Статья:

Понятие малого предпринимательства, его характеристика и особенности

Конференция: CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шарапов А.М. Понятие малого предпринимательства, его характеристика и особенности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(106). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(106).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие малого предпринимательства, его характеристика и особенности

Шарапов Александр Михайлович
магистрант Института Истории и Права, ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Шаляева Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. ист. наук, заведующий кафедры МПиСП, ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакана

 

Аннотация. В статье отражены исследования, посвященные развитию малого инновационного предпринимательства в России. Условия для отнесения участников к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также достоинства малых предприятий.

Abstract. The article reflects research on the development of small innovative entrepreneurship in Russia. Conditions for classifying participants as small and medium-sized businesses, as well as the advantages of small businesses.

 

Ключевые слова: малое предпринимательство, предпринимательские отношения, малые предприятия, правовое регулирование бизнеса, рыночные отношения.

Keywords: small business, business relations, small businesses, legal regulation of business, market relations.

 

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой деятельности является необходимым фактором реализации свободы личности в экономических отношениях.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции РФ [1], в России гарантированы единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также свобода экономической деятельности.

Часть 1 ст. 34 Конституции РФ предусматривает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой деятельности, не запрещенной законом.

Реализация данного права неразрывно связана с особенностями рыночной экономики, которая обусловлена внутренней свободой участников отношений, учетом их личных и имущественных прав и свобод, которые приобретаются как самим фактом рождения лица, так и предоставлением их впоследствии.

В ст. 2 ГК РФ имеется определение предпринимательской деятельности, которая является самостоятельной, осуществляется на свой страх и риск, направлена на регулярное получение прибыли, в результате пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Иными словами, самостоятельность лица проявляется в том, что оно:

-по собственному усмотрению определяет для себя целесообразность и необходимость занятия предпринимательской и иной деятельностью;

-имеет свободную волю и право ее выражения;

-самостоятельно выбирает виды и формы деятельности;

-использует для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью свое имущество и денежные средства [2].

Малое предпринимательство является предпринимательской деятельностью, которая осуществляется субъектами рыночной экономики по определенным критериям, установленным законом: средней численности работающих, размеру уставного капитала, ежегодному обороту и сумме активов.

Так, среднесписочный состав работников малого предприятия не должен превышать 100 человек, а ежегодный оборот быть не более800 миллионов рублей.

Для отнесения участников к субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо выполнение следующих условий:

-владение участниками хозяйственного общества или товарищества не более 25% акций в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества;

-владение участниками акционерного общества не более 25% голосующих акций;

-владение участниками хозяйственного общества или товарищества из числа иностранных юридических лиц, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства не более 49% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или в складочном капитале хозяйственного товарищества, или голосующих акций в акционерном обществе.

Малые предприятия выступают в качестве хозяйственных субъектов в процессе рыночной экономики; для них являются типичными такие признаки, как автономность, приспособленность к экономической среде; возможность осуществлять модернизацию производства, углублять научно-техническое сотрудничество и увеличивать показатели эффективности социально-экономического развития.

Одновременно, важной чертой малых предприятий служит выполнение определенного комплекса задач как экономического, так и социального характера.

К достоинствам малых предприятий относятся следующие факторы:

-короткий период адаптации к условиям рынка;

-гибкая система управления и оперативное принятие решений;

-существенные возможности субъектов для реализации собственных идей проявить свои способности;

-многофункциональное использование внутренних коммуникаций;

-минимальные экономические затраты;

-высокая степень оборота вложенного капитала.

Таким образом, малое предпринимательство является предпринимательской деятельностью, которая осуществляется субъектами рыночной экономики по определенным критериям, установленным законом: средней численности работающих, размер у уставного капитала, ежегодному обороту и сумме активов. Среднесписочный состав работников малого предприятия не должен превышать 100 человек, а ежегодный оборот быть не более 800 миллионов рублей. Субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества, товарищества и партнерства; производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Рос. газ.- 2009.- 21 янв.; 2014.- 07 февр.; 23 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г.]: в ред. Федер. закона от 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ // Рос. газ.- 1994.- 08 дек.; 2019.- 22 июля.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 дек. 1995 г.]: в ред. Федер. закона от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // Рос. газ.- 1996.- 10 фев.; 2019.-20 марта.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: [принят Государственной Думой 06 июля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г.]: в ред. Федер. закона от 02 авг. 2019 г. № 293-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2007.- № 31.- Ст. 4006; 2019.- № 31.- Ст. 4452.
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ: [принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г.]: в ред. Федер. закона от 26 ноября 2019 г. № 378-ФЗ // Рос. газ.- 2001.- 10 августа; 2019.- 28 ноября.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26 дек. 2008 г. ; 294- ФЗ: [принят Государственной Думой 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г.]: ред. Федер. закона от 02 августа 2019 г. № 310-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2008.- № 52.- Ст. 6249; Рос. газ.- 2019.- 09 августа.
7. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ под ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитонова.- Москва, 2014.- 296