Международное усыновление: проблемы и пути решения
Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Международное усыновление: проблемы и пути решения
Защита прав ребенка является актуальной темой во все времена. Каждый ребенок имеет право на то, чтобы жить и воспитываться в семье, но существуют ситуации, когда дети остаются без попечения родителей и обрести новую семью могут лишь путем усыновления (удочерения) их новой семьей. В современном мире широкое распространение получает усыновление ребенка гражданами другого государства, то есть международное. Для обеспечения защиты прав и интересов детей, обретающих новую семью в чужом для них государстве, а также обеспечении им определенных гарантий существует международная унификация норм об усыновлении.
Первым международным документом, затрагивающей права детей, является Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году. В ней впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита — это не только обязанность семьи, общества или даже отдельной страны, но и предмет заботы всего человечества. Следующим, не менее важным документом является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН [1], которая не просто обозначает права детей, а юридически закрепляет меры защиты их прав. Наиболее значимым универсальным договором в сфере международного усыновления является Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) (далее – Конвенция) от 29 мая 1993 года [2]. В 2000 году Россия подписала данную Конвенцию, однако до настоящего времени так и не ратифицировала её.
Начиная с 1991 г., иностранными гражданами в России усыновлено свыше 90 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что в большинстве случаев дети успешно прошли адаптацию в новых семьях и местах жительства, имеет место проблемы в приемных семьях, вплоть до жестокого обращения с детьми и их гибели [5, с. 95 – 97.].
За период с 1991 г. зафиксировано 20 случаев насильственной смерти российских детей, усыновленных иностранными гражданами, по вине усыновителей. Зачастую, причиной является психическая нестабильной родителей и их неготовность к воспитанию приемного ребенка, к тому же из другого государства. Выявлять отклонения в психическом состоянии усыновителей необходимо на стадии подачи ими документов на усыновление, что будет являться причиной для отказа в усыновлении. В настоящее же время предоставление медицинских документов является формальностью, так как в российских больницах нет историй болезни иностранных граждан, следовательно, ни один врач не сможет установить, имеются ли заболевания у иностранного гражданина, препятствующие нормальному воспитанию ребенка.
Зачастую, подобные справки и иные документы иностранным гражданам выдают коммерческие медицинские организации, заинтересованные лишь в материальной выгоде. Это фактически исключает стадию медицинского обследования усыновителей [4].
Помимо выявления психических и медицинских оснований недопущения усыновления, при отборе кандидатов в усыновители необходимо установить в обязательном порядке прохождение психологического обследования и специальной программы подготовки к приему ребенка на воспитание в семью [6]. Для детей переезд в иноязычную культурную среду может вызвать «культурный шок», переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье, должный уровень подготовленности новых родителей и их психическая устойчивость поможет избежать конфликтов в семье и отказа от ребенка.
Существует два варианта усыновления детей – граждан России иностранными гражданами. Усыновление может проводиться как лично кандидатами в усыновители, так и при содействии представительств иностранных государственных и неправительственных организаций по усыновлению детей, осуществляющих деятельность на территории России (п. 2 ст. 126.1 СК) [3]. Представительства фактически подбирают кандидатуру ребенка для потенциальных родителей, выступают по доверенности во всех органах и организациях, исключая реальное участие иностранных усыновителей в данном процессе.
Если проанализировать все случаи нарушений прав ребенка по международному усыновлению, большая часть из них связанна с участием представительства в деле усыновления. Отчеты об адаптации детей в контролирующие органы редко поступают при оформлении «независимого» усыновления при содействии посредников. При этом действенные рычаги воздействия на организацию, взявшую обязательства по контролю над представлением отчетов и постановкой усыновленных детей на консульский учет, практически отсутствуют, что затрудняет дальнейший контроль над условиями жизни и воспитания детей.
В настоящее время обретает популярность практика публикации сведений о детях-сиротах в сети Интернет, главной задачей которых является поиск иностранных усыновителей. Но по факту получается, что происходит публикация рекламы «рынка детей». Различные организации, получая информацию о детях, размещают их у себя на сайте, обещая помощь в их усыновлении. Цены на услуги различаются в зависимости от данных ребенка: внешности, состояния здоровья. Но наличие подобных сайтов не только рассматривает детей как способ заработка, но и подвергают их жизнь и здоровье опасности, так как подобные сайты могут вызывать нездоровый интерес у определенного контингента. Необходимо ужесточить уголовную ответственность, закрепить в УК РФ новые составы совершения преступлений — с использованием мобильной сети, Интернета, новых технологий. [7, с. 119 – 124].
Для обеспечения защиты прав ребенка при иностранном усыновлении необходимо, чтобы Россия подписала Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. Участие России в Конвенции позволит обеспечить контроль за условиями жизни ребенка в семье иностранных усыновителей, что в настоящее время при отсутствии международных соглашений является невозможным. Согласно Конвенции 1993 г., этот контроль можно будет осуществлять посредством деятельности Центральной инспекции принимающего государства, обязанность, по созданию которой принимает каждое государство, участвующее в Конвенции. Одной из задач данного органа будет обмен информацией о законодательстве по вопросам межгосударственного усыновления с другими государствами-участниками, что является очень важным, учитывая отсутствие в Российской Федерации действенного механизма по получению информации об иностранном праве. Создание Центральных инспекций позволит осуществлять качественный отбор кандидатов в усыновители, обеспечит должный уровень контроля за адаптацией ребенка.
Участие России в Конвенции никоим образом не препятствует заключению двусторонних или региональных договоров о правовой помощи по вопросам межгосударственного усыновления, которые бы содержали перечень унифицированных материальных норм, регулирующих различные вопросы [8, с. 413 - 415].
Несмотря на то, что существуют международные нормы об усыновлении, заключено большое количество договоров с другими государствами, регулирующие данный вопрос, но, тем не менее, всё должно начинаться с наведения порядка внутри органов государственной власти в РФ. Так как большинство детей-сирот может обретать семьи внутри нашей же страны, что позволит им проходить более простую адаптацию, а также облегчит контроль со стороны государства. Не стоит забывать, что дети - это не средство улучшения международного положения, не способ политического влияния, а главное в жизни, и каждый из них имеет право быть счастливым в семье, причем неважно, в какой стране это будет.