Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет
Кризис трех лет - сложный этап развития, как для ребенка, так и для родителей. В статье рассматривается понятие кризиса, его особенности, роль родителей, методы поддержки родителей со стороны специалистов - психологов и педагогов на примере Республики Саха (Якутия).
Не каждый родитель обладает специфическими знаниями в области возрастной периодизации, об особенностях развития психики дошкольника. Кризис, прожитый ребенком травматично, может проявится невротическими реакциями и внутренним конфликтом. Очевидно, что в переходные моменты родителей волнует, как можно пережить кризис, справиться с ним и не навредить ребенку. В этом свете, становится актуальна работа психологов и педагогов по обучению родителей способам правильного реагирования на эмоции и поведение детей в процессе проживания ребенком кризиса.
В процессе проживания ребенком кризиса трех лет, острую реакцию может вызывать детский сад. Это первый общественный институт, столкновение с которым ребенок переживает отдельно от родителей. Для многих детей, это первое близкое и долговременно общение с ровесниками. Ребенок учится определять свое положение в маленьком социуме, защищать его, борется за внимание и похвалу. Помимо проблем взросления психик это тоже часто бывает фактором стресса. Поэтому так важна работа воспитателей детского сада, детских психологов на этом этапе - на этапе формирования первых поведенческих паттернов. Можно сказать, что от подготовленности педагогического состава зависит осознание родителями особенностей психологического развития детей.
Важность организованной поддержки родительства признается и на государственном уровне. В частности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования: «сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом». ФГОС ДОО реализует программы дошкольного образования с учетом особенностей взаимодействия педагогического коллектива с родителями. В целях реализации этой идеи, предусматривается:
- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.)
- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8) [5, 18].
Особенности кризиса 3 лет хорошо изучены. Особенности кризиса описаны Э. Эриксоном, Э. Келером, по мнению которых, основным содержанием кризиса становится «бунт против чувства вины» [1,94]. Основными чертами кризиса, поэтому становятся: негативизм (отрицание требований/просьб взрослого), упрямство (настаивание на своем независимо от обстоятельств), строптивость (общее противодействие нормам), своеволие (желание все делать и решать самостоятельно), бунт (конфликтное поведение), обесценивание (привычных и ранее любимых вещей и дел), деспотизм (направленный на родителей). Важно осознание, что это не просто «капризы», а определенная стадия роста психики. Как человек учится ходить, так ребенок обучается принимать решения самостоятельно.
В начале двадцатого века австрийским ученым А. Адлером было введено понятие «семейная терапия». В рамках «семейной терапии» А. Адлер, Р. Дрейкурс ввели в научный оборот принципы работы: любовь к ребенку как необходимое условие работы с ним; укрепление в ребенке уверенности в себе, в собственных силах; забота о физическом здоровье ребенка; исключение страха как метода воспитания; похвала ребенку за успехи и наказание за поступки - с конкретным объяснением, что, за что и почему; свобода и ответственность как два столпа воспитания [4, 289]. Со временем эти представления трансформировались в серьезный разработанный подход к психолого-педагогической деятельности по отношению к родителям.
Цель «Тренинга эффективности» Т. Гордона - продемонстрировать родителям те каналы коммуникации, которыми они могут пользоваться по отношению к ребенку, и обучить их методикам воспитания. Родители учатся: идентифицировать поведение детей; дифференцировать поведение ребенка и его личность; осознают значимость своих реакций для ребенка; учатся выстраивать доверительные отношения и так далее. В процессе взаимодействия с ребёнком трех лет необходимо:
- Дать ребенку возможность сделать все самому. Для обеспечения безопасности пусть он совершает свои действия под присмотром.
- Отмечать, что именно ребенок сделал хорошо, в чем был залог его успеха.
- Определить несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребенка и окружающих.
- Обращаться с ребенком, как с равным. Спрашивать его мнение, говорить «спасибо» в ответ на его услуги.
- Спокойно реагировать на истерики ребенка. На требования и манипуляции ребенка мы твердо и уверенно говорим «нет». Необходимо дать ребенку закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего он таким образом добивается – внимания, вещи, действия от вас. Нотаций не читаем, не ругаем. Используем сообщения о своих чувствах.
Эффективными методиками по включению родителей в образовательный процесс можно признать просветительскую деятельность - обучающие семинары и мероприятия; распространение научно-популярной литературы; развитие систем социальной помощи - не только неблагополучным семьям, но и семьям, нуждающимся в краткосрочной, ситуативной помощи. Например, в 2017 году был проведен республиканский семинар «Психолого-педагогическая и консультационная помощь родителям с детьми раннего возраста», где рассматривались задачи, с которыми могут помочь психологи родителям. В числе таких задач: проблемы в детско-родительском поведении; проблемы в социальном поведении; эмоциональная адаптация и т.д. Кроме того, немало пользы может принести использование электронных форм связи, особенно в труднодоступных районах республики. Это могут быть онлайн-консультации; обучающие онлайн-курсы; скайп-конференции и даже тематические чаты в мессенджерах.
Реализация ФГОС может быть проведена на базе учреждений различного типа. В Якутии существует «Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот «Берегиня»», который оказывает помощь родителям в еще более сложной ситуации воспитания приемных детей. Егорова У.Г. и Чистакова О.А. дают следующие характеристики поддержки: повышение знаний об основных закономерностях и особенностях воспитания детей; знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности [3, 66]. Таким образом, это должна быть целостная система по сопровождению дошкольников и их родителей.
Работа с дошкольниками должна представлять собой единую систему, соединяющую родителей, детей, а также психологов и воспитателей может быть схематично изображена в виде треугольника. Вершиной треугольника является ребенок, его психологическое благополучие и эмоциональное состояние. В основании находятся родители, обеспечивающие это состояние, и психологи, поддерживающие в первую очередь родителей и в более сложных ситуациях ребенка. Таким образом, очевидна потребность современных родителей в психолого-педагогической поддержке. Современные образовательные стандарты обязывают государственные учреждения организовывать такую поддержку, и не только родителям в сложной жизненной ситуации, но и семьям в отдаленных регионах, с затрудненным доступом к очной помощи. Для оказания такой помощи, безусловно, важно и нужно использовать современные технические возможности.