Статья:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Калашникова Л.А. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147849 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Калашникова Лилия Александровна
студент, ГБОУВО Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г. Симферополь
Завьялова Анастасия Александровна
научный руководитель, ГБОУВО Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В статье раскрывается теория развития фонематического слуха и восприятия с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дидактическая игра является методом, способствующим развивающему обучению, мы рассмотрим особенности их использования.

 

Ключевые слова: методы, классификация, дидактическая игра, игровые задачи, фонемы, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

 

Постановка проблемы. Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо в современном мире, так как это является одной из главных проблем образования. Решать эту проблему необходимо уже в начальном звене, так как данное решение будет способствовать более лучшему развитию, в данной статье мы развиваем и демонстрируем важность этой темы, т.к., к сожалению, при наличии этой проблемы невозможно качественно обучить ребёнка.  Очень важно уже на первоначальном этапе формировать у дошкольников способности к овладению знаниями, саморазвитию, способствующему им более лучше взаимодействовать с окружающим миром. Всё вышеперечисленное невозможно без хорошей развитой речи, поэтому мы раскроем особенности использования дидактических игр в решении данной проблемы.

Анализ литературы. Анализ научно-методической литературы и статей за последние 10 лет показал, что проблеме развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи уделяли внимание в своих трудах такие авторы как Е.Ф. Архипова, В.И. Бельтюков , Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, Е.А. Дьякова, а также много статей, посвященных этой теме Бобковой О. В.- кандидата педагогических наук, Арюткиной К.И.- магистра психолого-педагогического образования, Коптяевой С.В. - магистра психолого-педагогического образования.

Цель данной статьи - раскрыть теоретические основы развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

Изложение основного материала. Ребенок, развивающийся в соответствии с возрастными нормами должен слышать окружающие его звуки: музыку, щебетание птиц, звуки животных, шелест травы, шум ветра, журчание воды, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Также ребенок наблюдает за речью взрослых людей и детей, понимает, что каждый человек имеет свою индивидуальность в произношении звуков: кто-то говорит тихо, а кто-то - громко; малыш проговаривает звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина- низким басом либо хриплым голосом. Уже на самом раннем этапе развития ребенок усваивает дифференциальные признаки фоновыми звуками, поступающими от иных предметов, техники. Ребёнок трех лет, не соблюдая правильность произношения, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такая способность возможна благодаря наличию фонематического слуха [2].А что же такое фонематический слух?

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Недоразвитие фонематического слуха является одной из причин, ведущей к нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и нарушению процесса чтения.

Задача учителя-логопеда ДОУ- выявить недостатки в речевом развитии детей и развивать процесс коррекции фонематического слуха.

Всем известно, что игровая деятельность-ведущая для дошкольников. Игра - отлично подходит для развития речи и является главной сферой самовыражения для ребёнка[5].

Дидактическая игра - звено, которое связывает игру и учебу. Для ребенка это игра, а для взрослого- способ его обучения. Суть обучающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А.Н. Леонтьевым было отмечено что, дидактические игры это «рубежные        игры», которые представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Такая игра имеет определенную структуру, именно это отличает ее от других видов игр и упражнений. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно[1].

В структуру дидактической игры входит:

- дидактическая задача - главный элемент в такой игре, которому подчинены все остальные. Задачу необходимо преподнести таким образом, чтобы дети восприняли задачу в форме игры. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий[6].

- игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Залог успеха в играх - активность детей.

- правила игры - гарантируют реализацию игрового содержания.

- результат (здесь учащиеся подводят итоги).

Благодаря, такой игре ребенок сможет получить новые знания, также обобщить и закрепить их. Значительный запас опыта ребенок приобретает именно в игре. Дидактические речевые игры побуждают детей к общению друг с другом, помогают закрепить навыки пользования инициативной речью, способствуют развитию и совершенствованию разговорной речи, способствуют обогащению словаря, оказывает влияние на формирование грамматического строя языка[3].

Коррекционные занятия с дошкольниками с нарушением фонематического слуха имеют свою особенность: такие игры должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудиозаписей и видеозаписей. Воспитатель должен донести суть дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Необходимо выстраивать четкий план проведения игры: во-первых продумать лаконичное, точное объяснение содержания, правил, игрового действия , во-вторых обозначить дидактические задачи игры, в третьих необходимо знать на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей [7]. В связи с современными реалиями всем известно, что развиты компьютерные технологии, поэтому с осторожностью можно применять компьютерные технологии на основе зрительного восприятия, так как у детей данного возраста развито наглядно-образное мышление. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр[4].

Выводы. Недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при работе с такими детьми и коррекции фонетико-фонематических расстройств. Таким учащимся сложно объяснить. Однако перед каждым ребенком необходимо ставить определенную задачу и стимулировать его добиваться целей, чтобы он встречался при решении задачи с препятствиями, а не получал все в готовом виде, тогда работа логопеда будет успешной.

Современная система образования построена таким образом, что формирование речевых навыков становится базовой необходимостью для дальнейшего обучения и эффективной коммуникации с окружением.

На основе всего вышесказанного, можем сделать следующие выводы. Дидактическая игра - звено, которое связывает игру и учебу. Дидактическая задача - главный элемент в такой игре, которому подчинены все остальные. Значительный запас опыта ребенок приобретает именно в игре. Дидактические речевые игры побуждают детей к общению друг с другом, помогают закрепить навыки пользования инициативной речью, способствуют развитию и совершенствованию разговорной речи, способствуют обогащению словаря, оказывает влияние на формирование грамматического строя языка[3]. Коррекционные занятия с дошкольниками с нарушением фонематического слуха имеют свою особенность: такие игры должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудиозаписей и видеозаписей.

 

Список литературы:
1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 75 с.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М., 2010. - 92 с.
3. Белякова, Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. учебное пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 28 с.
4. Белякова, Л.И.,Дьякова Е.А.Логопедия: Заикание.-М.: Академия, 2015. – 65 c.
5. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Нарушения речи : учебное пособие / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М., 2008. - 31 с.
6. Бобкова Ольга Валерьевна, Арюткина Крестина Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zvukovogo-analiza-i-sinteza-u-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-s-ispolzovaniem-ikt (дата обращения: 06.04.2024).
7. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ: коллективная монография / гл. ред. Нагорнова А. Ю — Ульяновск, 2023. — 126-143 с.