Концепция разработки конструктора бизнес-процессов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Концепция разработки конструктора бизнес-процессов
На сегодняшний день для решения ежедневных задач в большинстве программных продуктов рядовому пользователю не нужны глубокие знания в области информационных технологий. Однако для решения некоторых бизнес-задач в процессе работы возникает необходимость в изменении алгоритма работы программы или отдельного модуля. Сегодня не каждая программа способна обеспечить пользователя простым инструментом, который позволил бы изменить логику выполнения тех или иных бизнес-задач. Для решения подобных задач на текущий момент необходимо прибегать к услугам программистов, либо команды разработчиков. В конечном итоге задача становится дорогостоящей и откладывается по времени.
Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны в сфере управления бизнесом. Всё началось с разработки конструктора бизнес-процессов, с помощью которого человеку, не владеющему основами программирования, не составит особого труда построить бизнес-процессы и тут же внедрить их в работу компании, а позже контролировать их выполнение, изменять и устранять возникающие в процессе их исполнения проблемы.
Например, дизайнер бизнес-процессов, реализованный в сервисе управления бизнесом Битрикс24. Дизайнер бизнес-процессов - это наглядный инструмент автоматизации. Интерфейс конструктора прост, понятен и удобен. Поэтому для работы в нём не нужны знания и навыки программирования. Построение бизнес-процессов происходит при помощи стрелок, фигур и текстовых описаний [1].
Подобный образом реализован конструктор бизнес-процессов в CRM системе OneBox. Основной инструментарий схож с тем, что представлен в дизайнере бизнес-процессов, реализованном в сервисе управления бизнесом Битрикс24. Построение бизнес-процесса происходит подобно сборке детского конструктора: строится бизнес-процесс из необходимых кубиков, которые представляют собой этапы, и стрелок, являющими собой действия для каждого этапа[2].
В системе управления бизнес-процессами ELMA конструктор бизнес-процессов представлен в виде отдельного модуля "Управление бизнес-процессами". Создание, изменение бизнес-процессов ведётся с применением простого и наглядного языка BPMN. Согласно [3], BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса. Набор возможностей системы ELMA, позволяющих контролировать выполнение процессов, довольно широк и разнообразен. Одной из них является возможность отслеживать не только выполнение процессов, но также и задавать показатели и метрики, дабы в дальнейшем анализировать эффективность выполнения процессов с различных точек зрения. Во время выполнения процесса или после его завершения возможны ситуации, когда у пользователей появляются новые идеи или замечания к формам задач, к модели процесса и т.п. В данной системе управления, для фиксирования и последующей обработки подобных предложений, предусмотрен функционал улучшения бизнес-процессов. У любого пользователя системы ELMA существует возможность создания предложения по улучшению бизнес-процесса. Предложения по улучшению поступают владельцу процесса, принимающему решение по осуществлению улучшения либо по его отклонению.[4].
Однако, после создания модели бизнес-процесса, её реинжиниринг редко проходит успешно с первого раза. Существуют различные виды реинжиниринга бизнес-процесса. Поиск и построение удачной версии бизнес-процесса занимает много сил и времени. Не все конструкторы бизнес-процессов способны на самостоятельный просчёт успешности внедрения будущего результата реинжиниринга. Поэтому в будущем одной из основных функций конструктора бизнес-процессов станет подсчёт эффективности от реинжиниринга бизнес-процесса [5].
В будущем подобные конструкторы будут дополняться всё большим функционалом и, возможно, будут применяться не только в сфере управления бизнесом. Ведь, если верить [6], бизнес-процесс – упорядоченная совокупность видов деятельности, направленных на преобразование входов с целью удовлетворения потребителя. Значит, является возможным создание подобных конструкторов, входящих в состав программного обеспечения, применяемого и вне сферы управления бизнесом. Подобные конструкторы предоставят рядовым пользователям возможность доработки программного алгоритма под свои потребности, без привлечения приглашенных специалистов. Но следует предусмотреть вариант возвращения программного обеспечения в исходное состояние, либо в последнее работоспособное состояние, на случай ошибок, допущенных пользователем при постройке алгоритма работы программы, либо при изменении её структуры. Также немаловажным будет и то, каким образом конечный пользователь будет конструировать бизнес-процесс его программы, так как не все пользователи знакомы с языком моделирования BPMN. Поэтому интерфейс подобного конструктора должен быть интуитивно понятен.
Отсутствие простого механизма изменения исполняемого алгоритма программ для пользователей сегодня вынуждает компании обращаться за помощью к приглашенным специалистам, тратить время и деньги на описание бизнес-логики. При этом конечный результат зачастую не соответствует ожиданиям пользователей. Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны в сфере управления бизнесом. В различных системах управления бизнесом уже сегодня успешно существуют и развиваются конструкторы бизнес-процессов, позволяющие создавать, изменять, внедрять в работу компании и контролировать бизнес-процессы. В будущем развитие подобных конструкторов продолжится и, возможно, подобные конструкторы станут неотъемлемой частью любого программного обеспечения и позволят рядовым пользователям самостоятельно выполнять надстройку программ под собственные нужды, полностью контролируя процесс. Подобные решения позволят экономить компаниям на эксплуатации программного обеспечения.