Статья:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Цибульский А.В. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(63).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Цибульский Алексей Владимирович
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

В настоящее время, на территории Российской Федерации замечается непрекращающееся распространение оружия. Теракты, торговля, небрежное хранение и другие противозаконные деяния с использованием оружия на сегодняшний день носит угрожающий характер. При этом преступность, связанная с незаконным оборотом оружия, в последние годы трансформировалась, приобрела новые формы. Оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы, что сразу же сделало его предметом посягательств со стороны преступных элементов.

В настоящее время незаконный оборот оружия провоцирует рост тяжких преступлений и представляет все более серьезную угрозу государственной безопасности, влечет за собой целый шлейф преступлений террористической направленности. Так, по России совершенно 21317 преступлений за 2022 год, связанных, с незаконным оборотом оружия [3].

Незаконный оборот оружия – это социально обусловленный процесс получения, распространения, использования оружия в обществе, который происходит с нарушением действующего законодательства и проявляется в совершении противоправных действий, запрещенных законом [1].

Легализации огнестрельного оружия становится приоритетной в деятельности правоохранительных органов, но в тоже время и проблемной в части привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия. Каждый гражданин, приобретая оружие, или просто держа его в руках обязан понимать всю ответственность, которую он на себя возлагает за безопасность окружающих его людей.

Сегодня достаточно много изучено вопросов касающихся уголовной ответственности за незаконные действия с оружием, его легализации, но в тоже время остаются нерешенными ряд проблем, которые требуют своего разрешения.

Резонансные преступления, особенно с пострадавшими детьми, показали, насколько важно минимизировать риски применения оружия в противоправных целях. 30 марта 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Они призваны ужесточить контроль за оборотом оружия и не допустить его попадания в руки тех, кто может воспользоваться им в криминальных целях. Наряду с этим, Министерство цифрового развития предложило создать государственную информационную систему по контролю за оборотом оружия и управлению охранными услугами.

В 2022 году совместно с региональными Управлениями ФСБ и МВД России проведено около 28 тысяч проверок условий сохранности оружия и патронов по местам жительств владельцев. Выявлено свыше 2 тысяч нарушений законодательства, регулирующего оборот оружия. Составлено 2076 административных протоколов. Из оборота изъято 793 единицы оружия, свыше 16 тысяч боеприпасов. Из незаконного оборота изъято 8 единиц оружия, 294 патрона. Аннулировано 774 разрешительных документа. По фактам, указывающим на наличие состава преступления, возбуждено 3 уголовных дела. Приняты меры в отношении 405 владельцев оружия, местонахождение которых не установлено. Из них 55 владельцев являются нарушителями сроков продления разрешительных документов [3]. В целом количество таких нарушителей в регионе существенно сократилось.

Комплексные проверки позволили получить объективные сведения о состоянии гражданского оборота оружия на территории региона и исключить его попадание в незаконный оборот.

В 2022 году на федеральном уровне были приняты меры по совершенствованию контроля в сфере оборота оружия. Уточнены отдельные вопросы владения гражданским огнестрельным длинноствольным оружием.

С марта 2023 года вводится предварительная проверка граждан, желающих приобрести оружие, на предмет наличия опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Заключение об указанной опасности станет основанием для отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия, и будет действовать два года. Аналогичную проверку могут провести и среди уже действующих владельцев оружия. Проверку не будут проводить в отношении военнослужащих и представителей коренных малочисленных народов.

Не будут выдавать лицензии на приобретение оружия:

- подозреваемым или обвиняемым в совершении умышленного преступления;

- освобожденным от уголовной ответственности за умышленное преступление по нереабилитирующим основаниям (до истечения 2 лет со дня вступления решения суда в силу);

- привлеченным к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения (до истечения 1 года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию) [2].

Управлением осуществляется контроль за хранением и использованием оружия, которое находится в обороте юридических лиц.

Всего за 2022 год и истекший период 2023 года в ведомство поступило 53 заявления по лицензированию. Выявлено 14 нарушений, составлено 14 материалов об административных правонарушениях, в выдаче и переоформлении лицензии отказано 6 соискателям [3].

Росгвардией также осуществляется надзор в сфере частной охранной и частной детективной деятельности. Особое внимание уделяется недобросовестным частным охранным организациям, систематически допускающим нарушения.

В зоне пристального контроля - недопущение чрезвычайных происшествий в образовательных учреждениях области. Руководителям частных охранных организаций направлены рекомендации о принятии дополнительных мер безопасности объектов образовательной сферы. До конца апреля Управление Росгвардии проверит школы на предмет обеспечения их охраны и соблюдения режима антитеррористической защищенности.

В целом отмечается, что принимаемые в регионах РФ практические и профилактические меры позволят контролировать оборот гражданского оружия, частную охранную и детективную деятельность.

 

Список литературы: 
1. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»): Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 29.03.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.consultant.ru): [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19504/ (дата обращения: 05.06.2023).
2. Савин, А. А. Незаконный оборот оружия в отечественном законодательстве. Проблемы квалификации и профилактики / А. А. Савин // Modern Science. – 2023. – № 1. – С. 171-174
3. Статистические сведения о состоянии преступности в России // Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр»: [сайт]. – URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/ statistics (Дата обращения: 05.06.2023)