Статья:

Проблемы международного усыновления в РФ

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шаповал Л.В. Проблемы международного усыновления в РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы международного усыновления в РФ

Шаповал Людмила Владимировна
магистрант Вятского Государственного Университета, РФ, г. Киров
Кощеева Елена Сергеевна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», РФ, г.Киров

 

На сегодняшний день международное усыновление в РФ является вопросом дискуссионного характера, т.к. вызывает огромное количество споров и неурегулированных проблем. Об этом свидетельствует наметившийся раскол в общественных взглядах на процедуру международного усыновления, который разделил общество на сторонников и противников данного процесса.

Имеющиеся пробелы в правовом регулировании усыновления и применением на практике норм о международном усыновлении, приводят к нарушениям прав детей. Отчасти это связано с тем, что до сих пор так и не сформирован унифицированный режим такого усыновления, а также не выработаны механизмы, позволяющие в полной мере защищать интересы усыновленных детей, проживающих за границей. Однако, международное усыновление, в отличие от национального, тяжелее подается контролю со стороны российского законодательства, что обусловлено несоответствиями правовых актов разных стран, а также отсутствием реального контроля над российскими детьми, увезенными заграницу.

Усугубляет ситуацию с международным усыновлением, такая повсеместная российская проблема как коррупция. Все еще встречаются случаи фактической торговли детьми, когда за определенную плату подделываются документы с целью усыновления ребенка иностранцами. Именно коррупция в сфере международного усыновления приводит к отсутствию должного контроля со стороны государственных органов.

В свою очередь Россия, как страна «экспортер» детей, довольно популярна у иностранных усыновителей. Несмотря на все ужесточения внесенные в эту сферу законодательства, РФ все еще остается страной с достаточно легкой и дешевой процедурой международного усыновления. Так в европейских странах усыновление с участием иностранца может затянуться на долгие годы (в среднем 3-4 года) и стоить порядком 50000 долларов[1,c.263].

Одна из главных проблем российского усыновления состоит в том, что в стране крайне низкий уровень усыновления детей оставшихся без попечения родителей. Основной причиной является ненадежное социально-экономическое положение семьи в РФ. В ежегодном обзоре судебной практики об усыновлении детей иностранными гражданами приводятся основные причины отказа российских граждан от усыновления, такими причинами являются: тяжелое материальное положение, отсутствие надлежащих жилищных условий, преклонный возраст, наличие собственных несовершеннолетних детей, состояние здоровья усыновляемых детей, а также на отсутствие родственных связей с ребенком[6].

Так же среди органов опеки и попечительства практикуется «запугивание» потенциальных российских усыновителей серьезными болезнями, имеющимися у детей, подлежащих усыновлению, которых в действительности у ребенка нет. В медицинских отчетах указываются ложные данные, а это соответственно, сводит на нет, возможность устроить ребенка внутри страны. Это осуществляется в целях передачи ребенка на усыновление иностранным усыновителям.

Данное деяние нарушает ст. 5.36 ч. 2 КоАП РФ которая гласит, что за совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб [2].

Иностранные усыновители в свою очередь оплачивают данную услугу, таким образом, фактически покупают ребенка. Это в свою очередь нарушает Конституцию РФ[4], Конвенцию по правам ребенка[4], ст.127.1 УК РФ[9], а также в частности ст. 154 УК РФ[10].

Ленинским районным судом г. Владивостока вынесен обвинительный приговор старшему воспитателю по ст. 154 УК РФ - незаконное усыновление и удочерение, ст. 327 - подделка официального документа, ст. 303 - фальсификация доказательств по гражданскому делу и наказание в виде одного года лишения свободы и штраф в размере 120 тыс. руб., а также лишением права заниматься профессиональной деятельностью на два года[7].

Часто встречающейся проблемой при процессе международного усыновления являются ошибки в оформлении документов для усыновления ребенка.

Зачастую иностранные усыновители подают документы в российский суд, с апостилем прикрепленным скобами степлера, что в свою очередь ставит под сомнение подлинность данного документа. А значит, суд не может принять данный экземпляр в рассмотрение, однако в действительности такие документы принимаются, что является серьезным нарушением.

Частым нарушением является несоблюдение сроков документов, которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217[5]. Статьей 5.36 КоАП РФ в ч. 1 предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей[2].

Однако наиболее серьезной проблемой в области международного усыновления в РФ является отсутствие реального государственного контроля над соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными усыновителями. В настоящее время не существует действенной процедуры по принятию мер по устранению нарушений допускаемых в отношении усыновленных детей за рубежом, т.к. там не действует российская юрисдикция, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.

Фактическая невозможность процедуры отмены усыновления самим судом вынесшим решение об усыновлении, является следующей проблемой международного усыновления. СК РФ в ст. 140 предусматривает такую процедуру как отмена усыновления ребенка[8], однако фактически без согласия усыновителя Российский суд не может воспользоваться данной процедурой. Таким образом, в случае если иностранный усыновитель не пожелает обратиться за отменой усыновления в Российский суд, то ребенок остается в иностранном государстве, а затем будет передан в другую семью, либо социальное учреждение. Таким образом, контроль над судьбой ребенка у РФ будет потерян.

Проанализировав основные проблемы международного усыновления российских детей иностранцами,  можно заметить острую необходимость в более тщательном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.

 

Список литературы:
1. Bartolet E. What's wrong with adoption law? / Intern. J. of children's rights // Dordrecht etc. - 2016, № 3. - P. 263.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ст. 5.36. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6ded8f7f9f9737c0ebc47ef1559e983a82653e1a/
3. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
4. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ
5. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/184333/#ixzz5YctTHvmm
6. Президиум верховного суда РФ «Обзор практики рассмотрения в 2016 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71588412/
7. РИА Новости. Во Владивостоке направлено в суд дело о незаконном усыновлении [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20051017/41796984.html
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ст. 140.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ст. 127.1.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. ст. 154.