снижение качества состава производственных и инженерных сотрудников, а также недостаточный уровень их квалификации.
  4. С каждым годом сохраняется высокий износ основных средств.
  5. Очень высокая специализация производства.
  6. Российский машиностроительный комплекс отстает от некоторых развивающихся и большинства развитых.

Таким образом, наиболее важной проблемой российского машиностроения является значительный уровень износа основных средств. Так, например, доля машин и оборудования старше 30 лет превышает 45%, а на некоторых предприятиях функционируют машины прошлого века. Фонды большинства организаций нуждаются в обновлении, а для этого необходимо привлечение дополнительных инвестиций.

Решение возникших проблем российской отрасли машиностроения требует детального и углубленного подхода. На сегодняшний страна обладает некоторыми возможностями для решения возникших проблем:

  • значительный уровень теоретической и практической науки;
  • достаточный уровень образования у населения;
  • сформированная линя энергетических и транспортных коммуникаций;
  • производственные традиции и возможности;
  • резервы интеллектуальной собственности;
  • наличие собственных энергоносителей, а также сырьевой базы.

Необходимо создание эффективной программы по развитию машиностроительного комплекса страны. Данный вопрос является очень трудоемким и глубоким, а также требует установления главных направлений совершенствования области.

Таким образом, «промышленная политика страны в отношении машиностроительной отрасли должна быть основана на создании эффективного частно-государственного союза, который будет ориентирован на достижение адекватного позиционирования машиностроительного комплекса в условиях современной экономики».

 

Список литературы:
1. Дудин М. Н. Социально-экономическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 233 с.
2. Кузнецов Б.Л., Кузнецов М.С., Загитов И.Л. Машиностроение России вне программы модернизации или ....? // Известия УрГЭУ. – 2011. – 1 (33). – с. 79-85.
3. Лилёв Н.Н. Машиностроение России в экономической системе // TPANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. - 2015. - № 6. – С. 58-60.