Теория и практика антикризисного управления организацией. Развитие моделей антикризисного управления.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Теория и практика антикризисного управления организацией. Развитие моделей антикризисного управления.
THEORY AND PRACTICE OF CRISIS MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION DEVELOPMENT OF CRISIS MANAGEMENT MODELS
Elmira Yarullina
Student, Kazan State Energy University, Russia, Kazan
Anna Derbeneva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kazan State Energy University, Russia, Kazan
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты антикризисного управления и взгляд различных авторов на различные ситуации с практической точки зрения. Представлены модели антикризисного управления, которые раскрывают результативность их применения.
Abstract. The article considers the theoretical aspects of crisis management and the view of various authors on various situations from a practical point of view. Crisis management models are presented that reveal the effectiveness of their application.
Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, модели антикризисных стратегий, планирование и прогнозирование.
Key words: crisis, crisis management, models of crisis management strategies, planning and forecasting.
Антикризисное управление организацией является довольно актуальной темой в наши дни. План по решению кризисных ситуаций должен вестись постоянно, но особо актуальным он становится только в период непосредственного его наступления. Поэтому необходимо понять причины и последствия экономической нестабильности предприятия, и рассмотреть план дальнейших действий.
Так, если начать с самых основ, то первые экономические кризисы произошли в Англии еще в XVII веке. Характерные черты такого экономического положения были выражены резкими и значительными спадами производства, которые приводили к снижению: валового национального продукта, банкротству многих предприятий, безработице и многих последующих за этим факторам.
Кризисное состояние, в наши дни, может преследовать каждое производство, но механизм управления и умение находить выход из такой ситуации может не каждая организация, что и требует определённого плана действий. Существует несколько точек зрения, которые могут объяснить ошибки в решениях по антикризисному управлению.
Так, в учебном пособии К.В. Балдина, О.Ф. Быстрова, А.В. Рукосуева упоминается о психологической теории кризисов, которая раскрывает влияние эмоционального состояния на ведение дел. Паника и разброд ведут к застою капиталовложений.
Неуверенность и неорганизованность может помешать правильному и грамотному привлечению инвестиций. Инвестиции же являются важной частью функционирования организации, а соответственно не допустимо упустить возможность их привлечения в собственную деятельность.
По итогам исследования Л.С. Бляхмана, антикризисное управление предприятием заключается в предотвращении его банкротства. Для этого предлагается ликвидировать убыточные и малоэффективные подразделения, реорганизовать структуру финансов, а также сократить необязательные расходы. Эти задачи являются важными для любого управленца, но их применение становится востребованным, только с возникновением кризиса.
Разрабатывая план антикризисного управления, всегда существуют пробелы в её прогнозировании и это не позволяет полностью раскрыть все факторы, которые могли бы предотвратить ранние признаки наступления кризиса.
Из выше сказанного следует раскрытие актуальных моделей антикризисного управления, которые способствуют: предвидению ситуации, подготовке к кризису, его смягчению, грамотному управлению кризисными процессами и выходу из кризиса с минимальными последствиями.
Рассмотрим яркий пример двух практически диаметральных моделей антикризисных стратегий – американскую и японскую.
Таблица 1.
Модели антикризисных стратегий
Американская модель |
Японская модель |
Структура: |
|
|
|
Результативность: |
|
|
|
Для российских промышленных организаций предпочтительнее будет являться японская модель антикризисного управления. Это обусловлено рядом причин:
- В связи с хроническими недостачами ресурсов, невозможно составить оптимальный план выхода фирмы из кризисного состояния (то есть план должен быть компромиссным и соответствовать ресурсам, которые находятся в распоряжении предприятия).
- Ввиду сложной структуры организации крайне затруднительно сосредоточить все управление на одном сотруднике, который в период наступления кризиса должен максимально быстро принять решение (в таких условиях диверсификация решений принесет большую результативность как в скорости принятия решений, так и в качестве контроля).
- При наступлении кризиса, фирма ограничена во времени на разработку и применение антикризисной стратегии (единственное лучшее решение является сетевое планирование, основанное на принципах параллельности реализации мероприятий антикризисной стратегии).
Таким образом, на возникновение кризисной ситуации в организации могут влиять как внешние, так и внутренние факторы нестабильности. Причинами осложнений могут быть разные обстоятельства, но важно уметь составлять своевременный и оптимальный план для выхода из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.
Так, важно определить насколько серьезной является ситуация. Для организации в равновесном состоянии можно разработать стратегию на длительный период от 5 до 7 лет. Для кризисных организаций стратегия определяется на короткий срок от 1 до 3 лет. После оценки, необходимо выбрать путь, по которому будет двигаться организация в дальнейшем. Необходимо разобрать какие структуры предприятия нуждаются в большем внимании и поддержки. Для лучшей эффективности можно выбрать модель антикризисной стратегии зарубежных компаний, которые по определенной методике смогли выйти из состояний финансовой нестабильности и продолжить свою деятельность.