Статья:

Проблемы и перспективы развития лизинга в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Самсонов C.И. Проблемы и перспективы развития лизинга в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63221 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы развития лизинга в России

Самсонов Cвятослав Игоревич
студент, Московский финансово-юридический университет «МФЮА», РФ, г. Москва

 

PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEASING DEVELOPMENT IN RUSSIA

 

Svyatoslav Samsonov

Student, Moscow University of Finance and law "MFUA", Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития лизинговых операций в современной России.

Abstract. The article is devoted to the analysis of problems and prospects of development leasing operations in modern Russia.

 

Ключевые слова: лизинг, лизинговые операции, рынок лизинга, договор финансового лизинга.

Keywords: leasing, leasing operations, leasing market, financial leasing agreement.

 

Лизинговые операции - наиболее практичный и экономически целесообразный инструмент долгосрочного финансирования для организаций в России и за рубежом. В соответствии с гражданским кодексом: «По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем».

Выделяют шесть этапов развития лизинговых операций. Первый – это краткосрочная аренда с возвратом техники по окончании договора. Второй – финансовый лизинг с заключением по окончании договора лизинга договора купли-продажи между бывшими лизингодателем и лизингополучателем. Третий – так называемая креативная финансовая аренда. В ней разрабатываются такие формы сделок, при которых возможны разные формы опционов на передачу прав собственности. Эти три этапа прошли практически все развивающиеся страны. Четвертый – это операционный лизинг, когда договор лизинга может быть доработан логистическими услугами, спектром по установке дополнительного оборудования. На следующем – пятом этапе усложняется продукт и появляется новый: возникает возможность выбрать опцион на передачу права собственности, прибегнуть к венчурному лизингу. Этот этап преодолевают Япония, Австралия и Германия. На шестом этапе лизинговый бизнес консолидируется – лизинговые компании проводят слияния, они компании поглощают другие. Эти новшества связаны со снижением маржи стандартных лизинговых схем. На данном этапе находятся США [1]. Россия на этом фоне в разных рыночных сегментах находится на разных этапах: простые схемы сделок используют на втором этапе, третий использует большинство сегментов рынка использует схемы, характерные для второго и третьего этапов развития рынка лизинга; лизинговые операции, применяемые на четвертом этапе развития – высшем для России – используются в сфере автомобильного лизинга и лизинга железнодорожных составов. Развитие лизинговых операций в России происходит под влиянием разных факторов. Это уровень развития банковской системы состояние финансового рынка, наличие либо отсутствие налоговых льгот для лизинга, степень изношенности основных средств предприятий, прибегающих к лизинговым сделкам, цена на приобретаемый продукт, платежеспособность клиентов и ставка банковского процента [2]. Данные, представленные Росстатом, свидетельствуют о том, что в нашей стране по результатам 2016-2017 годов преобладает финансирование транспортных средств.  

Картина за период с 2003 по 2017 год отражает экономические процессы, происходящие в стране: до 2014 года рынок лизинга показывает устойчивый рост, в 2015-м – падение, затем – снова подъем. Основные факторы увеличения спроса в этом сегменте – растущая потребность развивающегося бизнеса в преумножении активов, отложенный спрос, накапливающийся из года в год, переход собственников бизнеса, использующих коммерческий транспорт и строительную технику в аренду на лизинг, поскольку растущая экономическая грамотность населения способствует тому, чтобы переходить на более гибкие и практичные способы ведения бизнеса. На фоне роста финансирования автомобилей наблюдаем падение финансирования железнодорожных транспортных средств, бывших в передовиках до 2013 года.

Анализ  данных показывает, что с 2003 по 2017 год общая стоимость договоров финансового лизинга выросла в 24,8 раза. Можно отметить неравномерное развитие различных сегментов рынка лизинга. Наибольшие темпы роста продемонстрировал сегмент транспортных средств, в частности судов, наименьшие темпы роста характерны для лизинга зданий и оборудования. Причинами снижения доли железнодорожных транспортных средств в 2015-2016 годах стали перепроизводство железнодорожных вагонов, увеличение цен на подвижной состав, и переход бизнеса на грузоперевозки. Сегменты машин и оборудования, авиатехники и судов также ведут себя достаточно волатильно. Сегментация лизинговых компаний в России выделяет такие группы, как государственные – 6,5% рынка лизинговых услуг, принадлежащие банковским группам – 51,4%, кэптивные лизинговые компании – 8,9% и независимые -33,2%. Наиболее рыночными считаются независимые компании за их гибкость  в принятии решении о финансировании; их реакции на изменения рынка быстрее в сравнении с аффилированными компаниями; они не ограничены в выборе продавца и отрасли [3]. Необходимость следовать правилам банка мешает росту рыночной ориентации лизинговых компаний, принадлежащих к банковским группам, кэптивные компании ограничены продуктовой линейкой. Государственным компаниям мешает развиваться повышенная требовательность к экономическому состоянию клиента, будучи бюрократизированными, они долго принимают решение о финансировании. Для современного этапа развития рынка лизинговых услуг характерно наращивание объема нового бизнеса через сотрудничество с малыми и средними предприятиями. Крупный бизнес требует особых условий, скидок, пониженных ставок, поэтому, для наращивания доходности сделок, лизинговые компании диверсифицируют кредитный портфель, пополняя его сделками с малыми и средними предприятиями.  

По данным «Эксперт РА» объем нового бизнеса по лизингу в 2017 году увеличился на 48% и составил 1,1 триллион рублей. На этот период это исторический максимум. В качестве передовых выступают такие сферы рынка, как финансирование железнодорожных составов (впервые показавшая прирост с 2011 года) и уже предсказуемо – лизинг автомобильной техники. Наметившаяся в последние годы тенденция к выделению государством субсидий и отложенный спрос прошлых лет привели к буму в предоставлении лизинга на грузовую технику. Рассмотрим данные Росстата по видам экономической деятельности, владельцы которых прибегали к лизинговым операциям. Практически по всем видам деятельности наблюдается тенденция к росту использования лизинговых услуг за исследуемый период. Обращаясь к конкретным видам, отметим, что наибольший объем лизинговых договоров в нашей стране характерен для автомобильного транспорта и машин и оборудования, причем пальма первенства из года в год переходила от одной отрасли к другой. Причиной может служить планирование распределения финансовых потоков по отраслям в разные годы. В меньшей степени к услугам лизинговых компаний прибегала сфера здравоохранения, сфера производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Ситуацию в этих отраслях можно объяснить наличием альтернативного финансирования или государственного субсидирования. Видно, положительных результатов 2011 и 2013 годов, когда достигли – бизнес аккуратно реагирует на выход из потрясений финансового кризиса, тем не менее тенденция к росту наблюдается. Более гибкими в плане принятия решения о вступлении в лизинговые отношения являются крайние по размеру бизнеса организации – микропредприятия и организации, не относящиеся к малому и среднему бизнесу. Поскольку степень благосостояния экономики напрямую зависит от климата в организациях малого и среднего бизнеса, есть предпосылки к привлечению к работе с лизинговыми компаниями последних. Рассмотрим проблемы и перспективы развития лизинговых операций в современных экономических условиях России. Несмотря на наличие положительных аспектов сотрудничества с лизинговыми компаниями важно обратиться и к проблемам этого вида финансирования: в первую очередь это значительный объем запрашиваемых документов (уставные, финансовые документы за три последних отчетных периода, справки о платежной дисциплине в других кредитных и лизинговых организациях, подтверждение имеющегося на данный момент в парке клиента и поручителя по сделке техники, договоры, по которым лизингополучатель планирует выполнять работы, используя технику в лизинг и анкета, которая содержит запрос на бизнес-план по использованию оборудования)  и значительный документооборот по оформлению и обслуживанию сделки (сюда относится подписание достаточно объемного договора лизинга – доходящего до 80 страниц – в четырех экземплярах, подписание договоров поручительств по экземпляру на сторону и подписание договоров купли-продажи также в четырех экземплярах.). В качестве направлений развития лизинга в области упрощения процесса лизинговой сделки отметим:

- оптимизацию документооборота, последствием чего станет более оперативное обслуживание клиентов и возможность привлечь их больший объем;

- разъяснительную работу с клиентами по предоставлению и подписанию конкретных документов;

- необходимость рекламных кампаний по преимуществам лизинга над кредитом. К недостаткам лизинговой деятельности следует отнести и риски, с которыми сталкивается компания-лизингодатель:

- политические: возникают в результате постоянных изменений в социально-политической сфере, тревожных новостей на фоне все новых вводимых санкциях и возможности недополучения дохода в связи с этим: компания ввиду участия иностранного капитала не может финансировать организации, попавшие под американские санкции, а также технику, которая планируется к использованию на территории Республики Крым;

- макроэкономические – в связи с ожиданием финансовым и отделом бизнес-контроля подъемом или кризисом в экономике, меняются цели по эффективным процентным ставкам, поскольку они напрямую влияют на доходность, в формулу расчета которой и закладываются затраты на благоприятное, либо волатильное развитие экономики;

- правовые – в связи с постоянным изменением юридической базы и противоречиями, существующими в законодательстве, вести предпринимательскую деятельность становится все труднее, что, безусловно, влияет на положение в бизнесе наших клиентов;

- риск невозврата техники – когда клиент не выходит на связь с лизингодателем, скрывается и всячески сопротивляется изъятию предмета лизинга;

- риск кражи/ утраты оборудования;

- риск невозможности продать технику на вторичном рынке ввиду ее неликвидности. [4].

Анализ данных Федеральной службы государственной статистики позволяет выявить факторы, отрицательно влияющие на деятельность лизинговых организаций, по результатам за 2015 и 2016 годы. Компании, предоставляющие лизинг, в первую очередь обращают внимание на высокий процент коммерческого кредита (73,9% всех лизинговых компаний). О том, что им мешает конкуренция других лизинговых организаций, отметили 43,4% респондентов. Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности замыкает тройку основных тревог лизинговых организаций – 40,6% (обратим внимание, что отметивших эту проблему с 2015 года стало на 12% больше). Среди прочих названных уровень налогообложения, проблемы со спросом на оборудование, непрозрачность деятельности потребителей, сложность с получением кредита и недостаток финансовых средств. Поступательное решение этих вопросов приведет к росту лизинговых услуг на нашем рынке, а значит и укрепит экономику. Важно обратить внимание на так называемый портфельный риск: это распределение финансирования среди лизингополучателей без учета возможных сложностей, которые могут произойти с бизнесом клиента, неумение диверсифицировать финансовые потоки таким образом, чтобы максимальные суммы финансирования одобрялись для малого количества клиентов и их аффилированных компаний. С данным видом риска часто сталкиваются представители отдела кредитных рисков (цель которых – предотвратить тенденции к развитию нестабильного портфеля) и отдела финансирования (цель которых – поднять долю финансирования техники, невзирая на возможные слабости клиента). [5] При этом всегда существует риск мошенничества (нивелировать которые призвана служба безопасности) и наступления форс-мажорных обстоятельств (которые очень сложно предугадать) [6].

Существуют объективные причины для развития лизинговых операций в России и мире. К основным из них можно отнести:

- снижение интереса кредитных организаций к вложениям средств в производство с высоким сроком окупаемости;

- увеличение стоимости техники и затрат на ее сервисное обслуживание;

- необходимость активной ротации техники из-за усложнения спектра потребностей клиентов;

- расширение выбора средств производства, представленных на рынке;

- ограничение объема капитала на рынке финансов;

- сложности с одобрением для малого и среднего бизнеса традиционных источников инвестирования.

В современной России вот уже на протяжении нескольких лет актуальна тема необходимости оснащения отраслей национальной экономики новым оборудованием. Прежде всего, это связано с технической отсталостью и изношенностью используемой продукции. Но привлекательность России для инвестиций невысока: риск вложения капитала находится в прямой зависимости от экономической и политической стабильности. Большое количество факторов препятствует улучшению показателей кредитно-финансового рынка, существующие и все более усиливающиеся экономические и политические риски (а для компаний с участием иностранного капитала еще и валютные) не активизируют потоки инвестиций в реальный сектор экономики. На этом тревожном фоне инвестиционный рейтинг России продолжает оставаться низким. Назревшая необходимость в обновлении материального фонда производства ограничивается вливанием финансов, с одной стороны, и отсутствием контроля за целевым использованием средств и четким его планированием с другой. Поэтому государство заинтересовано в дополнении традиционных форм инвестирования новыми механизмами, которые помогут закрепить денежные потоки в производстве.

 

Список литературы: 
1. Александров А.Д. Новое в законодательстве о лизинге // Юридический мир. 2017. № 3. 
2. Актуальные направления развития банковского дела (для магистратуры). Монография / Соколинская Н.Э., Шакер И.Е. - Москва: КноРус, 2018. - 256 с. 
3. Антоненко И.В. Практическое пособие лизингополучателя. Право, налоги, бухучет, финансы лизинговой сделки. М.: Бератор-Пресс, 2017. – 98с. 
4. Философова Т.Г. Лизинг как новый продукт на национальном рынке финансовых услуг // Промышленная политика в Российской Федерации. 2017. № 5. 
5. Газман В.Д. Ценообразование лизинга. М.: ГУ-ВШЭ, 2016. – 327с. 
6. Vovchenko N.G., Holina M.G., Orobinskiy A.S., Sichev R.A. Ensuring Financial Stability of Companies on the Basis of International Experience in Construction of Risks Maps, Internal Control and Audit. / European Research Studies Journal. Volume XX, Issue 1, 2017, pp. 350-368