Статья:

Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Пихиенко К.С., Кобазова Ю.В. Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60239 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет

Пихиенко Ксения Сергеевна
студент СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри, воспитатель МДОУ №48 «Энергетик», РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
канд. психол. наук, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Кризис трех лет - сложный этап развития, как для ребенка, так и для родителей. В статье рассматривается понятие кризиса, его особенности, роль родителей, методы поддержки родителей со стороны специалистов - психологов и педагогов на примере Республики Саха (Якутия).

Не каждый родитель обладает специфическими знаниями в области  возрастной периодизации, об особенностях развития психики дошкольника. Кризис, прожитый ребенком травматично, может проявится невротическими реакциями и внутренним конфликтом. Очевидно, что в переходные моменты родителей волнует, как можно пережить кризис, справиться с ним и не навредить ребенку. В этом свете, становится актуальна работа психологов и педагогов по обучению родителей способам правильного реагирования на эмоции и поведение детей в процессе проживания ребенком кризиса.

В  процессе проживания ребенком кризиса трех лет, острую реакцию может вызывать детский сад. Это первый общественный институт, столкновение с которым ребенок переживает отдельно от родителей. Для многих детей, это первое близкое и долговременно общение с ровесниками. Ребенок учится определять свое положение в маленьком социуме, защищать его, борется за внимание и похвалу. Помимо проблем взросления психик это тоже часто бывает фактором стресса. Поэтому так важна работа воспитателей детского сада, детских психологов на этом этапе - на этапе формирования первых поведенческих паттернов. Можно сказать, что от подготовленности педагогического состава зависит осознание родителями особенностей психологического развития детей.

Важность  организованной поддержки родительства признается и на государственном уровне. В частности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования: «сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом». ФГОС ДОО реализует программы дошкольного образования с учетом особенностей взаимодействия педагогического коллектива с родителями. В целях реализации этой идеи, предусматривается:

  • образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.)
  • одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп. 8) [5, 18].

Особенности кризиса 3 лет хорошо изучены. Особенности кризиса описаны Э. Эриксоном, Э. Келером, по мнению которых, основным содержанием кризиса становится «бунт против чувства вины» [1,94]. Основными чертами кризиса, поэтому становятся: негативизм (отрицание требований/просьб взрослого), упрямство (настаивание на своем независимо от обстоятельств), строптивость (общее противодействие нормам), своеволие (желание все делать и решать самостоятельно), бунт (конфликтное поведение), обесценивание (привычных и ранее любимых вещей и дел), деспотизм (направленный на родителей). Важно осознание, что это не просто «капризы», а определенная стадия роста психики. Как человек учится ходить, так ребенок обучается принимать решения самостоятельно.

В начале двадцатого века австрийским ученым А. Адлером было введено понятие «семейная терапия». В рамках «семейной терапии» А. Адлер, Р. Дрейкурс ввели в научный оборот принципы работы: любовь к ребенку как необходимое условие работы с ним; укрепление в ребенке уверенности в себе, в собственных силах; забота о физическом здоровье ребенка; исключение страха как метода воспитания; похвала ребенку за успехи и наказание за поступки - с конкретным объяснением, что, за что и почему; свобода и ответственность как два столпа воспитания [4, 289]. Со временем эти представления трансформировались в серьезный разработанный подход к психолого-педагогической деятельности по отношению к родителям.

Цель «Тренинга эффективности» Т. Гордона - продемонстрировать родителям те каналы коммуникации, которыми они могут пользоваться по отношению к ребенку, и обучить их методикам воспитания. Родители учатся: идентифицировать поведение детей; дифференцировать поведение ребенка и его личность; осознают значимость своих реакций для ребенка; учатся выстраивать доверительные отношения и так далее.  В процессе взаимодействия с ребёнком трех лет необходимо:

  • Дать ребенку возможность сделать все самому. Для обеспечения безопасности пусть он совершает свои действия под присмотром.
  • Отмечать, что именно ребенок сделал хорошо, в чем был залог его успеха. 
  • Определить несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребенка и окружающих.
  • Обращаться с ребенком, как с равным. Спрашивать его мнение, говорить «спасибо» в ответ на его услуги.
  • Спокойно реагировать на истерики ребенка. На требования и манипуляции ребенка мы твердо и уверенно говорим «нет». Необходимо дать ребенку закончить истерику самостоятельно и не дать ему получить то, чего он таким образом добивается – внимания, вещи, действия от вас. Нотаций не читаем, не ругаем. Используем сообщения о своих чувствах.

Эффективными методиками по включению родителей в образовательный процесс можно признать просветительскую деятельность - обучающие семинары и мероприятия; распространение научно-популярной литературы; развитие систем социальной помощи - не только неблагополучным семьям, но и семьям, нуждающимся в краткосрочной, ситуативной помощи. Например, в 2017 году был проведен республиканский семинар «Психолого-педагогическая и консультационная помощь родителям с детьми раннего возраста», где рассматривались задачи, с которыми могут помочь психологи родителям. В числе таких задач: проблемы в детско-родительском поведении; проблемы в социальном поведении; эмоциональная адаптация и т.д. Кроме того, немало пользы может принести использование электронных форм связи, особенно в труднодоступных районах республики. Это могут быть онлайн-консультации; обучающие онлайн-курсы; скайп-конференции и даже тематические чаты в мессенджерах.

Реализация ФГОС может быть проведена на базе учреждений различного типа. В Якутии существует «Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот «Берегиня»», который оказывает помощь родителям в еще более сложной ситуации воспитания приемных детей.  Егорова У.Г. и Чистакова О.А. дают следующие характеристики поддержки: повышение знаний об основных закономерностях и особенностях воспитания детей; знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности [3, 66]. Таким образом, это должна быть целостная система по сопровождению дошкольников и их родителей.

Работа с дошкольниками должна представлять собой единую систему, соединяющую родителей, детей, а также психологов и воспитателей может быть схематично изображена в виде треугольника. Вершиной треугольника является ребенок, его психологическое благополучие и эмоциональное состояние. В основании находятся родители, обеспечивающие это состояние, и психологи, поддерживающие в первую очередь родителей и в более сложных ситуациях ребенка. Таким образом, очевидна потребность современных родителей в психолого-педагогической поддержке. Современные образовательные стандарты обязывают государственные учреждения организовывать такую поддержку, и не только родителям в сложной жизненной ситуации, но и семьям в отдаленных регионах, с затрудненным доступом к очной помощи. Для оказания такой помощи, безусловно, важно и нужно использовать современные технические возможности.

 

Список литературы:
1. Егорова У.Г. Кризис трех лет у детей: работа с родителями // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. №2. 
2. Петрова А.Ф. ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», Республика Саха (Якутия). Практика построения системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)//Альманах института коррекционной педагогики. №33 “Ранняя помощь: лучшие региональные практики”
3. Егорова У.Г., Чистакова О.А. Работа с родителями в критические периоды развития дошкольников//Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. №3.1.
4. Черкасова О.В. Психолого-педагогические подходы к работе с родителями // Вестник СамГУ. 2014. №9 (122).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)