К вопросу о беспристрастности судей в РФ
Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о беспристрастности судей в РФ
В любом современном демократическом государстве существует судебная власть, которая обеспечивает защиту прав и свобод граждан. Важнейшим элементом судебный системы, наряду с другими правовыми принципами является механизм исключения любого воздействия на судей со стороны других лиц при рассмотрении конкретного дела. Такой принцип гражданского процесса, как независимость судей нашёл отражение в специфическом конституционном принципе правосудия, который носит универсальный характер, как для гражданского, так и для арбитражного процессов. Этот принцип, наиболее главенствующий из всех конституционных принципов реализации правосудия [ст. 20 Конституции Российской Федерации] [1]. Он находит свое отражение во многих законодательных актах.
Если рассматривать реализацию данного принципа на практике, то это позволит выполнить суду свою социальную роль, т.к. главная задача суда – реализация и соблюдение всех законных прав, участников процесса (во-первых, подача искового заявления, во-вторых предъявление встречного иска и другие права). Поэтому объективное отношение к делу, реализация равноправия сторон участвующих в деле может обеспечить беспристрастный, независимый суд.
Стоит отметить, что беспристрастность судьи предполагает свободу при рассмотрении судьями конкретных дел, отсутствие предубеждений. Следовательно, могу сказать, что беспристрастность можно рассматривать как элемент независимости судей. Процессуальный принцип независимости является основополагающим принципом любого судебного процесса, который обеспечивает беспристрастность судьи в отношении других вопросов судебного процесса, а также объективность при оценке доказательств.
Ведь при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Вмешательство в деятельность судов влечёт ответственность. В судейском этическом кодексе также присутствуют нормы, которые требуют от судей беспристрастности, а также противодействия каким бы то ни было факторам расового, полового, религиозного или национального характера, оказывающим влияние на профессиональную деятельность судей.
Применительно к тематике данной статьи необходимо отметить, что свойство беспристрастности заключается в установленном предписании, согласно которому суд должен организовывать свою деятельность по рассмотрению и разрешению дел таким образом, чтобы она основывалась на непредвзятом и справедливом подходе ко всем участникам производства по делу.
Анализирую беспристрастность, как элемент независимости, видно, что этот термин применим для обозначения подхода к рассмотрению делав контексте судебного разбирательства, который предполагает субъективную свободу судьи от предвзятости, как в отношении участников процесса, так и в отношении результатов разрешения дела. Осуществление судебных функций также не должно оставлять никаких сомнений в законности и действительности судебного процесса. Другими словами, осуществление своих полномочий в качестве судей должно полностью соответствовать принципам объективности и беспристрастности. Более того, судья обязан отказаться от рассмотрения дела, если он не может обеспечить беспристрастность.
Беспристрастность, как уже отмечалось ранее, тесно связана с независимостью суда от внешних влияний. Поэтому, можно рассматривать как внутренний аспект независимости, как установку суда в отношении своего статуса и в то же время как отражение общего правового принципа равенства суда.
Беспристрастность способствует объективному рассмотрению дела. По мнению Якимовой Т. Ю. беспристрастность выступает признаком объективности суда и является одним из условий обеспечения объективности суда в стадии судебного разбирательства при рассмотрении и разрешении гражданского дела. [3] Полагаем, что это является условиями надлежащего осуществления правосудия. Нельзя не согласиться с В. М. Лебедевым, указывающим на взаимозависимость этих понятий. По его мнению, беспристрастность является как одним из главных условий, обеспечивающих объективность при рассмотрении дела и вынесения обоснованного и справедливого решения. [4] Если учитывать связь беспристрастности и объективности и их роль в ходе судебного разбирательства, то видно, что это отклонение от одного из этих процессуальных правил исключает другое. Рассматривая свойство беспристрастности, можно понять, что деятельность суда, направленную на практическое воплощение данного свойства.
Гражданам, которые сомневаются в правомерности судьи, могут заявить об отводе состава суда по мотивам несоответствия условиям беспристрастности [ст. 16 ГПК РФ] [2].
Полагаем, что наиболее важными являются вопросы о надежности данных критериев и возможности отказа заявителю, сомневающемуся в беспристрастности суда, без ущерба для авторитета судебной власти.
Независимость и беспристрастность судей, как неотъемлемый принцип независимости судебной власти, он гарантируется рядом стандартов, которые не допускают никакого внешнего влияния на состав суда при рассмотрении и разрешении дела о гражданско-правовом споре.
В случае российского законодательства, независимость и беспристрастность судей должна быть неотъемлемой и обязательной чертой судебной власти.
Все вышеприведённые положения подтверждаются правоприменительной практикой.
Итак, из всего вышесказанного следует сделать вывод, что беспристрастность - это основополагающее начало процессуального права, которое призывает к полному и объективному исследованию материалов дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия мотивированного и законного решения. Кроме того, беспристрастность тесно связана с независимостью суда от внешних влияний, поскольку независимость – важная гарантия отправления справедливого правосудия.
Следовательно, только при соблюдении этих принципов процессуального права можно гарантировать легитимное судебное разбирательство, ведь у судьи не должно быть никаких интересов, кроме одного - правильного применения закона.