КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
QUALITY CONTROL OF CONSULTING ACTIVITIES
Julia Ledovskikh
Undergraduate student Orenburg Institute (branch) of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA), Russia, Orenburg
Alexandra Zakharova
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Business and Natural Resource Law Orenburg Institute (branch) of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA), Russia, Orenburg
Аннотация. авторы статьи характеризуют проблемы правового и институционального регулирования консалтинговых услуг, анализируют связанную с ними законодательную базу, затрагивая проблемы оценки качества такой деятельности и пути их решения.
Abstract. The authors of the article characterize the problems of legal and institutional regulation of consulting services, analyze the legislative framework related to them, touching upon the problems of assessing the quality of such activities and ways to solve them.
Ключевые слова: консультационная деятельность, консалтинговые услуги, консалтинг, предпринимательская деятельность, оказание услуг.
Keywords: consulting activity, consulting services, consulting, entrepreneurial activity, provision of services.
На сегодняшний день значение консультационной деятельности возрастает, именно поэтому, что весьма логично, появляется необходимость в ее контроле и регулировании. Однако стоит сразу заметить, что отдельно консалтинг в качестве вида предпринимательской деятельности не числится, что и вызывает проблемы правового и институционального регулирования.
Обратимся к нормативно-правовым актам. В настоящее время российское право оперирует лишь понятием «оказание услуг», таким образом, Гражданский кодекс определяет: «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» [4]. Вместе с тем оценочная, аудиторская деятельность регулируются специальными законами (Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.).
Существуют противоречия, когда консалтинговая деятельность ведется фактически, однако, она не урегулирована с правовой точки зрения, а та деятельность, правовое регулирование которой все-таки существует, с экономической точки зрения относится к консалтингу, но действующие нормативные документы не рассматривают, например, оказание аудиторских услуг как разновидности консалтинговых услуг [1].
Основная проблема, возникающая в процессе правового регулирования как, отмечалось ранее, это отсутствие отдельного нормативно-правового акта, который бы включал в себя понятия «консалтинговая услуга», «консалтинговая деятельность», «консалтинг». В настоящее время в российском законодательстве Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет обособленного вида обязательства оказание консалтинговых услуг, но распространяет действие главы 39 «Возмездное оказание услуг»: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса».
В целом следует отметить, что правовое регулирование консалтинговых услуг регламентируются отдельными нормативными актами в различных отраслях экономики.
Так, согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), соответственно консалтинговая деятельность в рамках страхового дела регулируется нормативными актами в сфере страхования, то есть является частью страховой деятельности, не отделяясь от нее [5].
Кроме того, применение консалтинговых услуг регулируется, в том числе, и Федеральным законом от 2.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», а именно в статье 5 в качестве сделок, осуществляемых кредитной организацией, названо, помимо прочего, и оказание консультационных услуг. Вообще, под консультационными (консалтинговыми) услугами банка можно понимать такой вид интеллектуальной деятельности, который связан с анализом, исследованием и выдачей информации, советов и рекомендаций по широкому кругу вопросов не только в области банковской деятельности, но и за ее пределами. К услугам, получившим развитие в последнее время, относится финансовое консультирование. К банкам весьма часто обращаются за финансовыми советами их клиенты, особенно когда стоит вопрос о максимально выгодном использовании кредита, сбережений или инвестировании средств. Помимо этого, силён банковский консалтинг в помощи малому бизнесу, который наиболее сильно, по понятным причинам, нуждается в поддержке со стороны профессионалов.
В чём же состоит проблема отслеживания качества консалтинга в различных сферах применения? Остро стоят вопросы установления определенной совокупности показателей качества консультационных услуг, которые отвечают конкретному характеру их оказания, определения приоритетности этих показателей, а также разработки методических материалов по проведению оценочной экспертизы. Помимо прочего, требуется привязка конкретных методических рекомендаций к определенному характеру консультационных услуг, некоторые из которых мы кратко описали выше [2].
Говоря об институциональном механизме контроля за консалтинговой деятельностью, также как и в случае с правовым регулированием, нельзя не обратить внимание на контрольные полномочия министерств и ведомств в определенных сферах экономики.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: налоговое консультирование, управленческое консультирование, консультации по правовым вопросам, разработку и анализ инвестиционных проектов и т.д. [6] (часть 7 ст. 1). Также, как и в сфере страхования, аудиторский консалтинг является составной частью аудиторской деятельности в целом и регулируется нормативно-правовыми актами об аудиторской деятельности.
В свою очередь государственный контроль за аудиторскими организациями и аудиторами в целом осуществляется со стороны Министерства финансов РФ, а также Центрального Банка РФ, который стал осуществлять надзор за аудиторами совсем недавно: с июня 2021 года.
Хотелось бы отметить, что оценка качества консалтинговых услуг является весьма трудоемким процессом, в отличие от оценки качества товаров или услуг, результатом которых выступает определенный овеществленный результат, соответственно, применяется, в том числе, законодательство о защите прав потребителей [3].
В случае оказания консалтинговых услуг организациям дело обстоит еще сложнее, поскольку отношения регулируются гражданским законодательством и договором, где условия определяются сторонами.
Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время российское законодательство требует разработки единого нормативно-правового документа, регулирующего деятельность рынка консалтинговых услуг. Также необходимо на законодательном уровне закрепление понятий «консалтинг», «консалтинговая услуга», «консалтинговая деятельность». Единый нормативно-правовой документ, регулирующий деятельность рынка консалтинговых услуг должен быть гармонизирован с действующими требованиями международных институтов и ассоциаций.