Проблемы и перспективы развития лизинга в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Проблемы и перспективы развития лизинга в России
PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEASING DEVELOPMENT IN RUSSIA
Svyatoslav Samsonov
Student, Moscow University of Finance and law "MFUA", Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития лизинговых операций в современной России.
Abstract. The article is devoted to the analysis of problems and prospects of development leasing operations in modern Russia.
Ключевые слова: лизинг, лизинговые операции, рынок лизинга, договор финансового лизинга.
Keywords: leasing, leasing operations, leasing market, financial leasing agreement.
Лизинговые операции - наиболее практичный и экономически целесообразный инструмент долгосрочного финансирования для организаций в России и за рубежом. В соответствии с гражданским кодексом: «По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем».
Выделяют шесть этапов развития лизинговых операций. Первый – это краткосрочная аренда с возвратом техники по окончании договора. Второй – финансовый лизинг с заключением по окончании договора лизинга договора купли-продажи между бывшими лизингодателем и лизингополучателем. Третий – так называемая креативная финансовая аренда. В ней разрабатываются такие формы сделок, при которых возможны разные формы опционов на передачу прав собственности. Эти три этапа прошли практически все развивающиеся страны. Четвертый – это операционный лизинг, когда договор лизинга может быть доработан логистическими услугами, спектром по установке дополнительного оборудования. На следующем – пятом этапе усложняется продукт и появляется новый: возникает возможность выбрать опцион на передачу права собственности, прибегнуть к венчурному лизингу. Этот этап преодолевают Япония, Австралия и Германия. На шестом этапе лизинговый бизнес консолидируется – лизинговые компании проводят слияния, они компании поглощают другие. Эти новшества связаны со снижением маржи стандартных лизинговых схем. На данном этапе находятся США [1]. Россия на этом фоне в разных рыночных сегментах находится на разных этапах: простые схемы сделок используют на втором этапе, третий использует большинство сегментов рынка использует схемы, характерные для второго и третьего этапов развития рынка лизинга; лизинговые операции, применяемые на четвертом этапе развития – высшем для России – используются в сфере автомобильного лизинга и лизинга железнодорожных составов. Развитие лизинговых операций в России происходит под влиянием разных факторов. Это уровень развития банковской системы состояние финансового рынка, наличие либо отсутствие налоговых льгот для лизинга, степень изношенности основных средств предприятий, прибегающих к лизинговым сделкам, цена на приобретаемый продукт, платежеспособность клиентов и ставка банковского процента [2]. Данные, представленные Росстатом, свидетельствуют о том, что в нашей стране по результатам 2016-2017 годов преобладает финансирование транспортных средств.
Картина за период с 2003 по 2017 год отражает экономические процессы, происходящие в стране: до 2014 года рынок лизинга показывает устойчивый рост, в 2015-м – падение, затем – снова подъем. Основные факторы увеличения спроса в этом сегменте – растущая потребность развивающегося бизнеса в преумножении активов, отложенный спрос, накапливающийся из года в год, переход собственников бизнеса, использующих коммерческий транспорт и строительную технику в аренду на лизинг, поскольку растущая экономическая грамотность населения способствует тому, чтобы переходить на более гибкие и практичные способы ведения бизнеса. На фоне роста финансирования автомобилей наблюдаем падение финансирования железнодорожных транспортных средств, бывших в передовиках до 2013 года.
Анализ данных показывает, что с 2003 по 2017 год общая стоимость договоров финансового лизинга выросла в 24,8 раза. Можно отметить неравномерное развитие различных сегментов рынка лизинга. Наибольшие темпы роста продемонстрировал сегмент транспортных средств, в частности судов, наименьшие темпы роста характерны для лизинга зданий и оборудования. Причинами снижения доли железнодорожных транспортных средств в 2015-2016 годах стали перепроизводство железнодорожных вагонов, увеличение цен на подвижной состав, и переход бизнеса на грузоперевозки. Сегменты машин и оборудования, авиатехники и судов также ведут себя достаточно волатильно. Сегментация лизинговых компаний в России выделяет такие группы, как государственные – 6,5% рынка лизинговых услуг, принадлежащие банковским группам – 51,4%, кэптивные лизинговые компании – 8,9% и независимые -33,2%. Наиболее рыночными считаются независимые компании за их гибкость в принятии решении о финансировании; их реакции на изменения рынка быстрее в сравнении с аффилированными компаниями; они не ограничены в выборе продавца и отрасли [3]. Необходимость следовать правилам банка мешает росту рыночной ориентации лизинговых компаний, принадлежащих к банковским группам, кэптивные компании ограничены продуктовой линейкой. Государственным компаниям мешает развиваться повышенная требовательность к экономическому состоянию клиента, будучи бюрократизированными, они долго принимают решение о финансировании. Для современного этапа развития рынка лизинговых услуг характерно наращивание объема нового бизнеса через сотрудничество с малыми и средними предприятиями. Крупный бизнес требует особых условий, скидок, пониженных ставок, поэтому, для наращивания доходности сделок, лизинговые компании диверсифицируют кредитный портфель, пополняя его сделками с малыми и средними предприятиями.
По данным «Эксперт РА» объем нового бизнеса по лизингу в 2017 году увеличился на 48% и составил 1,1 триллион рублей. На этот период это исторический максимум. В качестве передовых выступают такие сферы рынка, как финансирование железнодорожных составов (впервые показавшая прирост с 2011 года) и уже предсказуемо – лизинг автомобильной техники. Наметившаяся в последние годы тенденция к выделению государством субсидий и отложенный спрос прошлых лет привели к буму в предоставлении лизинга на грузовую технику. Рассмотрим данные Росстата по видам экономической деятельности, владельцы которых прибегали к лизинговым операциям. Практически по всем видам деятельности наблюдается тенденция к росту использования лизинговых услуг за исследуемый период. Обращаясь к конкретным видам, отметим, что наибольший объем лизинговых договоров в нашей стране характерен для автомобильного транспорта и машин и оборудования, причем пальма первенства из года в год переходила от одной отрасли к другой. Причиной может служить планирование распределения финансовых потоков по отраслям в разные годы. В меньшей степени к услугам лизинговых компаний прибегала сфера здравоохранения, сфера производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Ситуацию в этих отраслях можно объяснить наличием альтернативного финансирования или государственного субсидирования. Видно, положительных результатов 2011 и 2013 годов, когда достигли – бизнес аккуратно реагирует на выход из потрясений финансового кризиса, тем не менее тенденция к росту наблюдается. Более гибкими в плане принятия решения о вступлении в лизинговые отношения являются крайние по размеру бизнеса организации – микропредприятия и организации, не относящиеся к малому и среднему бизнесу. Поскольку степень благосостояния экономики напрямую зависит от климата в организациях малого и среднего бизнеса, есть предпосылки к привлечению к работе с лизинговыми компаниями последних. Рассмотрим проблемы и перспективы развития лизинговых операций в современных экономических условиях России. Несмотря на наличие положительных аспектов сотрудничества с лизинговыми компаниями важно обратиться и к проблемам этого вида финансирования: в первую очередь это значительный объем запрашиваемых документов (уставные, финансовые документы за три последних отчетных периода, справки о платежной дисциплине в других кредитных и лизинговых организациях, подтверждение имеющегося на данный момент в парке клиента и поручителя по сделке техники, договоры, по которым лизингополучатель планирует выполнять работы, используя технику в лизинг и анкета, которая содержит запрос на бизнес-план по использованию оборудования) и значительный документооборот по оформлению и обслуживанию сделки (сюда относится подписание достаточно объемного договора лизинга – доходящего до 80 страниц – в четырех экземплярах, подписание договоров поручительств по экземпляру на сторону и подписание договоров купли-продажи также в четырех экземплярах.). В качестве направлений развития лизинга в области упрощения процесса лизинговой сделки отметим:
- оптимизацию документооборота, последствием чего станет более оперативное обслуживание клиентов и возможность привлечь их больший объем;
- разъяснительную работу с клиентами по предоставлению и подписанию конкретных документов;
- необходимость рекламных кампаний по преимуществам лизинга над кредитом. К недостаткам лизинговой деятельности следует отнести и риски, с которыми сталкивается компания-лизингодатель:
- политические: возникают в результате постоянных изменений в социально-политической сфере, тревожных новостей на фоне все новых вводимых санкциях и возможности недополучения дохода в связи с этим: компания ввиду участия иностранного капитала не может финансировать организации, попавшие под американские санкции, а также технику, которая планируется к использованию на территории Республики Крым;
- макроэкономические – в связи с ожиданием финансовым и отделом бизнес-контроля подъемом или кризисом в экономике, меняются цели по эффективным процентным ставкам, поскольку они напрямую влияют на доходность, в формулу расчета которой и закладываются затраты на благоприятное, либо волатильное развитие экономики;
- правовые – в связи с постоянным изменением юридической базы и противоречиями, существующими в законодательстве, вести предпринимательскую деятельность становится все труднее, что, безусловно, влияет на положение в бизнесе наших клиентов;
- риск невозврата техники – когда клиент не выходит на связь с лизингодателем, скрывается и всячески сопротивляется изъятию предмета лизинга;
- риск кражи/ утраты оборудования;
- риск невозможности продать технику на вторичном рынке ввиду ее неликвидности. [4].
Анализ данных Федеральной службы государственной статистики позволяет выявить факторы, отрицательно влияющие на деятельность лизинговых организаций, по результатам за 2015 и 2016 годы. Компании, предоставляющие лизинг, в первую очередь обращают внимание на высокий процент коммерческого кредита (73,9% всех лизинговых компаний). О том, что им мешает конкуренция других лизинговых организаций, отметили 43,4% респондентов. Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности замыкает тройку основных тревог лизинговых организаций – 40,6% (обратим внимание, что отметивших эту проблему с 2015 года стало на 12% больше). Среди прочих названных уровень налогообложения, проблемы со спросом на оборудование, непрозрачность деятельности потребителей, сложность с получением кредита и недостаток финансовых средств. Поступательное решение этих вопросов приведет к росту лизинговых услуг на нашем рынке, а значит и укрепит экономику. Важно обратить внимание на так называемый портфельный риск: это распределение финансирования среди лизингополучателей без учета возможных сложностей, которые могут произойти с бизнесом клиента, неумение диверсифицировать финансовые потоки таким образом, чтобы максимальные суммы финансирования одобрялись для малого количества клиентов и их аффилированных компаний. С данным видом риска часто сталкиваются представители отдела кредитных рисков (цель которых – предотвратить тенденции к развитию нестабильного портфеля) и отдела финансирования (цель которых – поднять долю финансирования техники, невзирая на возможные слабости клиента). [5] При этом всегда существует риск мошенничества (нивелировать которые призвана служба безопасности) и наступления форс-мажорных обстоятельств (которые очень сложно предугадать) [6].
Существуют объективные причины для развития лизинговых операций в России и мире. К основным из них можно отнести:
- снижение интереса кредитных организаций к вложениям средств в производство с высоким сроком окупаемости;
- увеличение стоимости техники и затрат на ее сервисное обслуживание;
- необходимость активной ротации техники из-за усложнения спектра потребностей клиентов;
- расширение выбора средств производства, представленных на рынке;
- ограничение объема капитала на рынке финансов;
- сложности с одобрением для малого и среднего бизнеса традиционных источников инвестирования.
В современной России вот уже на протяжении нескольких лет актуальна тема необходимости оснащения отраслей национальной экономики новым оборудованием. Прежде всего, это связано с технической отсталостью и изношенностью используемой продукции. Но привлекательность России для инвестиций невысока: риск вложения капитала находится в прямой зависимости от экономической и политической стабильности. Большое количество факторов препятствует улучшению показателей кредитно-финансового рынка, существующие и все более усиливающиеся экономические и политические риски (а для компаний с участием иностранного капитала еще и валютные) не активизируют потоки инвестиций в реальный сектор экономики. На этом тревожном фоне инвестиционный рейтинг России продолжает оставаться низким. Назревшая необходимость в обновлении материального фонда производства ограничивается вливанием финансов, с одной стороны, и отсутствием контроля за целевым использованием средств и четким его планированием с другой. Поэтому государство заинтересовано в дополнении традиционных форм инвестирования новыми механизмами, которые помогут закрепить денежные потоки в производстве.