Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях
Аннотация. В статье представлен анализ действующего законодательства в области государственной социально-правовой деятельности по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательных учреждениях с учетом концепций и видов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети-сироты; социально-педагогическая поддержка; трудная жизненная ситуация; родительская опека.
В настоящее время социально-образовательная поддержка детей, потерявших родительскую опеку, основана на взаимодействии школьных учителей, а именно помощь детям в трудных ситуациях.
Основной задачей, стоящей перед специалистами, оказывающими социально-педагогическую поддержку, является разработка мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, с которыми в настоящее время сталкивается ребенок-сирота с точки зрения его социализации, разработка и реализация специальных программ, способных компенсировать дисфункциональный опыт и обстоятельства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Российская Федерация является государством всеобщего благосостояния, политика которого заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности (в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации). В контексте реализации государственной политики в интересах детей особое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, особенно детей-сирот и других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны защищаться органами, специально уполномоченными государством. Органы опеки и попечительства отбирают лиц, которые выступают в качестве опекунов и попечителей, усыновителей, усыновителей; защита прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в суде, при наличии таких органов; обеспечивается контроль за предоставлением жилья и проживания детей в семьях граждан, обеспечивается их социальная защита, обучение, занятость и полная интеграция в общество.
С этой целью предусмотрены комплексные меры на федеральном уровне, с целью формирования и реализации государственной политики в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, а также обеспечения их социальной защиты, обучения, занятости и интегральная интеграция в общество.
Права детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в воспитательных, медицинских, социальных учреждениях и других подобных учреждениях, как правило, совпадают с правами детей, находящихся под опекой.
Согласно ст. 149 Семенного Кодекса дети, потерявшие родительскую опеку и находящиеся в одном из этих учреждений, имеют право:
- содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях;
- общение с родителями и другими родственниками, на защиту прав и интересов, на выражение своего мнения.
Среди этих прав особенно важно право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и защиту их интересов.
Это право является исчерпывающим, и его сущность была раскрыта и указана в пункте 30 Типового положения об воспитательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где было установлено, что учреждения, лишенные свободы, имеют право:
- бесплатное содержание;
- получение общего образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- защиту своих прав и интересов;
- уважение человеческого достоинства;
- свободу совести и информации;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- развитие своих творческих способностей и интересов;
- получение квалификационной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) в воспитательном учреждении, осуществляется на основе полной государственной поддержки. Этот важный принцип закреплен в законе в ст. 147 СК, ст. 50 Закона «Об образовании» и Закона «О социальных пособиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под всеобъемлющей государственной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им бесплатного питания бесплатно во время их пребывания в штате. или в соответствующем муниципальном учреждении комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание.
Реализация их права на содержание, образование, образование и всестороннее развитие детьми в воспитательных учреждениях в значительной степени зависит от персонала учреждения и от того, созданы ли благоприятные условия в непосредственной близости от порта приписки.
Поэтому особое внимание уделяется отбору работников в воспитательном учреждении, которые могут выполнять задачи по обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их профессиональной и образовательной квалификацией. Лица, для которых это запрещено по юридическим или медицинским причинам, а также лица, осужденные за определенные правонарушения, не могут заниматься образовательной деятельностью на объекте.
Таким образом, учреждения социального обслуживания для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предлагают на данном этапе минимально необходимый уровень социальной реабилитации и социальных услуг для всех детей в сфере их деятельности. Тем не менее, независимо от уровня и качества работы этих учреждений, они не могут заменить ребенка потерей настоящей «настоящей» семьи. Вот почему в нашем современном обществе проблема «семейной» социальной структуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вновь остро стоит.