Статья:

Здоровьесберегающее поведение детей и подростков в учебных заведениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Вдовенко М.В., Биловус В.К. Здоровьесберегающее поведение детей и подростков в учебных заведениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61754 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Здоровьесберегающее поведение детей и подростков в учебных заведениях

Вдовенко Марина Васильевна
студент, Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, РФ, г. Шахты
Биловус Вячеслав Казьмирович
канд. социол. наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, РФ, г. Шахты

 

HEALTH-SAVING BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Marina Vdovenko

Student, Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State Technical University in Shakhty, Russia, Shakhty

Vyacheslav Bilovus

Cand. sociol. sciences, associate professor, Service and Entrepreneurship Institute (branch) of the Don State Technical University in Shakhty, Russia, Shakhty

 

Аннотация. Авторами статьи рассматривается проблема здоровьесберегающего поведения детей и подростков в учебных заведениях. Обосновывается мысль о том, что формирование принципов здоровьесберегающего поведения происходит в детстве, что требует от учебных заведений особого направления деятельности в данной сфере. Авторами статьи особое внимание уделяется валеологической службе как службе здоровья или службе медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В ходе исследования авторами обозначены основные задачи, стоящие перед валеологической службой, а также выявлены основные принципы осуществления здоровьесберегающей деятельности.

Abstract: the Authors consider the problem of health-saving behavior of children and adolescents in educational institutions. The author substantiates the idea that the formation of the principles of health-saving behavior occurs in childhood, which requires special activities in this area from educational institutions. The authors of the article pay special attention to the valeological service as a health service or a service of medical, psychological and pedagogical support of the educational process. In the course of the study, the authors identified the main tasks facing the valeological service, as well as identified the basic principles of health-saving activities.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, образовательный процесс, дети и подростки, здоровый образ жизни, валеологическая служба, педагогическое сопровождение.

Keywords: health-saving behavior, educational process, children and adolescents, healthy lifestyle, valeological service, pedagogical support.

 

Здоровье является важнейшей ценностью человека. Современная Россия, как и множество развитых и развивающихся стран, сталкивается с проблемами демографии и состояния здоровья. К этим проблемам можно отнести низкий уровень рождаемости, старение население, увеличение хронических неинфекционных заболеваний и т.д.

Как определяет академик В.П. Петленко, характерной особенностью состояния здоровья современного российского общества является катастрофически быстро растущие алкоголизм, наркомания, табакокурение и растление молодежи, что определяет ситуацию в стране как «умерщвление здоровья нации» [1]. Каждый год население России сокращается почти на один миллион. Примерно 70% всех смертей приходится на болезни кровообращения и новообразования.

Формирование установки на здоровый образ жизни происходит в детстве, так как именно дети, у которых в этот период  происходит формирование и выработка фундаментальных жизненных стереотипов, являются наиболее перспективной возрастной категорией. Установка на здоровый образ жизни у детей и подростков является результатом интеграции ребенка в систему здоровьесберегающего поведения. Несмотря на то, что семья является основной ячейкой, в которой происходит социализация, значительную роль в формировании здоровьесберегающего поведения детей и подростков оказывает образовательная система. Так, например, согласно данным Научно-исследовательского центра гигиены и охраны здоровья детей и подростков государственного учреждения «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук 90% детей имеют отклонения физического и психического характера связанные с факторами внутришкольной среды [2].

Основной задачей здоровьесберегающего воспитания является формирование у подрастающего поколения мотивационной сферы, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья. Формирование здоровьесберегающего поведения позволяет определить мотивационную направленность в стремлении детей вести здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что особо важна преемственность на всех этапах формирования здоровьесберегающего поведения детей и подростков.

В связи с этим, учебные заведения несут ответственность за состояние здоровья детей и подростков, в соответствии с чем они должны осуществлять значительную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья своих воспитанников. Вопросы формирования здорового образа жизни детей и подростков должны быть органично включены в учебно-воспитательную деятельность.

В качестве основного направления деятельности учебных заведений по формированию здоровьесберегающего поведения детей и подростков является валеологическая служба, которая представляет собой службу здоровья или службу медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Цель подобной службы заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Как отмечают многие исследователи, на сегодняшний день накоплен практический опыт реализации подобных служб, однако, несмотря на этот факт, нельзя говорить о существовании определенной развитой инфраструктуры в данной сфере. Как отмечают такие исследователи, как М. Ю. Кириллова, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова и др. внедрение подобных служб в учебные заведения происходит достаточно сложно, основная причина чего заключается в наличии ряда нерешенных проблем, касающихся основополагающих организационно-педагогических условий, которые обеспечивают деятельность служб здоровья и служб медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [3,4,5].

Как отмечает В.К. Биловус, нельзя забывать, что при всей социальной значимости социальных аспектов здоровьесберегающего поведения, его основу составляют медико-биологические факторы, поэтому только интеграция медицинского и социального подходов может обеспечить персонифицированные условия здорового образа жизни. Подобный взгляд определяет необходимость разработки новых подходов к формированию здоровьесберегающего поведения молодежи на основе интеграции медицинских и социальных условий вокруг единой цели-ценности – перспективы полноценной реализации молодыми людьми своей репродуктивной функции [5].

Необходимо отметить, что здоровьесберегающая деятельность должна предусматривать мониторинг, прогнозирование состояния здоровья, коррекцию образа жизни, количественные и качественные показатели здоровья детей и подростков. Исходя из этого, основными задачами валеологической службы в учебных заведениях являются следующие:

‑ разработка и реализация программ оздоровления детей и подростков на основании особенностей их психофизиологического развития, а также условий образовательного учреждения;

‑ разработка и реализация организационно-педагогических рекомендаций, направленных на обеспечение здоровьесберегающего режима обучения и отдыха в учебном заведении;

‑ создание автоматизированной информационно-аналитической базы данных, посредством которого осуществляется количественных и качественных мониторинг состояния здоровья детей и подростков;

‑ организация здоровьесберегающих мероприятий в учебном заведении;

‑ системный анализ и оценка получаемой информации о состоянии здоровья детей и подростков, выявление причинно-следственных связей и воздействия внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья;

‑ интеграционное взаимодействие педагогических, медицинских, психологических и социальных работников для обеспечения сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей и подростков;

‑ разработка и внедрение образовательных программ, ориентированных на повышение валеологической культуры в учебном заведении, родителей, а также педагогов;

‑ выявление потребностей детей и подростков в профилактической и коррекционной работе;.

Необходимо отметить, что работа по охране здоровья детей и подростков в учебном заведении должна строиться на основе следующих принципов:

‑ принцип системности, который позволяет обозначить структурные блоки содержания программы здоровьесберегающего поведения, а также определить шаги научно-методической, управленческой и прочей работы;

‑ принцип социобразности, который предполагает согласование школьного образования и социального заказа, ориентированного на воспитание здорового подрастающего поколения;

‑ принцип культурообразности, который ориентирован на формирование валеологической культуры личности как составляющей части общей культуры современного человека;

‑ принцип гуманизма, который предполагает личностно-ориентированное обучение;

Данные принципы являются основополагающими для осуществления здоровьесберегающей деятельности и формирования оптимальных условий для осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, здоровье является первоочередной и важнейшей потребностью человека, определяющей его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Именно здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью. В качестве главного фактора здоровья является поведение личности, направленное на его сбережение и улучшение. Здоровье, здоровьесберегающее поведение и развитие потенциала человека находится в тесной взаимосвязи. Так как образовательный процесс в том числе включает и воспитательный процесс, то формирование здоровьесберегающего поведения является одной из ключевых направлений деятельности образовательных учреждений.

 

Список литературы:
1. Петленко В.П. Валеологический семинар академика В. П. Петленко [Текст]. Санкт - Петербург: ОРАКУЛ, Минск, 1996.
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru
3. Кириллова М. Ю. Валеологическое сопровождение учебного процесса как средство формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / М. Ю. Кириллова. СПб., 2000. 189 с.
4. Колбанов В. В. Социальные детерминанты здоровья и образа жизни [Текст] / В. В. Колбанов // Здоровье: сущность, диагностика и оздоровительные стратегии: материалы I Междунар. науч. конф. Радом, 2001. С. 25–30. 70. 
5. Колесникова М. Г. Анализ направлений валеологической работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга [Текст] / М. Г. Колесникова // Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы Санкт-Петербурга: материалы науч.-практ. семин. СПб., 2000. 60 с.
6. Биловус В. К. Цели – ценностные установки молодежи на здоровьесберегающее поведение  /  В. К. Биловус —  «Бук»,  2018.   44 с.