Статья:

Гидравлический привод летательных аппаратов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Мусаев О.А. Гидравлический привод летательных аппаратов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60095 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гидравлический привод летательных аппаратов

Мусаев Омар Асиф оглы
студент Южно-Уральского государственного университета, кафедра гидравлики и гидропневмосистем, РФ, г. Челябинск

 

Гидравлические системы массово используются в летательных аппаратах (ЛА). В этой статье я расскажу, почему большинство ЛА используют гидравлическую систему, какие преимущества и какие недостатки. Также рассмотри принцип функционирования гидравлических систем в важнейших частях самолетов.

ТИПЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ( ПРИВОДОВ)

Существует два типа гидравлических систем: гидродинамические и объемные. В первом случае используется в большей степени кинетическая энергия, которая позволяет получать большие скорости соответственно, во втором же случае используется потенциальная энергия, где скорости жидкости достигают от 0,5 до 6 м/с. Уступая в скорости, объемные гидропривод выиграет в несколько раз в номинальных давлениях, которые и используются в ЛА. Например, рабочие давления в самолетах около 20-30 МПа.

ТРЕБОВАНИЯ К ГИДРАВЛИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ В ЛА

Говоря о требованиях, стоит упомянуть, что в самолетах, где скорость достигает 2 тысяч км/ч, жидкость нагревается до 300 градусов по Цельсию, а температура мест гидравлических установок до 500 градусов, но не стоит забывать о том, что температура за бортом самолета в отдельных местах конструкции может достигать минус 55 градусов по Цельсию.  Из этого всего вытекают такие температурные условия, что некоторые материалы становятся непригодными. В большинстве же самолетов, где нет таких высоких температур,  используются такие авиационные масла как АМГ-10 или жидкость на основе минеральных масел, последние выдерживают перегрев до 200 градусов по Цельсию.[2]

ПРИМЕНЕНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Чтоб увидеть масштаб применения гидравлических систем, посмотрим на рисунок 1.

 

Рисунок 1. Основные агрегаты гидропитания

 

Гидравлические системы используются в летательных аппаратах в составе механизма для поворота крыла, для уборки и выпуска шасси, для изменения формы и геометрии крыла, реверс тяги двигателя, в качестве привода для топливных насосов, для запуска авиадвигателей. Например, в самолете В-70 использовались около 84 гидродвигателей, а общая потребляемая мощность насосов составлял около 2000 л/с.[1] Протяженность же трубопровода была около 1500метров.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Говоря о преимуществах, хотелось бы отметить, что объем занимаемый гидромотором составляет 11 процентов от объема занимаемым электродвигателем той же мощности, а вес мотора всего 10 процентов от веса электродвигателя. Так в нынешнее время, конструкторы и инженеры стараются уменьшить габариты и увеличить мощность. Важно упомянуть, что каждый килограмм на борту самолета приводит к потери мощности. Также к преимуществам следует отнести

  • Возможность бесступенчатого регулирования
  • Высокая приемистость и малое запаздывание при обработке сигналов
  • Надежность
  • Долговечность
  • Плавность, равномерность и устойчивость движения

Что же касается недостатков:

  • Изменение вязкости при высоких температурах
  • Взрыво- и огнеопасность гидравлической жидкости
  • Утечки жидкости
  • При больших расстояниях большие потери на гидравлические сопротивления

 

Список литературы:
1. Башта Т. М. Гидравлические приводы летательных аппаратов: учебник // Т. М. Башта. — 4-е издание, перераб. и доп. — М: изд. «Машиностроение», 1967–495с 
2. Альдшуль А. Д. Гидравлика и аэродинамика: учебник // А. Д. Альдшуль.-М:1987. — 416с.