Статья:

Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Жилина Е.А. Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60855 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях

Жилина Елена Александровна
студент, Сыктывкарский Государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Аннотация. В статье представлен анализ действующего законодательства в области государственной социально-правовой деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательных учреждениях с учетом концепций и видов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Ключевые слова: дети-сироты; социально-педагогическая поддержка; трудная жизненная ситуация; родительская опека.

 

В настоящее время социально-образовательная поддержка детей, потерявших родительскую опеку, основана на взаимодействии школьных учителей, а именно помощь детям в трудных ситуациях.

Основной задачей, стоящей перед специалистами, оказывающими социально-педагогическую поддержку, является разработка мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, с которыми в настоящее время сталкивается ребенок-сирота с точки зрения его социализации, разработка и реализация специальных программ, способных компенсировать дисфункциональный опыт и обстоятельства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Российская Федерация является государством всеобщего благосостояния, политика которого заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности (в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации). В контексте реализации государственной политики в интересах детей особое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, особенно детей-сирот и других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны защищаться органами, специально уполномоченными государством. Органы опеки и попечительства отбирают лиц, которые выступают в качестве опекунов и попечителей, усыновителей, усыновителей; защита прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в суде, при наличии таких органов; обеспечивается контроль за предоставлением жилья и проживания детей в семьях граждан, обеспечивается их социальная защита, обучение, занятость и полная интеграция в общество.

С этой целью предусмотрены комплексные меры на федеральном уровне, с целью формирования и реализации государственной политики в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, а также обеспечения их социальной защиты, обучения, занятости и интегральная интеграция в общество.

Права детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в воспитательных, медицинских, социальных учреждениях и других подобных учреждениях, как правило, совпадают с правами детей, находящихся под опекой.

Согласно ст. 149 Семенного Кодекса дети, потерявшие родительскую опеку и находящиеся в одном из этих учреждений, имеют право:

  1. содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
  2. причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  3. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  4. льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях;
  5. общение с родителями и другими родственниками, на защиту прав и интересов, на выражение своего мнения.

Среди этих прав особенно важно право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и защиту их интересов.

Это право является исчерпывающим, и его сущность была раскрыта и указана в пункте 30 Типового положения об воспитательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где было установлено, что учреждения, лишенные свободы, имеют право:

  1. бесплатное содержание;
  2. получение общего образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  3. защиту своих прав и интересов;
  4. уважение человеческого достоинства;
  5. свободу совести и информации;
  6. удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
  7. защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  8. развитие своих творческих способностей и интересов;
  9. получение квалификационной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
  10. отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) в воспитательном учреждении, осуществляется на основе полной государственной поддержки. Этот важный принцип закреплен в законе в ст. 147 СК, ст. 50 Закона «Об образовании» и Закона «О социальных пособиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под всеобъемлющей государственной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им бесплатного питания бесплатно во время их пребывания в штате. или в соответствующем муниципальном учреждении комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание.

Реализация их права на содержание, образование, образование и всестороннее развитие детьми в воспитательных учреждениях в значительной степени зависит от персонала учреждения и от того, созданы ли благоприятные условия в непосредственной близости от порта приписки.

Поэтому особое внимание уделяется отбору работников в воспитательном учреждении, которые могут выполнять задачи по обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их профессиональной и образовательной квалификацией. Лица, для которых это запрещено по юридическим или медицинским причинам, а также лица, осужденные за определенные правонарушения, не могут заниматься образовательной деятельностью на объекте.

Таким образом, учреждения социального обслуживания для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предлагают на данном этапе минимально необходимый уровень социальной реабилитации и социальных услуг для всех детей в сфере их деятельности. Тем не менее, независимо от уровня и качества работы этих учреждений, они не могут заменить ребенка потерей настоящей «настоящей» семьи. Вот почему в нашем современном обществе проблема «семейной» социальной структуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вновь остро стоит.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2016). 
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016). 
3. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: автореферат дис… канд. юрид. наук. / М. Л. Огурцова; Акад. Ген. прокуратуры РФ, — М.: 2015. — 27с.
4. Джумагазиева Г. С., Садретдинова Л. И. Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты // Молодой ученый. — 2016. — №8. — с. 734. 
5. Зилковская Л.М. Судебный порядок усыновления - как один из способов защиты прав детей // Актуальные проблемы государства и права. - Сочи, 2015. - с.371.
6. Кухарев А. Е. Семейное право Российской Федерации: учеб.-практ. пособ. / А. Е. Кухарев. - М.: Правовое единство: Алерта, 2016. - 328 с.
7. Международное частное право / под ред. С. Г. Кузьменко. - М.: Центр учб. л-ри, 2015. - 316 с.
8. Нечаева А. М. О Концепции совершенствования семейного законодательства//Социально-юридическая тетрадь. 2015. № 5. с. 215