МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ "УДАРНОГО МЕТОДА"
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ "УДАРНОГО МЕТОДА"
Введение. Современный футбол отличается высокими скоростями, острым противоборством, высокой техникой владения мячом. Игра характеризуется высокими динамическими показателями, прерывистым видом физических нагрузок с последующим чередованием движения и отдыха. Скоростно-силовые качества спортсменов определяются их способностью выполнять движения, связанные с каким-либо силовым сопротивлением в минимальный отрезок времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [3]. По мнению специалистов, возраст 13-14 лет является наиболее оптимальным для развития скоростно-силовых качеств футболистов, но выполненные на сегодняшний день исследования носят фрагментарный характер [1, 4, 5].
Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование применения «ударного метода» в развитии скоростно-силовых качеств футболистов 13-14 лет.
Методы и организация исследования. Для достижения цели нами применялся комплекс методов, включая анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики обработки эмпирических данных. Педагогический эксперимент был организован на базе ОГБУ СШ по футболу Волга имени Н. П. Старостина г. Ульяновска. В педагогическом эксперименте принимали участие 25 юных футболистов возраста 13-14 лет (учебно-тренировочная групп, УТГ, 3 год обучения), из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы (КГ – 13 чел., ЭГ – 12 чел.).
Результаты исследования и их обсуждение. В основе, разработанной нами методики развития скоростно-силовых качеств футболистов 13-14 лет применение «ударного метода», который предполагает применение непредельных отягощений с установкой на максимально возможную скорость или ускорение выполняемых двигательных действий [3].
Большое значение при подборе тренировочных средств, направленных на повышение уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов, придается подготовительным упражнениям с «взрывным» характером усилий (рывка штанги, броски набивного мяча, различные варианты прыжковых упражнений и др.). Отличительная черта этих упражнений - стимулирование мощности преодолевающих усилий с помощью инерционных сил, которые создаются в предшествующих фазах действия и вынуждают мышцы функционировать сначала в уступающем режиме, как например, при выпрыгивании вверх «в темпе» после прыжка в глубину, или при рывковом поднимании груза на блочных устройствах [2, 3].
Исходя из поставленной цели исследования при планировании тренировочного процесса футболистов ЭГ нами были внесены изменения в распределении тренировочных средств в структуре годичного тренировочного цикла. В ЭГ увеличен объем специальной физической подготовки до 9% (КГ – 7%); в разделе интегральной подготовки 5% от общего времени выделено на сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и совершенствование технико-тактических умений на основе применения средств специфических средств, используемых при реализации «ударного метода».
В соответствии с рекомендациями специалистов в ЭГ было следующее распределение специфических (с мячом) и неспецифических (без мяча) средств тренировки: на общеподготовительном этапе - 20% и 80%; на специально-подготовительном этапе - 50% и 50%; на предигровом этапе - 80% и 20%. Упражнения неспецифического характера (без мяча) проводились в общеподготовительной части тренировки включали выполнение: бега, общеразвивающих упражнений, прыжков, многоскоков, рывков и ускорений, комплекса упражнений с «координационной лестницей», прыжки на скакалке, через барьеры, гимнастическую скамейку. В основной части применялись комплексы специальных упражнений скоростно-силовой направленности, преимущественно специфического характера (с мячом, связанные с отработкой отдельных технических действий: упражнения с ведением мяча и прыжками через барьеры или гимнастические скамейки, рывки на короткие (до 10 м) дистанции, рывки с мячом с резким изменением направления и др.) на основе использования «ударного метода» Использовалось поточная форма, круговой метод, игровой, эстафеты. В ЭГ на подготовительном этапе в подготовительную часть всех тренировочных занятий включались специально-беговые прыжковые упражнения с целью подготовки суставно-связочного, мышечного аппарата к выполнению более нагрузочных упражнений «взрывного характера». Комплексы специальных упражнений на основе «ударного метода» развития скоростно-силовых качеств были включены в основную часть 2-х из 5 тренировочных занятий недельного микроцикла футболистов ЭГ (в объеме 20-25 мин.). Упражнения выполнялись без мячей и с мячом. Способы организации тренировочных занятий были круговой и поточный. Применялось различное сочетание прыжков в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину, затем с ведением мяча, ударом по мячу ногой или головой в прыжке (от 20 до 30 прыжков в глубину с последующим выпрыгиванием).
При организации занятий поточным способом упражнения выполнялись сериями (2 - 3 серии) в одном упражнении длительностью соответственно 5 - 8 минут, с интервалами отдыха между сериями 3 - 5 минут. В каждой серии юные футболисты выполняли соответственно по 10-15 повторений (2 раза в минуту) выпрыгиваний вверх, после прыжки в глубину. Высота тумбочки составляла 40 см. В упражнениях с применением барьеров (высота 30 - 40 см, расстояние между барьерами 1 м) и гимнастических скамеек (высота 30 см) занимающиеся выполняли подряд по 4 - 5 прыжков. Количество серий, длительность пауз между ними оставались прежними. Количество повторений (серий прыжков) уменьшалось до 5 в каждой серии. Повторения выполнялись каждую минуту. При «круговой тренировке» упражнения «ударного метода» выполнялись на 3 - х «станциях», для каждой из которых подбиралось определенное упражнение «ударного метода». Выполнение упражнения на каждой «станции» было серийным. Все остальные характеристики: длительность серий, длительность и характер пауз отдыха, количество повторений в одной серии были аналогичными, как и при поточном способе выполнения упражнений.
Для подтверждения эффективности разработанной нами методики скоростно-силовой подготовки футболистов 13-14 лет был проведен педагогический эксперимент в период с сентября 2022 по апрель 2023 года (продолжительность 6 месяцев). Тестирование показателей скоростной, скоростно-силовой подготовленности, проведенное в начале педагогического эксперимента указывает на отсутствие достоверных различий в исследуемых показателях между футболистами КГ и ЭГ (Р<0,05).
Тестирование, выполненное по завершению формирующего педагогического эксперимента, свидетельствует о положительном приросте показателей скоростных, скоростно-силовых качеств футболистов КГ И ЭГ. При этом в контрольной группе футболистов 13-14 лет достоверный прирост выявлен только в одном тесте «Выпрыгивание вверх», который составил 6,47% (Р<0,05), в остальных тестовых упражнениях наблюдается положительная динамика. Показатели прироста в экспериментальной группе достоверно выше чем в контрольной группе (Р<0,05). Самый высокий прирост наблюдается в показателях «взрывной» силы – 15,6%; достоверные приросты выявлены в тесте «Прыжок в длину с места» - 10,5%; «Прыжок в длину после спрыгивания с высоты 40 см» - 7,82%; «Тройной прыжок с места» - 5,30%; «Челночный бег 3х10 м» - 5,29% (Р<0,05). Достоверные различия в показателях прироста между футболистами КГ и ЭГ в тестах оценки скоростных качеств свидетельствует об эффекте «положительного переноса»: используемые нами в ЭГ специальные упражнения на основе «ударного метода» оказали положительное влияние как на скоростно-силовые, так и на скоростные качества.
Целенаправленное применение средств специальной направленности на развитие скоростно-силовых качеств специфического (с мячом) и неспецифического (без мяча) характера на основе использования "ударного метода", приводит к значительному сокращению времени для достижения достаточно высокого для футболистов 13-14 лет уровня развития скоростно-силовых, скоростных качеств, создает предпосылки для совершенствования технических приемов, технико-тактических действий, что подтверждается достоверными показателями прироста в выполнении технических приемов юными футболистами ЭГ. Тестирование технической подготовленности предусматривало оценку скоростной техники владения мячом и специальной координации
Таблица
Сравнительный анализ показателей технической подготовленности футболистов ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента
№/№ |
Тесты |
Группы испытуемых |
Показатели (M±σ) |
Прирост в %
|
Р |
|
|
|
начальный |
итоговый |
|
||
1. |
Ведение мяча 10 м (с) |
КГ ЭГ |
2.46 ± 0.03 2,43 ±0.05 |
2.34 ± 0.04 2.22± 0.05 |
5,0 9,05* |
Р<0,05 |
2. |
Ведение мяча с изменением направления 10 м (с) |
КГ ЭГ |
7,56 ± 0.03 7,53 ± 0.05 |
7,30 ± 0.04 7,12 ± 0.06 |
3,49 5,60 |
Р<0,05 |
3. |
Ведение мяча 3 x 10 м (с) |
КГ ЭГ |
9,34 ±0.07 9,36 ± 0.10 |
8,88 ±0.09 8,68 ±0.07 |
5,04 8,54* |
Р<0,05 |
4. |
Удар на точность по воротам, 10 ударов (количество попаданий) |
КГ ЭГ |
6,54 ±0.06 6,58 ± 0.09 |
7,89 ±0.11 8,75 ±0.09 |
18,7* 25,05* |
Р<0,05 |
5. |
Передача мяча в "коридор", 10 попыток (количество попаданий) |
КГ ЭГ |
5,89±0.09 5,96 ± 0.10 |
7,04 ±0.15 8,45 ±0.12 |
17,8* 34,5* |
Р<0,05 |
6. |
Вбрасывание мяча на дальность, м |
КГ ЭГ |
11,2 ± 1,02 11,5 ±1,34 |
13,3 ±1,45 14,8±1,07 |
17,1* 25,09* |
Р<0,05 |
Примечание: * -достоверность различий внутри группы при Р<0,05
По завершению педагогического эксперимента в экспериментальной группе в 5 из 6 показателей технической подготовленности выявлен достоверный прирост показателей; в контрольной группе, всего лишь в трех тестовых упражнениях, в остальных наблюдается положительная динамика (таблица). Наиболее высокие показатели прироста выявлены в тесте «Передача мяча в "коридор"»: в ЭГ прирост составил 34,5%; в КГ, соответственно, 17,8% (Р<0,05). Также в тесте «Вбрасывание мяча на дальность»: в ЭГ прирост составил 25,09%; в КГ, соответственно, 17,1% (Р<0,05).
Заключение. Внедренная в тренировочный процесс ЭГ методика скоростно-силовой подготовки обеспечила сопряженный характер развития специальных скоростно-силовых качеств и прироста показателей технической подготовленности футболистов 13-14 лет, что свидетельствует о рациональном выборе средств и методов специальной подготовки, целесообразности применения «ударного метода» на учебно-тренировочном этапе.