СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Компетентность рассматривается как сложная интегральная характеристика, состоящая из комплекса компетенций, содержание которой определяется целями, задачами и характером деятельности.
До сегодняшнего времени в науке не выработано конкретной трактовки понятия «инновационная компетентность руководителя». В рамках данного исследования попытаемся уточнить понятие «инновационная компетенция руководителя».
Инновационная компетентность непосредственно связана со способностью руководителя принимать инновационные решения, которые связаны с наличием такой компетентностной составляющей, как совокупность сформированных компетенций, позволяющих определять стратегическое развитие образовательного учреждения в современных изменяющихся социально-экономических условиях, преобразовывать образовательную среду учреждения в инновационном направлении, обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов управления.
Анализирую и обобщая исследования, касающиеся сущности инновационной компетентности руководителя образовательной организации под инновационной компетентностью руководителя образовательной организации мы понимаем интегративное качество личности, отражающее готовность к осуществлению управления инновационной деятельностью. Это качество подразумевает наличие у руководителя знаний и профессиональной пригодности для эффективного управления инновациями, включая мотивацию, профессионально значимые качества и индивидуально-психологические особенности, а также профессиональный опыт и эффективность управления образовательной организацией, что проявляется в качестве и результативности ее деятельности.
Инновационная компетентность руководителя образовательной организации становится важным аспектом для эффективного управления и внедрения новых методов обучения. Изучив различные исследования на эту тему, мы выделили ключевые компоненты, формирующие сущность и структуру инновационной компетентности. Мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент и личностный компонент. Рассмотрим структуру инновационной компетентности педагога (рис. 1):
- Мотивационно-ценностный компонент. Этот компонент включает в себя внутренние убеждения и ценности руководителя, которые способствуют стремлению к инновациям. Эффективный лидер в образовательной организации должен обладать высокой мотивацией к изменениям и уметь вдохновлять свой коллектив на внедрение новых идей. Создание и поддержание позитивной атмосферы, где ценятся инновации и креативность, способствует готовности сотрудников адаптироваться к новым условиям.
- Когнитивный компонент. Когнитивный компонент касается знания и понимания современных образовательных технологий и тенденций. Руководитель должен быть информирован о последних достижения в области педагогики, психологии, управления и технологий, так как это позволяет ему принимать обоснованные решения и внедрять эффективные практики. Постоянное обучение и профессиональное развитие являются важными аспектами для успешного руководителя.
- Деятельностный компонент. В данном компоненте рассматривается способность руководителя к практическому применению полученных знаний и навыков. Это включает в себя навыки управления проектами, организацию работы команды, а также умение встраивать инновационные практики в существующие образовательные процессы. Деятельностный компонент подразумевает активное применение новых подходов в управлении, а также оценку и корректировку внедренных изменений на основе их эффективности.
- Личностный компонент. Личностные качества руководителя играют значительную роль в его инновационной компетентности. Это включает в себя такие качества, как гибкость, креативность, открытость к изменениям и умение работать в команде. Эмоциональный интеллект и лидерские качества помогают руководителю не только реализовывать собственные идеи, но и вдохновлять сотрудников на совместную работу.
Рисунок 1. Структура инновационной компетентности руководителя образовательной организации
Структура инновационной компетентности руководителя образовательной организации включает в себя все вышеперечисленные компоненты и их взаимосвязи. Эти компоненты не существуют изолированно и влияют друг на друга. Например, высокий уровень когнитивного компонента напрямую воздействует на деятельностный: чем больше знаний у руководителя, тем эффективнее он применяет их на практике. Аналогично, мотивационно-ценностный компонент влияет на личностный, создавая среду, способствующую инновациям.
Таким образом, понимание сущности и структуры инновационной компетентности руководителя образовательной организации является основой для создания адаптивной и эффективной образовательной среды. Это не только способствует успешному развитию самой организации, но и улучшает качество образования, что, в конечном счете, ведет к повышению уровня подготовки будущих специалистов. Развитие этих компетенций должно стать одной из приоритетных задач для образовательных учреждений, стремящихся к инновационному и качественному образованию.