Сущность и содержание педагогической этики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Сущность и содержание педагогической этики
Аннотация. В статье речь идет о значении профессиональной нравственности учителя в образовательном процессе. Представлена модель развития педагогической этики практикующего педагога. Раскрываются организационно-педагогические основы, которые призваны обеспечить эффективность данного процесса.
Ключевые слова: педагогическая этика, этика отношений, педагогика, качества, взаимоотношения.
Значение педагогической этики в школах разных направлений и уровней постоянно возрастает. Это связано со стремлением совершенствовать педагогические нормы, касающиеся отношений педагогов и учащихся, педагогов и родителей, отношений между коллегами в педагогическом коллективе, которые постоянно изменяются под воздействием окружающей действительности.
Необходимость совершенствования процесса формирования педагогической этики обусловлено демократизацией общественных отношений и возрастания роли свободы выбора поведения человека в обществе. В свою очередь свобода выбора связана, с увеличением числа объектов выбора (во всех сферах и на всех уровнях жизни); с расширением диапазона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей; отсутствием готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведения в различных ситуациях.
Отказ от системы этических ценностей предыдущего поколения, отсутствие нравственных ориентиров у большинства молодежи, не понимание важности и необходимости соблюдения этических норм поведения в общении со старшими и сверстниками привело современное общество к необходимости возвратиться к вопросам этического воспитания молодежи.
Основа ценностей педагога формируется из системы ценностей этой профессии и определяет поведение учителя в профессиональной деятельности и отношение его к окружающему миру, а именно:
- внимание и признание человека как личности;
- принятие человека таким, какой он есть;
- признание многообразия и уникальности его личности;
- признание своих прав на самоопределение в той мере, в какой это не несет угрозу его личности или тем, кто окружает его, на реализацию собственных скрытых возможностей и прав на ошибки;
- не критикуемое никем отношение к человеку;
- вера в изменения человека к лучшему
- осуществление прав человека на поддержку с ближней стороны.
Для становления педагога как профессионала его гуманистическую направленность необходимо развивать в системе мировоззрения и убеждения о необходимости оказания помощи человеку в различных жизненных ситуациях. Это развитие возможно только путем формировании нравственно-гуманистических качеств личности педагога - альтруизм, доброта, справедливость, терпимость, порядочность, ответственность, долг, честь, достоинство и т.п.
Личностные качества, значимые для профессии педагога можно распределить на четыре группы.
- нравственно-гуманистические качества - имеют ряд специфических особенностей как-то - любовь к людям, гуманность, долг, честь, ответственность, доброжелательность, альтруизм, толерантность и проч.
- психологические характеристики - высокий уровень развития психических процессов, устойчивое психическое состояние, высокий уровень эмоциональных и волевых качеств.
- психоаналитические качества - создают базу для совершенствования педагога как профессионала (самоконтроль, самокритика, самооценка), а также стрессоустойчивость, тренированность.
- психолого-педагогические качества - формируют эффективные взаимоотношения со всеми объектами и субъектами деятельности (коммуникативность, терпимость, визуальность, красноречивость, фактичность).
Первая группа качеств – морально-гуманистическая – является определяющей. Важное место занимает здесь способность делать добро другому человеку, независимо от его социального статуса. Умение педагога подняться над личными желаниями и потребностями и поставить в приоритет нужды ребенка.
Вторая группа качеств – это психологические характеристики личности. К психическим процессам педагога относятся: восприятие, память, рассуждение, мышление.
Третья группа качеств - психоаналитические качества - самоконтроль, самокритичность, оценка своих поступков, самоанализ, а также стрессоустойчивость, физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
Четвертая группа качеств - коммуникабельность, визуальность, красноречивость.
Таким образом, педагогическая этика определяет характер взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, которые активно влияют на результативность педагогического процесса. Нравственно-гуманистические качества педагога определяются основой педагогической этики.