Статья:

Концепция разработки конструктора бизнес-процессов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Воробьев Р.А., Беляев Э.И. Концепция разработки конструктора бизнес-процессов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62538 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция разработки конструктора бизнес-процессов

Воробьев Роман Андреевич
студент, Казанский Государственный Энергетический университет, РФ, г. Казань
Беляев Эдуард Ирекович
канд. техн. наук, доцент, Казанский Государственный Энергетический университет, РФ, г. Казань

 

На сегодняшний день для решения ежедневных задач в большинстве программных продуктов рядовому пользователю не нужны глубокие знания в области информационных технологий. Однако для решения некоторых бизнес-задач в процессе работы возникает необходимость в изменении алгоритма работы программы или отдельного модуля. Сегодня не каждая программа способна обеспечить пользователя простым инструментом, который позволил бы изменить логику выполнения тех или иных бизнес-задач. Для решения подобных задач на текущий момент необходимо прибегать к услугам программистов, либо команды разработчиков. В конечном итоге задача становится дорогостоящей и откладывается по времени.

Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны в сфере управления бизнесом. Всё началось с разработки конструктора бизнес-процессов, с помощью которого человеку, не владеющему основами программирования, не составит особого труда построить бизнес-процессы и тут же внедрить их в работу компании, а позже контролировать их выполнение, изменять и устранять возникающие в процессе их исполнения проблемы.

Например, дизайнер бизнес-процессов, реализованный в сервисе управления бизнесом Битрикс24. Дизайнер бизнес-процессов - это наглядный инструмент автоматизации. Интерфейс конструктора прост, понятен и удобен. Поэтому для работы в нём не нужны знания и навыки программирования. Построение бизнес-процессов происходит при помощи стрелок, фигур и текстовых описаний [1].

Подобный образом реализован конструктор бизнес-процессов в CRM системе OneBox. Основной инструментарий схож с тем, что представлен в  дизайнере бизнес-процессов, реализованном в сервисе управления бизнесом Битрикс24. Построение бизнес-процесса происходит подобно сборке детского конструктора: строится  бизнес-процесс из необходимых кубиков, которые представляют собой этапы, и стрелок, являющими собой действия для каждого этапа[2].

В системе управления бизнес-процессами ELMA конструктор бизнес-процессов представлен в виде отдельного модуля "Управление бизнес-процессами". Создание, изменение  бизнес-процессов ведётся с применением простого и наглядного языка BPMN. Согласно [3], BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса. Набор возможностей системы ELMA, позволяющих контролировать выполнение процессов, довольно широк и разнообразен. Одной из них является возможность отслеживать не только выполнение процессов, но также и задавать показатели и метрики, дабы в дальнейшем анализировать эффективность выполнения процессов с различных точек зрения. Во время выполнения процесса или после его завершения возможны ситуации, когда у пользователей появляются новые идеи или замечания к формам задач, к модели процесса и т.п. В данной системе управления, для фиксирования и последующей обработки подобных предложений, предусмотрен функционал улучшения бизнес-процессов. У любого пользователя системы ELMA существует возможность создания предложения по улучшению бизнес-процесса. Предложения по улучшению поступают владельцу процесса, принимающему решение по осуществлению улучшения либо по его отклонению.[4].

Однако, после создания модели бизнес-процесса, её реинжиниринг редко проходит успешно с первого раза. Существуют различные виды реинжиниринга бизнес-процесса. Поиск и построение удачной версии бизнес-процесса занимает много сил и времени. Не все конструкторы бизнес-процессов способны на самостоятельный просчёт успешности внедрения будущего результата реинжиниринга. Поэтому в будущем одной из основных функций конструктора бизнес-процессов станет подсчёт эффективности от реинжиниринга бизнес-процесса [5].

В будущем подобные конструкторы будут дополняться всё большим функционалом и, возможно, будут применяться не только в сфере управления бизнесом. Ведь, если верить [6], бизнес-процесс – упорядоченная совокупность видов деятельности, направленных на преобразование входов с целью удовлетворения потребителя. Значит, является возможным создание подобных конструкторов, входящих в состав программного обеспечения, применяемого и вне сферы управления бизнесом. Подобные конструкторы предоставят рядовым пользователям возможность доработки программного алгоритма под свои потребности, без привлечения приглашенных специалистов. Но следует предусмотреть вариант возвращения программного обеспечения в исходное состояние, либо в последнее работоспособное состояние, на случай ошибок, допущенных пользователем при постройке алгоритма работы программы, либо при изменении её структуры. Также немаловажным будет и то, каким образом конечный пользователь будет конструировать бизнес-процесс его программы, так как не все пользователи знакомы с языком моделирования BPMN. Поэтому интерфейс подобного конструктора должен быть интуитивно понятен.

Отсутствие простого механизма изменения исполняемого алгоритма программ для пользователей сегодня вынуждает компании обращаться за помощью к приглашенным специалистам, тратить время и деньги на описание бизнес-логики. При этом конечный результат зачастую не соответствует ожиданиям пользователей. Первые шаги в решении этой проблемы были сделаны в сфере управления бизнесом. В различных системах управления бизнесом уже сегодня успешно существуют и развиваются конструкторы бизнес-процессов, позволяющие создавать, изменять, внедрять в работу компании и контролировать бизнес-процессы. В будущем развитие подобных конструкторов продолжится и, возможно, подобные конструкторы станут неотъемлемой частью любого программного обеспечения и позволят рядовым пользователям самостоятельно выполнять надстройку программ под собственные нужды, полностью контролируя процесс. Подобные решения позволят экономить компаниям на эксплуатации программного обеспечения.

 

Список литературы:
1. Дизайнер бизнес-процессов [Электронный ресурс] – URL: https://helpdesk.bitrix24.ru/open/7380841/
2. Конструктор бизнес-процессов [Электронный ресурс] – URL: https://crm-onebox.com/ru/business-process-designer/
3. Нотация BPMN 2.0: ключевые элементы и описание [Электронный ресурс] – URL: https://www.comindware.com/ru/blog-bpmn-2-0-элементы-и-описание/
4. Создание бизнес-процесса [Электронный ресурс] – URL: https://www.elma-bpm.ru/KB/article-5966.html
5. Дентовская Ю.С. Реинжиниринг бизнес-процессов / Ю.С. Дентовская / Вестник науки и образования. – 2016,№2(14). – С. 39-48.
6. Песков Е.В. Бизнес процессы и бизнес архитектура в современном бизнесе/ Е.В. Песков / Вестник науки и образования. – 2016, №2. – С. 70-72.