Статья:

Проблема путей взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, и пути их устранения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Геращенко Н.М. Проблема путей взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, и пути их устранения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60641 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема путей взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, и пути их устранения

Геращенко Наталья Михайловна
студент, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Основой взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков являются формы налогового контроля. В рамках настоящего исследования автором проанализированы      отдельные формы налогового контроля, которые позволят, в будущем, оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, сделав их отношения более продуктивными и доверительными. Рассмотрены направления совершенствования взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в целях повышения уровня налоговой грамотности и ответственности в России.

 

Ключевые слова: взаимодействие, формы контроля, налоговый мониторинг, предпроверочный анализ.

 

Взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами всегда были сложными. Но при этом стороны всегда стремились достигнуть наилучшей формы и условий взаимодействия друг с другом.

Чтобы повысить общий уровень налоговой грамотности, сформировать доброжелательные взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов и содействовать им в исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, налоговые органы ведут активную работу по поиску новых прогрессивных форм и методов работы с налогоплательщиками.

Такими формами контроля могут стать:

  1. Налоговый мониторинг;
  2. Предпроверочный анализ (как форма контроля, которая может исключить ВНП).

В ходе исследования, при помощи SWOT–анализа, мы попытались выявить уровень эффективности этих двух форм, которые позволят улучшить взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг подразумевает отслеживание налоговым органом в режиме реального времени проводимых налогоплательщиками - организациями финансово-хозяйственных операций с точки зрения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, и сборов (п.1 ст.105.26 НК РФ) [1].

Таблица 1.

 SWOT- анализ налогового мониторинга

Сильные стороны

Слабые стороны

Исключение налоговых рисков, связанных с трактовкой тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком;

 

Не каждая организация сможет воспользоваться предоставленным правом на получение решения налогового органа о проведении налогового мониторинга (только крупные налогоплательщики);

Исключение рисков доначисления налогов, штрафов и пеней;

 

Мониторинг не избавит компанию от проверок при возмещении НДС;

Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа;

 

Значительные затраты на разработку и введение необходимых электронных программ и на обучения налоговых инспекторов новой системе;

Налоговые органы не проводят камеральные и выездные налоговые проверки (но есть исключения);

 

Организации не будут спешить принять участие в налоговом мониторинге до тех пор, пока полностью не наладится механизм его проведения и не сформируется судебная практика по результатам мониторинга;

Сокращается количество контрольных мероприятий и связанные с ними издержки;

 

Уменьшается риск применения бизнесом различных схем ухода от налогов;

 

 

Разрешение налоговых споров до подачи налоговой декларации;

 

Возможности

Угрозы

Возможность в режиме реального времени получать обоснованное разъяснение от налоговых органов, касающееся налогообложения сложных операций;

 

«Расплатой» за указанные выгоды будет полная открытость организации для налогового органа;

Возможность предварительно согласовать сделку с точки зрения налоговых последствий;

Усилится контроль за крупнейшими налогоплательщиками, что может ухудшить администрирование остальных организаций;

Возможность освобождения от налоговой ответственности;

 

Налоговый орган будет не вправе осуществлять контроль соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках по рыночным ценам;

Возможность оперативно реагировать на нарушения, которые могут возникнуть даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм;

 

Позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.

 

 

 

По оценкам ФНС потенциальными участниками налогового мониторинга являются около 2000 организаций, по стране [2]. В основном это только те организации, которые могут воспользоваться данным видом контроля. Ведь обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением вправе лишь организации, у которых одновременно выполняются 3 условия:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов — не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года также не менее 3 млрд руб [1].

Для государства налоговый мониторинг позволит   увеличить денежные поступления в бюджет. Но вместе с тем, в связи с высоким порогом входа в программу, он не окажет серьезного влияния на бюджетные поступления.  Для этого необходимо снизить установленные требования к сумме уплачиваемых налогов, стоимости активов и объему доходов, в результате чего данный институт будет доступен большему кругу налогоплательщиков, и тогда уровень собираемости и поступлений налоговых платежей в бюджет существенно увеличится. Рассмотрим вторую форму налогового контроля, которая возможно также позволит улучшить взаимодействие исследуемых сторон. В своем исследовании мы попытались выявить позволит ли предпроверочный анализ частично (или полностью) отказаться от ВНП.

Предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проводится перед назначением выездной налоговой проверки, по результатам камеральной проверки, с целью выявления схем уклонения от уплаты налогов и установления предварительного размера сокрытых налогов [4].

Таблица 2.

SWOT- анализ предпроверочного этапа

Сильные стороны

Слабые стороны

Проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога;

Более детально анализируются крупнейшие налогоплательщики чем остальные;

Еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности;

Все это носит рекомендательный характер и будет тщательно и углублено исследоваться при проведении выездной проверки;

Возможности

Угрозы

Подготовка максимально эффективного проведения выездной проверки;

Предпроверочный анализ может заменить ВНП

Выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки;

 

Предполажение сумм на доначисления компании

 

 

По данным анализа мы можем сказать, что предпроверочный анализ позволяет экономить силы время при непосредственном проведении проверки, а также обеспечивает эффективность и результативность её проведения как для налоговых органов, так и для налогоплательщика.

Изначально предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки, то есть если налоговые инспектора и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать [3].  На сегодняшний день, в рамках своего исследования, мы предполагаем, что предпроверочный анализ вполне способен заменить ВНП.

Такое мероприятие как предпроверочный анализ позволит отказаться от проведения ВНП. И вот почему так считаем:

  1. Нарушения в связи с несоблюдением налогового законодательства выявляются в ходе КНП, а подтверждают (опровергают) их контрольные мероприятия в рамках предпроверочного анализа. В этом случае ВНП только резюмирует их, и налагает штрафные санкции;
  2. Все нарушения, несоответствия выявленные в ходе камеральной проверки и предпроверочного анализа, могут быть урегулированы в рамках предпроверочного анализа, через комиссии, пояснения и другие мероприятия налогового контроля;
  3. Сгруппировав камеральную проверку и предпроверочный анализ, это позволит получать информацию не только от внутренних источников, но и внешних. Это усилит аналитическую составляющую предпроверочного анализа, тем самым повысив его результативность. И в этом случае выездная проверка будет нецелесообразна.

В данном исследовании были рассмотрены две формы контроля, которые позволят улучшить взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Проанализировав их, можно сказать, что обе эти формы эффективны, но наиболее эффективной будет являться вторая. Для того, чтобы налоговый мониторинг начал активно применяться как одной, так и другой стороной взаимоотношений, нужно внести изменения в законодательную базу и изменить налоговую культуру налогоплательщиков. Так как на данном этапе развития, налогоплательщики не готовы к такой форме тотального контроля, даже с учетом всех возможностей. Вторая же форма, на сегодняшний день, является более оптимально для применения. Она учитывает интересы обеих сторон и не создаст больших противоречий. Отказ от ВНП и применение предпроверочного анализа как форму контроля, позволит избавить налогоплательщиков от «постылых» выездных проверок, но при этом не лишиться контроля, а налоговые органы будут затрачивать меньше средств на контрольные мероприятия, но при этом усилят его.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая), 2019 г.;
2. Галиева А. А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).
3. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие –М.: КНОРУС. – 2014.
4. Полазнова Т.В., Софьин А.А., Софьин Н.А. Предпроверочный анализ налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
5. http://www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба.