Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по законодательству Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по законодательству Российской Федерации
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по законодательству Российской Федерации. В завершении подводится итог, что особенностями данного вида договора выступают наименование покупателя - государственный (муниципальный) заказчик; подписание контракта согласно заказу; специальное правовое регулирование заказов.
Ключевые слова: закупка товаров, работ, услуг, государственные и муниципальные нужды, договор поставки.
Закупки для нужд государства и муниципалитетов - это способ обеспечить жизнедеятельность государственных органов.
Для начала, стоит раскрыть, что такое государственные и муниципальные нужды. Первые - это потребности государственных заказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия. Вторые - это потребности местных образований в том, что необходимо для решения вопросов местного значения, а также для исполнения ими конкретных функций, обязательств, полномочий. Не все тендеры являются закупками, хотя и проводятся для обеспечения потребностей государства [3].
Чтобы обеспечить нужды заказчика в зависимости от уровня, нужны государственные или муниципальные контракты: Государственный контракт - договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта для обеспечения государственных нужд. Муниципальный контракт - договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд. Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ. Работа поставщика без контракта - прямые убытки. Без государственного контракта исполненные обязательства не оплачиваются. Существуют три основных вида государственных (муниципальных) контрактов: на заказ товара; на подрядные работы; на возмездное оказание услуг. В работе все заказчики используют типовые контракты. Поэтому нет необходимости разрабатывать собственный образец для каждой закупки.
В специальной литературе отмечается, что современная система нормативно - правовых актов отличается логичностью и стройностью, хотя еще в конце 90годов характеризовалась как бессистемный комплекс правовых предписаний, а нормы одних законов дублировали правила изложенные в других.
Это и послужило основанием для разработки и принятия в 2013 году отраслевого, закона Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2].
В указанном законе в ст.3, определяющей понятийный аппарат в сфере действия закона, сама закупка по объему понятия представлена законодательно как комплекс взаимосвязанных действий, которые реализуются субъектами правоотношений для достижения цели обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исследуя особенности поставки для государственных и муниципальных нужд, необходимо, отметить недавний пакет изменений в 44-ФЗ. А именно, закон призван упростить закупки, а в частности деятельность поставщика и заключение договора поставки. Основная часть этих поправок вступила в силу 1 июля 2019 года. Изменения исключили понятие фиксированной суммы штрафа и установили точный размер пени для поставщика - 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, также сократили срок проверки сведений от Заказчика о включении Поставщика в РНП: теперь 5 дней вместо 10 и до 5 дней, с даты размещения протокола рассмотрения заявок. Сократился срок обжалования действий или бездействий Заказчика. Из 93 статьи убрали извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика. Публиковать его больше не требуется. Из 94 статьи убрали часть про экспертов. Утратила силу часть 4 о том, что Заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара.
Вышеперечисленны наиболее важные из изменений, касающиеся договора поставки и деятельности поставщика, соответственно.
В силу разнообразия сферы государственных и муниципальных нужд законодатель обособил правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции в рамках специализированного закона федерального уровня, которым несколько иначе обозначил понятие закупки через категорию формы покупки. Иными словами говоря, в этом законе она определяется как вид договора купли-продажи
Правовая регламентация в анализируемой сфере (обеспечения государственных и муниципальных нужд) содержится и в нормах бюджетного законодательства и гражданского права.
Как установлено ст.525 Гражданского кодекса (ГК РФ) [1] обозначены общие юридические параметры поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, поскольку именно здесь мы видим указание на юридическое оформление взаимоотношений государственных органов и органов местного самоуправления с контрагентами специальным договором, именуемым контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. На базе контракта осуществляется заключение договоров поставки товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
Итак, в статье 525 Гражданского кодекса (ГК РФ) изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд. Договор поставки для обеспечения нужд государства - это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату за поставку товара. В этом случае возможны два варианта: соглашение может быть разовым или по заявкам заказчика.
Соглашение по заявкам заказчика означает, что исполнитель поставляет товар по нескольким заявкам заказчика (количество может быть любым) и в том объеме, который указан в каждой из них. Например, заказчик сформировал 4 - на поставку овощей и 2 - молочных продуктов, а делал он это по мере необходимости.
Таким образом, поставка товаров исходя из потребностей государства и муниципальных образований отличается от обычной поставки товаров и выделена в отдельный параграф в рамках гл. 30 Гражданского кодекса (ГК РФ), а именно § 4.
Данный вид поставки производится в соответствии: с контрактом; заключаемыми на базе данного контракта договорами поставки (п. 1 ст. 525 ГК РФ).
Следует отметить, в частности, такие особенности подобной поставки: наименование покупателя - государственный (муниципальный) заказчик (ст. 526 ГК РФ); подписание контракта согласно заказу (п. 1 ст. 527 ГК РФ); специальное правовое регулирование заказов.
В заключение стоит отметить, что при заключении договора поставки для государственных и муниципальных нужд важно конкретно определить наименование товара, его количество, ассортимент, качество (в частности, исходя из того, новый или бывший в эксплуатации товар передается по договору), требования к упаковке (в частности, при значимости этого условия для безопасной транспортировки), периоды поставки и особенности расчетов.
В целом, остальные пункты договора ничем не отличаются от обычного договора поставки. Но стоит упомянуть о способе заключения государственного контракта - через объявление конкурса (аукциона). Кроме того, вариант контракта, разработанный заказчиком, является частью тендерной документации. Поставщик, соглашаясь участвовать в тендере, автоматически соглашается с предлагаемыми условиями.