Результаты апробирования интеграционного проекта в школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Результаты апробирования интеграционного проекта в школе
RESULTS OF TESTING AN INTEGRATION PROJECT AT SCHOOL
Anna Danilyuk
undergraduate, Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Russia, Irkutsk
Аннотация. В статье представлены результаты апробирования интеграционного проекта на интегрированном уроке ОБЖ – География в 7 классе. За период производственной практики в школе были проведены все запланированные мероприятия, это: тестирование, а также интегрированный урок ОБЖ – Географии на тему «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» для обучающихся 7 «А» (экспериментальный), 7 «Б» (контрольный) классов. Для выявления уровня знаний о стране Индонезия была проведена диагностика по составленному нами тесту.
Abstract. The article presents the results of testing an integration project in an integrated lesson Lafe safety – Geography in grade 7. During the practical training period, all the planned activities were carried out at the school, these were: testing, as well as an integrated lesson in Life safety – Geography on the topic “Traveling to Indonesia for a tourist should be not only interesting, but also safe” for students 7 «A» (experimental), 7 «B» (control) classes. To identify the level of knowledge about the country, Indonesia was diagnosed using our test.
Ключевые слова: интеграционный проект, интегрированный урок, география, основы безопасности жизнедеятельности.
Keywords: integration project, integrated lesson, geography, the basics of life safety.
За период производственной практики в школе были проведены все запланированные мероприятия, это: тестирование, а также интегрированный урок по ОБЖ-Географии на тему «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» для обучающихся 7 «А» (экспериментальный), 7 «Б» (контрольный) классов.
Для выявления уровня знаний о стране Индонезия была проведена диагностика по составленному нами тесту.
Результаты диагностики показали, что в экспериментальном классе высокий уровень развития предметных результатов показало 22 % обучающихся; хороший уровень – 45 %; удовлетворительный – 33 %. По итогам диагностики учащихся были выставлены оценки (см. рис. 1.1.). Средний балл равен 3.88 баллам.
Рисунок. 1. Уровень знаний о стране Индонезия экспериментальном классе
Результаты диагностики в контрольном классе показали, что высокий уровень развития предметных результатов имеют 20 % обучающихся; хороший – 45 %; удовлетворительный – 35 % (см. рис. 1.2.). По итогам диагностики, обучающимся также были выставлены оценки. Средний балл равен 3.43 баллам.
Рисунок. 2. Уровень знаний о стране Индонезия в контрольном классе
Полученные результаты в контрольном и экспериментальном классах свидетельствуют о том, что обучающиеся экспериментального класса показывают более высокий уровень развития предметных результатов.
После проведенной диагностики в экспериментальном классе нами проводилась работа по формированию предметных результатов на уроках географии в рамках темы «Юго-Восточная Азия» и ОБЖ по разделу «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» по средствам интеграционного проекта «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным».
Проектная деятельность является одной из эффективных форм работы по изучению безопасного поведения на природоопасных территориях. Изучение страны Индонезия и ее особенностей, а также правил безопасного поведения на данной территории, осуществляется обучающимися в виде составления памятки туристу (продукт проекта), который может быть представлен в виде брошюры, видеоролика, презентации и др. Информационной базой являются: учебник, карты, атласы, статистические данные, интернет ресурсы. Создание конечного продукта заданного проекта требовало от обучающихся умения работать с различными источниками информации, отбирать литературу, анализировать полученные данные и умение обобщать и делать выводы.
Формируются метапредметные УУД:
1) регулятивные – это способность организовать свою деятельность: принимать, понимать учебную задачу, планировать, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользоваться помощью;
2) познавательные – искать, получать и использовать информацию, логически выполнять действия;
3) коммуникативные – это умение общаться, слушать, говорить, возражать, соблюдать нормы речевого этикета, сотрудничать и очень важное действие: допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение.
Также формируется информационная компетенстность (владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации).
Уровень деятельности поисковый – метод обучения, при котором знания учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания.
Этот метод имеет следующие характерные признаки:
1) знания ученикам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;
2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;
3) обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, анализируют, сравнивают, обобщают.
Эффективность формирующего эксперимента подтверждается результатами анализа в сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». Для диагностики результатов было проведено повторное тестирование.
По итогам диагностики выполненного обучающимися повторного тестирования, им были выставлены оценки.
В экспериментальном классе высокий уровень предметных результатов показало 33 % обучающихся; хороший – 56 %, удовлетворительный – 11 % (см. рис. 2.1.). Средний балл класса равен 4.22 баллам.
Рисунок. 3. Уровень предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» в экспериментальном классе
Рисунок 4. Уровень предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» в контрольном классе
В контрольном классе показатели также изменились, высокий уровень показали 21% обучающихся, хороший – 49%; удовлетворительный – 30 %. (см. рис. 2.2.).
Таким образом, практическое значение проведенной работы заключается в том, что она разнообразила привычную форму работы на уроке, стимулировала познавательную активность учащихся, создала условия для самостоятельной работы учащихся, помогла улучшению предметных и метапредметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным», обогатила содержание интегрированного урока за счет представления на занятии максимальной наглядности.
Подводя итоги опытного обучения, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся достигли успеха, изучая предложенную тему.
Обобщенные результаты экспериментальной работы представлены в таблице 1.1. и на рисунке 3.1. Можно проследить динамику уровня сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». После проведенных уроков процент обучающихся с высоким уровнем сформированности предметных результатов с 11,1 % увеличился до 30,2 %; со средним – с 25,4 % до 34,9 %; низкий показатель сформированности достижения предметных результатов снизился с 63,5 % до 34,9 %.
Эффективность обучающего эксперимента подтверждается результатами анализа сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным». В результате исследования гипотеза проверена и подтверждена, поставленные задачи выполнены.
Таблица 1.
Динамика уровней достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» до и после формирующего этапа эксперимента
Уровень сформированности достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» |
|
|||
до |
после |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
высокий |
7 |
11,1 |
19 |
30,2 |
средний |
16 |
25,4 |
22 |
34,9 |
низкий |
40 |
63,5 |
22 |
34.9 |
Рисунок 5. Динамика уровней достижения предметных результатов на интегрированном уроке ОБЖ – География «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным» до и после формирующего этапа эксперимента
Экспериментальное обучение по средствам интегрированного проекта показало, что возросла доля учащихся со средним и высоким уровнем сформированности знаний о безопасное поведение в стране Индонезия.
В целом результат экспериментального обучения показал эффективность предложенной методики формирования знаний (интеграционный проект) о безопасном поведении в стране Индонезия у учащихся на интегрированном уроке ОБЖ – Географии «Путешествие в Индонезию для туриста должно быть не только интересным, но и безопасным».