Статья:

Особенности проведения допроса несовершеннолетнего, на примере дела Головкина С.А. («Фишера»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гудина А.С., Удалов М.И. Особенности проведения допроса несовершеннолетнего, на примере дела Головкина С.А. («Фишера») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63004 (дата обращения: 18.01.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проведения допроса несовершеннолетнего, на примере дела Головкина С.А. («Фишера»)

Гудина Алена Сергеевна
студент Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовы, РФ, г. Владимир
Удалов Максим Игоревич
заведующий кабинетом криминалистики экспертно-лабораторного комплекса, Юридического института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир

 

FEATURES OF THE INTERROGATION OF A MINOR, ON THE EXAMPLE OF THE CASE GOLOVKIN S.A. ("FISHER")

 

Alena Gudina

Student, of Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, Russia, Vladimir

Maxim Udalov

Head of the criminalistics office of the expert laboratory complex, Law Institute of Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, Russia, Vladimir

 

Аннотация. Целью написания статьи ставится анализ проведения следователем допроса в отношении несовершеннолетнего. В работе исследуются основные аспекты проведения допроса, проблемные вопросы, касающиеся этих аспектов. Исследование проводится на примере уголовного дела Головкина С.А. («Фишера»). В результате анализа, предлагаются возможные пути решения проблем.

Abstract. The purpose of this article is to analyze the investigator's interrogation of a minor. The paper examines the main aspects of the interrogation, problematic issues relating to these aspects. The study is conducted on the example of the criminal case of Golovkin S. A. ("Fisher"). As a result of the analysis, possible solutions to the problems are proposed.

 

Ключевые слова: допрос, следователь, преступление, несовершеннолетний, психологические особенности, особый субъект.

Keywords: interrogation, investigator, crime, minor, psychological features, special subject.

 

Одним из наиболее значимых процессуальных действий, в ходе расследования преступления выступает допрос [2].

В особенности, представляется крайне сложным допрос несовершеннолетнего лица. Тактику допроса несовершеннолетнего необходимо строить таким образом, чтобы не травмировать его, еще не окрепшую детскую психику, в частности это касается уголовных дел, непосредственно связанных с насильственными действиями сексуального характера, а также причинении смерти другому лицу. Допрос несовершеннолетних, касающийся уголовного дела в отношении Головкина Сергея Александровича (Фишера), который осуществлял насильственные действия сексуального характера, после чего совершал убийства с особой жестокостью, далее осуществлял над телами  убитых садистские действия, которые были направлены исключительно на несовершеннолетних лиц мужского пола, явно оказал бы максимально негативное воздействие  на психику, допрашиваемых несовершеннолетних. Так, при подготовке к допросу несовершеннолетнего, следователь, главным образом, обязан определить - существует ли необходимость привлечения к допросу педагога или психолога [5].

В ст. 191 Уголовного процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) регламентируются случаи обязательного участия в проведении допроса несовершеннолетнего, педагога или  психолога. Это представляется целесообразным, потому как несовершеннолетнему может понадобиться психологическая помощь психолога или педагога, в процессе осуществления допроса следователем. Что касается законных представителей, в особенности родителей, следователю следует быть более осторожным. Связано это с тем, что в зависимости от сущности уголовного дела, находящимся на стадии расследования, психологическое давление, страх, дискомфорт, стеснительность, несовершеннолетний, в процессе допроса, может испытывать в разной степени. Более того, интересы несовершеннолетнего и его законного представителя могут не совпадать [4] Отчетливо проследить такое явление видится возможным на примере уголовного дела Фишера. Как известно из материалов дела, Фишер осуществлял насильственные действия сексуального характера с одиннадцатью несовершеннолетними лицами мужского пола. После таких действий он убивал своих жертв, и далее продолжал осуществлять по отношению к их телам садистские действия. Информация об этом, еще до задержания Головкина, пусть и не в детальных подробностях, но, все же, имелась у населения, об этом знали родители, дети. Соответственно, несовершеннолетние, которые допрашивались следователем, знали о том, что Головкин делал с детьми их возраста.

При применении информации, полученной в результате допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, в процессе осуществления дальнейших оперативно-розыскных действий, необходимо провести подробный анализ таких сведений. В частности, соотнести полученные, в ходе допроса, детали, касающиеся расследования уголовного дела, с другими фактами и событиями, ранее уже известными следователю. Выяснить – может ли полученная, в ходе допроса несовершеннолетнего информация, соотноситься с действительностью, являются ли показания несовершеннолетних истинными. Подростки склонны ко лжи, объясняется это тем, что лица такого возраста нуждаются в одобрении окружающих, поэтому они склонны говорить то, что от них хотят услышать [3] Осуществление таких действий носит обязательный характер, что подтверждается сведениями, содержащимися в материалах уголовного дела Фишера. Так, в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля следователем, были получены сведения о портрете преступника, его отличительных особенностях и приметах. Так, несовершеннолетний мальчик, в ходе допроса, пояснил, что стал свидетелем совершения Фишером преступления, в результате чего, мальчик имеет четкое представление о внешнем виде Головкина, он запомнил его двухметровым крепким мужчиной со шрамом на подбородке и татуировкой в виде змеи, которую обвивает кинжал, рядом надпись «Фишер», а также с серьгой в ухе. Позже оказалось, что несовершеннолетний выдумал эти детали, желая привлечь к себе внимание, придать иной окрас событию, свидетелем которого он стал. На основании, в частности, этих сведений осуществлялись дальнейшие следственно-оперативные действия, очевидно, результатов они не дали.

Таким образом, следователь должен руководствоваться двумя основными целями. Во-первых, избежать травмирования детской психики. Действенным способом осуществления этой цели является применении зеркала Гезелла [1]. Такой формат допроса представляется необходимым при расследовании преступлений, которые сопряжены с совершением против несовершеннолетних насильственных действий сексуального характера, если есть необходимость в помощи психолога. При осуществлении такого допроса, возможность реализации такого способа обеспечивается наличием у следователя незаметного наушника, посредством которого, психолог, который незаметно для несовершеннолетнего, наблюдает его допрос, имеет возможность помогать следователю в выборе тактики дальнейшего допроса.

Во-вторых, получить достоверную информацию, которая поможет в дальнейшем расследовании уголовного дела. Следователю самому необходимо использовать верную тактику допроса, обеспечив минимальное негативное воздействие на психику несовершеннолетнего, и также прбегнуть к помощи психолога, который, в том числе, посредством прочтения невербальных средств коммуникации человека, его эмоций, мимики, поможет следователю уличить несовершеннолетнего допрашиваемого во лжи.

 

Список литературы:
1. Абдулаева, В.Ш. Особенности производства допроса несовершеннолетнего / В.Ш. Абдулаева // Закон и право. - 2019. – С. 105 – 106.
2. Аксенова, Л.Ю., Анешева, А.Т. Тактические приемы производства допроса / Л.Ю. Аксенова, А.Т. Анешева // Сибирское юридическое обозрение. – 2019. - № 1. – С. 80 – 84.
3. Алимпиев, Е.К. С. Тактико-психологические приемы выявления и разоблачения лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых по делам о корыстно-насильственных преступлениях / Е.К. Алимпиев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. - С. 209 – 215.
4. Мальцагов И.Д., Ажиева, М.И. Участие несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве / И.Д. Мальцагов, М.И. Ажиева // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 2. - С. 144 – 146.
5. Чернова, С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 2 (48). – С. 92 – 101.