Статья:

Проблемы квалификации «опасного вождения» при обеспечении безопасности дорожного движения в современных условиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Фисун Д.А. Проблемы квалификации «опасного вождения» при обеспечении безопасности дорожного движения в современных условиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71735 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы квалификации «опасного вождения» при обеспечении безопасности дорожного движения в современных условиях

Фисун Дмитрий Александрович
магистрант, Государственного университета «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Аннотация. В статье рассматриваются изменения в Правилах дорожного движения и КРФоАП, которые обусловлены недавним изменением законодательства в части добавления в Правила дорожного движения определения «опасное вождение» и ответственность за его нарушение в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Одной из главных причин нарушения правил дорожного движения является низкая культура вождения. Культура водителя является частью общей культуры человека, выражающейся в его умственном, нравственном и общественном развитии. Человек, управляя транспортным средством, обязан соблюдать правила дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге. Тем не менее, некоторые водители, управляя транспортным средством, пренебрегают правилами дорожного движения, превышают допустимый скоростной режим, неоправданно рискуя, не уступают дорогу другим участникам движения, ведут себя грубо и агрессивно. Такое поведение, ущемляющее интересы других участников дорожного движения, провоцирует на ответную агрессивную реакцию и приводит к дорожно-транспортным происшествиям (далее – ДТП). В связи с большой распространенностью данного явления в современном российском обществе на передний план выводится проблема «опасного вождения».

Проблема опасного вождения, как одна из основных причин ДТП, включает в себя совокупность действий водителя, демонстрирующих агрессию по отношению к другим участникам дорожного движения, и требует комплексного подхода для ее решения. К опасному вождению склонны лица, испытывающие дефицит времени под воздействием каких-либо внешних факторов, а также молодое поколение, чувствующее необходимость продемонстрировать технические свойства автомобиля и свои навыки управления.

Сложность привлечения таких участников дорожного движения к ответственности связана с отсутствием эффективного механизма контроля и законодательной неопределенности самого термина, описывающего агрессивное вождение.

В мае 2016 года был сделан первый шаг на пути решения данной проблемы. Постановлением Правительства Российской Федерации №1090 «Правила дорожного движения» были внесены дополнения, которые закрепили понятие «опасное вождение» в законодательстве. Водителю транспортного средства запрещается «опасное вождение», выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспорту, который пользуется преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если оно не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Подобное определение опасного вождения, как и любое оценочное понятие, вызывает разногласия у различных экспертов в отношении количества характеризующих его признаков и их содержания.

По мнению Я.Е. Нилова, данный термин раскрыт не полностью. По его утверждению «опасное вождение» - это многократное перестроение, резкое торможение, резкое ускорение на дороге.

Н.Б. Ельчанинова, Р.А. Хримли предполагают, что опасное вождение - это действия одного водителя направленные на препятствование совершения обгона, с целью его нарушения, и создающий угрозу жизни и здоровью граждан. Данный пункт может вступать в противоречие с понятием «уступи дорогу», которое предполагает, что водитель должен уступать дорогу транспортному средству, которое имеет преимущественное право движения. Поэтому, по их мнению, текущие признаки опасного вождения следует дополнить пунктами:

  • превышение максимальной разрешенной скорости;
  • резкое начало движения с визгом от шин;
  • резкое торможения, не связанное с действиями направленными на предотвращения ДТП;
  • подача звуковых сигналов другим участникам движения (Правила разрешают это делать только для предотвращения ДТП (вне населенного пункта, кроме того, как предупреждение об обгоне);
  • частые перестроение транспортных средств в попутном потоке;
  • езда по тротуарам.

Для выявления возможных причин агрессивного поведения участников движения, а также их отношения к вновь введенному в ПДД понятию «опасное вождение» был проведен опрос граждан. На сайтах МВД и ГИБДД России были размещены вопросы, которые предлагали респондентам определить возможные причины агрессивного поведения участников движения, а также их отношение к введению в ПДД понятия «опасное вождение». В опросе приняли участие более 17 000 человек. По результатам проведенного опроса был проведен анализ данных, в результате которого было установлено, что 41% - опрошенных безоговорочно одобряет идею введения в ПДД понятия «опасное вождение». Еще треть участников отметила, что считает появление нового термина необходимым, однако при условии, что в обязательном порядке будет регламентирован процесс процедуры сбора доказательной базы по соответствующим нарушениям. В ходе опроса также стало известно о том, что именно россияне признают «опасным вождением». Так, более половины (54%) отметили, что самым рискованным нарушением является «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». Менее всего опрашиваемых волнует несоблюдение бокового интервала, за этот пункт проголосовал всего 21% респондентов. В качестве основных причин опасного вождения россияне выбрали такие пункты, как «недостаток личной культуры и воспитания», а также «завышенное самомнение у тех участников дорожного движения, которые практикуют агрессивную езду». Еще 19% респондентов указали и возможный дополнительный вариант ответа на заданный вопрос - спешка и ограниченность водителей во времени.

Рассмотрим опыт зарубежных стран. В качестве наказания за агрессивное вождение законами различных стран предусмотрено: тюремное заключение; лишение водительской лицензии; обязательная пересдача экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и (или) культуре поведения; денежные штрафы.

Международный опыт свидетельствует, что при осуществлении программ по борьбе с агрессивным вождением можно добиться существенных результатов в изменении поведения участников дорожного движения. Снижение общего количества ДТП происходит благодаря проведению следующих мероприятий:

– патрулирование наиболее аварийных дорожных участков на машинах, оборудованных видеокамерами, радарами и специальными сигналами;

– включение в базу данных об автовладельцах сведений о нарушениях. При достижении определенного количества фактов агрессивного поведения в истории водителя лицензия на управление транспортным средством аннулируется или действие ее приостанавливается;

–обучение культуре поведения для получения лицензии на управление транспортным средством;

– широкое использование в рамках программ противодействия агрессивному вождению средств массовой информации, слоганов, социальной рекламы и брошюр по информированию общественности о мерах по ограничению агрессивного вождения;

– составление рекомендаций и советов по безопасному поведению при управлении транспортным средством.

На мой взгляд определение «опасного вождения» необходимо дополнить следующими признаками:

– превышение максимально разрешенной скорости движения;

– резкое трогание с места (с визгом шин и пробуксовкой);

– резкое торможение;

– подачу звуковых сигналов другим участникам движения (Правила разрешают это делать только для предотвращения ДТП (вне населенного пункта, кроме того, как предупреждение об обгоне);

 – ненормативные выкрики и жесты;

– несоблюдение дистанции и интервалов движения;

– частые перестроения;

 – движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;

– езду по тротуарам;

– проезд на красный свет;

 – «обгон» справа.

Также, на мой взгляд, целесообразно дополнить термин опасного вождения формулировкой «…и иных правонарушений», которая позволит привлекать к ответственности за опасное вождение больший круг недобросовестных водителей, чье вождение также обладает общими характеристиками опасного.

Именно такое уточнение в Правилах дорожного движения категории «опасное вождение» должно стать важным шагом в повышении уровня безопасности на дорогах внутри крупных населенных пунктов, поскольку действия, входящие в понятие «опасное вождение», наиболее часто фиксируются именно в крупных городах.

Еще на стадии проекта законодатель планировал ввести данное определение в пункт 1.5 ПДД, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда участникам движения.

На мой взгляд, удобным решением стало бы перенести данное определение в пункт 1.2, а в остальной части ПДД или иных законов использовать термин «опасное вождение», не прибегая к толкованию.

Также стоит предложить пересмотреть пункт 1.5 Правил, включив в формулировку запрет водителям передвигаться опасным способом, а в 12 главу КоАП статью, которая бы предусматривала   наказание за опасное вождение.

Данное предложение можно обосновать тем, что одного указания на возможность вождения указанным способом мало для пресечения таких инцидентов. Необходимо подкреплять законодательные нововведения санкциями в виде штрафа или предупреждения. На данный момент неизвестно какая ответственность грозит водителям, которые будут создавать опасные ситуации на дороге. Поэтому следующим шагом в решении данной проблемы должно стать введение ответственности за опасное вождение.

Госавтоинспекция, осуществляя контроль и надзор в сфере безопасности дорожного движения, проводит огромную работу в данном направлении, и в частности по предупреждению, выявлению, пресечению административных правонарушений и преступлений и привлечению виновных участников дорожного движения к административной ответственности.

Справедливо отметить тот факт, что государство стремится сделать общественные отношения безопасными в области дорожного движения, подтверждается это созданием специального сайта «опасноевождение.рф», где подробно поведение участников дорожного движения. Данный сайт выполняет и функцию публичной пропаганды правомерного и культурного поведения на дорогах, для нравственного воспитания водителей.

Таким образом, сам факт рассмотрения вопросов о внесении подобных изменений говорит о попытке положительно повлиять на динамику законодательства и на нравственность водителей. Ввиду вышесказанного хотелось бы увидеть новую норму  в следующей трактовке:

Ст. 12.38 «Опасное вождение»

Неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью резкое трогание с места, подачу звуковых сигналов другим участникам движения, движение с дальним светом фар в нарушение ПДД, езду по тротуарам, создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей и лишение водительского удостоверение на срок до 1 года.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации об административном правонарушении
3. Постановление правительства №1090 от 23.10.1993
4. Ельчанинова Н.Б., Хримли Р.А. Проблемы установления административной ответственности за опасное вождение // Инновационные процессы в научной среде : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Пермь, 2017. 
5. Божко И.В. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовноправовое регулирование и предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2011. 
6. Опасное вождение [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/reckless_driving (дата обращения: 10.03.2017).
7. Тарасов А.Ю., Миронов В.Л. К вопросу определения понятия «опасное вождение» // Актуальные проблемы административной деятельности полиции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2015. 
8. Танага И.В., Танага А.В. К вопросу о необходимости законодательного закрепления термина «опасное вождение» // Общество и право. — 2016. — № 2 (56).
9. Шорников А.В., Шевченко И.В. Целесообразность введения статьи «опасное вождение» в КоаП РФ // Гуманитарные и правовые проблемы современной России. Новосибирск, 2016.
10. Алемасов И.В. Ответственность за опасное вождение // Форум. — 2017. — № 4-2. 
11. Савинов М.А., Поспеев К.Ю. Проблемы определения «опасное вождение» // Инновационные технологии в образовании и науке. — Чебоксары, 2017. 
12. Епифанов Ю.А. Зарубежный опыт организации безопасности дорожного движения
13. Официальный сайт ГИБДД РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1gai.ru/autonews/-statistikal 
14. Ольшанский: Идея лишать авто за повторное опасное вождение противоречит Конституции [Электронный ресурс]. — URL: http://nsn.fm/society/ekspert-ideyalishat-avto-za-povtornoe-opasnoe-vozhdenie-protivorechitkonstitutsii.php 
15. Слишком опасное вождение [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3396206