Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ушанлы Е.Г. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 6(273). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/273/144959 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ И СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Ушанлы Екатерина Гарольдовна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

В последние годы государство сформулировало масштабные цели в области культурно-досуговой деятельности, физической культуры и спорта и сделало их одними из национальных приоритетов дальнейшего стратегического развития Российской Федерации. Достижение этих целей в современных условиях является сложной социально-экономической задачей, требующей глубокого научного осмысления существующих подходов и имеющегося практического опыта.

Государственное и муниципальное управление досуговой деятельностью, культурой и спортом является отельной, актуальной и приоритетной сферой государственного и муниципального управления.

В муниципальном образовании город Новый Уренгой органом, отвечающим за формирование и реализацию культурно-досуговой и спортивной деятельности, является Департамент культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта Администрации города Новый Уренгой и его профильные управления – Управление культуры и Управление физической культуры и спорта, а также подведомственные учреждения.

С целью создания условий для развития культуры, творчества и спорта в муниципальном образовании город Новый Уренгой Администрацией города разработаны и реализуются муниципальная программа «Развитие культуры и творчества» и муниципальная программа «Физическая культура – Здоровье – Спорт».

Объем финансирования муниципальных программ представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Объем финансирования муниципальных программ в МО г. Новый Уренгой за период 2020-2022 гг. [1]

Объемы финансирования

2020

2021

2022

Тем проста 2022 к 2020, %

Муниципальная программа «Развитие культуры и творчества»

Всего на реализацию культурно-досуговых мероприятий, млн. руб.

в том числе за счет средств

840,7

907,9

1 145,5

136,26

федерального бюджета

0

0

10,1

0

средств окружного бюджета

61,6

6,7

101,1

164,12

средств местного бюджета

779,1

901,2

1 034,3

132,76

Доля расходов на культурно-

досуговые мероприятия в общем объеме расходов на реализацию муниципальных программ, %

5,48

5,62

5,75

104,93

Муниципальная программа «Физическая культура – Здоровье – Спорт»

Всего на реализацию мероприятий с

сфере физической культуры и спорта, млн. руб.

в том числе за счет средств

605,3

702,5

803,4

132,73

федерального бюджета

0

0

0

0

средств окружного бюджета

49,2

83,8

136,7

277,85

средств местного бюджета

556,1

618,7

666,7

119,89

Доля расходов на мероприятия с

сфере физической культуры и спорта в общем объеме расходов на реализацию муниципальных программ, %

3,94

4,35

4,03

102,28

 

Из проведенного анализа видно, что за исследуемый период происходит увеличение расходов на финансирование муниципальных программ. Также можно отметить, что основными источниками финансирования реализации мероприятий муниципальных программ остаются средства местного бюджета и окружного бюджета.

Доля расходов на финансирование муниципальных программ в общей величине расходов практически не меняется.

В таблице 2 представлены ключевые показатели развития культурно-досуговой деятельности в г. Новый Уренгой.

Таблица 2.

Динамика ключевых показателей развития культурно-досуговой сферы МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020

2021

2022

Отклонение 2022 к 2020, %

Культурно-досуговая деятельность

Количество культурно-досуговых мероприятий, ед. (с учетом киносеансов)

999

2 664

2 423

242,54

Численность посетителей культурно-досуговых мероприятий, чел. (с учетом киносеансов)

188 166

474 163

665 331

563,05

Клубные формирования

Численность участников клубных формирований, чел.

1 382

1 421

1 360

98,41

Численность участников фестивалей и конкурсов различного уровня, чел.

1 126

1 134

1 052

93,43

Библиотечное обслуживание

Численность зарегистрированных пользователей в общедоступных библиотеках, чел.

40 840

51 092

103 663

253,83

Количество посещений библиотек, ед.

202 136

254 096

348 463

172,39

Книговыдача, ед.

571 832

798 522

877 101

153,38

Музейно-выставочная деятельность

Посещение выставок, чел.

30 611

126 267

128 238

418,93

Посещение виртуальных выставок, чел.

25 409

41 268

21 886

86,14

Количество экспонатов совокупного фонда музея, ед. хранения

3 220

3 229

3 292

102,24

 

Из проведенного анализа видно, что за исследуемый период происходит рост показателей культурно-досуговой деятельности. Исключение составляет сокращение количества клубных формирований.

В    сфере     физической     культуры     и     спорта     функционирует 6 муниципальных   учреждений: МАУ «Дворец   спорта «Звездный», МАУ «Центр развития физической культуры и спорта», МАУ СШ «Арктика», МАУ «Спортивная школа имени К. Еременко», МБУ СШ «Сибирские медведи», МАУ СШ «Норд». В таблице 3 отражен анализ основных достижений в сфере физической культуры.

Таблица 3.

Анализ ключевых показателей развития сферы физической культуры и спорта в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020

2021

2022

Отклонение

2022 к 2020, %

Количество спортивных сооружений, ед.

309

321

331

107,12

Численность занимающихся физической культурой и спортом (всего), человек

70 960

71 640

72 420

102,06

Доля занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения города, %

59,80

60,37

67,83

113,43

 

Из таблицы 3 видно, что происходит рост численности, занимающийся физической культурой и спортом, как в количественном плане, так и по отношению к общей численности горожан. Положительным моментом также является увеличение количества спортивных объектов в городе.

Информация о соответствии нормативам размещения учреждений культуры в муниципальном образовании представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Соответствие нормативов размещения учреждений досуга и культуры в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2023 год [1]

Наименование учреждения

Соответствие нормативам

Клубы и учреждения клубного типа

500%

Библиотеки

67%

Музеи

50%

Театры

0%

Концертные организации

0%

Парки культуры и отдыха

0%

Кинозалы

150%

 

В ходе проведения исследования был проведен опрос среди жителей города, в котором приняло участие 302 человека в возрастной категории от 12 до 68 лет. Цель исследования-определить проблемы в сфере организации культурно-досуговой и спортивной деятельности в городе. На рисунке 1 представлены результаты исследования.

 

Рисунок 1. Результаты опроса жителей МО г. Новый Уренгой о состоянии культурно-досуговой и спортивной сферы

 

Таким образом, что в целом проводимую политику в сфере культурно-досуговой и спортивной сфере можно оценить как среднюю. Несмотря на рост показателей, до сих пор существует ряд очевидных проблем. Властям необходимо повышать информационно-просветительскую деятельность, а также увеличивать количество объектов культурно-досуговой деятельности.

 

Список литературы:
1. Отчеты / Официальный сайт Департамента культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта Администрации города Новый Уренгой // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dspnur.yanao.ru/documents/reports/ (дата обращения: 06.02.2024).