Понятие малого предпринимательства, его характеристика и особенности
Конференция: CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Понятие малого предпринимательства, его характеристика и особенности
Аннотация. В статье отражены исследования, посвященные развитию малого инновационного предпринимательства в России. Условия для отнесения участников к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также достоинства малых предприятий.
Abstract. The article reflects research on the development of small innovative entrepreneurship in Russia. Conditions for classifying participants as small and medium-sized businesses, as well as the advantages of small businesses.
Ключевые слова: малое предпринимательство, предпринимательские отношения, малые предприятия, правовое регулирование бизнеса, рыночные отношения.
Keywords: small business, business relations, small businesses, legal regulation of business, market relations.
Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой деятельности является необходимым фактором реализации свободы личности в экономических отношениях.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции РФ [1], в России гарантированы единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также свобода экономической деятельности.
Часть 1 ст. 34 Конституции РФ предусматривает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой деятельности, не запрещенной законом.
Реализация данного права неразрывно связана с особенностями рыночной экономики, которая обусловлена внутренней свободой участников отношений, учетом их личных и имущественных прав и свобод, которые приобретаются как самим фактом рождения лица, так и предоставлением их впоследствии.
В ст. 2 ГК РФ имеется определение предпринимательской деятельности, которая является самостоятельной, осуществляется на свой страх и риск, направлена на регулярное получение прибыли, в результате пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Иными словами, самостоятельность лица проявляется в том, что оно:
-по собственному усмотрению определяет для себя целесообразность и необходимость занятия предпринимательской и иной деятельностью;
-имеет свободную волю и право ее выражения;
-самостоятельно выбирает виды и формы деятельности;
-использует для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью свое имущество и денежные средства [2].
Малое предпринимательство является предпринимательской деятельностью, которая осуществляется субъектами рыночной экономики по определенным критериям, установленным законом: средней численности работающих, размеру уставного капитала, ежегодному обороту и сумме активов.
Так, среднесписочный состав работников малого предприятия не должен превышать 100 человек, а ежегодный оборот быть не более800 миллионов рублей.
Для отнесения участников к субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо выполнение следующих условий:
-владение участниками хозяйственного общества или товарищества не более 25% акций в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества;
-владение участниками акционерного общества не более 25% голосующих акций;
-владение участниками хозяйственного общества или товарищества из числа иностранных юридических лиц, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства не более 49% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или в складочном капитале хозяйственного товарищества, или голосующих акций в акционерном обществе.
Малые предприятия выступают в качестве хозяйственных субъектов в процессе рыночной экономики; для них являются типичными такие признаки, как автономность, приспособленность к экономической среде; возможность осуществлять модернизацию производства, углублять научно-техническое сотрудничество и увеличивать показатели эффективности социально-экономического развития.
Одновременно, важной чертой малых предприятий служит выполнение определенного комплекса задач как экономического, так и социального характера.
К достоинствам малых предприятий относятся следующие факторы:
-короткий период адаптации к условиям рынка;
-гибкая система управления и оперативное принятие решений;
-существенные возможности субъектов для реализации собственных идей проявить свои способности;
-многофункциональное использование внутренних коммуникаций;
-минимальные экономические затраты;
-высокая степень оборота вложенного капитала.
Таким образом, малое предпринимательство является предпринимательской деятельностью, которая осуществляется субъектами рыночной экономики по определенным критериям, установленным законом: средней численности работающих, размер у уставного капитала, ежегодному обороту и сумме активов. Среднесписочный состав работников малого предприятия не должен превышать 100 человек, а ежегодный оборот быть не более 800 миллионов рублей. Субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества, товарищества и партнерства; производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.