Статья:

Государственная политика поддержки молодых семей и стимулирования рождаемости населения в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Монастырская В.В., Родионова Я.А. Государственная политика поддержки молодых семей и стимулирования рождаемости населения в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63458 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная политика поддержки молодых семей и стимулирования рождаемости населения в Российской Федерации

Монастырская Владислава Викторовна
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург
Родионова Яна Анатольевна
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

В современном мире практически в каждой стране наблюдаются определенные демографические проблемы. Так проблема сокращения численности населения является наиболее актуальной для Японии, России и стран Западной Европы. В связи с тем, что территория России достаточно обширна и составляет 17125,2 тыс. км2, данная проблема проявляется здесь наиболее остро. Решение данной проблемы осуществляется в первую очередь посредством стимулирования рождаемости населения, что и является приоритетной задачей демографической политики многих государств, в том числе и России.

В последние годы в России наблюдается снижение рождаемости населения. Так, за последние 5 лет (2014-2018 гг.) численность родившихся снизилась на 338339 человек (табл. 1.). Таким образом, в 2018 г. по сравнению с 2014 г. зафиксировано снижение рождаемости на 21,1%.

Таблица 1.

Показатели демографической ситуации в РФ за 2001-2018 гг [4]

Год

Число родившихся, человек

Прирост рождаемости, %

Общий коэффициент рождаемости, ‰

2001

1311604

3,54

8,97

2002

1396967

6,51

9,62

2003

1477301

5,75

10,19

2004

1502477

1,70

10,41

2005

1457376

-3,00

10,13

2006

1479637

1,53

10,33

2007

1610122

8,82

11,28

2008

1713947

6,45

12,00

2009

1761687

2,79

12,35

2010

1788948

1,55

12,52

2011

1796629

0,43

12,57

2012

1902084

5,87

13,30

2013

1895822

-0,33

13,23

2014

1942683

2,47

13,52

2015

1940579

-0,11

13,26

2016

1888729

-2,67

12,89

2017

1690307

-10,51

11,51

2018

1604344

-5,09

10,92

 

В 2007 г. зафиксирован наибольший прирост рождаемости за последние 18 лет, который составил 8,82%. Это связано в первую очередь с началом действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Согласно данному закону женщины, родившие или усыновившие более одного ребенка, имеют право на получение дополнительной меры государственной поддержки в виде материнского капитала. Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом [3].

Первоначальный размер материнского капитала составлял 250 000 рублей, далее каждый год до 2014 г. включительно его размер индексировался и в 2015 г. составил 453 026 рублей, На сегодняшний день сумма зафиксирована на том же уровне.

Изначально период действия программы материнского капитала был рассчитан на 10 лет (01.01.2007-31.12.2016 гг.), однако в 2016 г. ее продлили еще на 5 лет (до 2021 г.). Таким образом, государство оказывает поддержку молодым семьям, продолжая стимулировать рождаемость с целью улучшения демографической ситуации в стране.

Важно отметить, что стимулирование рождаемости способствует решению проблемы старения населения, усиливающейся из года в год в Российской Федерации. Так, по данным на 2018 г. численность трудоспособного населения в РФ составила 81 362 тыс. человек, а число людей пенсионного возраста - 46 480 тыс. человек. Соответственно, количество людей старше трудоспособного возраста составляет примерно 32% от всего населения страны, что по международным стандартам определяет страну как стареющую. В России на одного пенсионера приходится 1,75 человека из категории трудоспособного населения, что значительно ниже аналогичного показателя для развитых стран. Для сравнения на каждого европейского пенсионера сегодня в среднем приходится четыре человека трудоспособного возраста, что позволяет обеспечить пенсионеров европейских стран достойным уровнем пенсий и не облагать работающее население высокими страховыми взносами. Таким образом, основными мерами государства в области демографической политики должны быть: стимулирование рождаемости и осуществление поддержки молодых семей.

Введения такой меры, как материнский капитал, оказалось недостаточно для стимулирования рождаемости, населения и поддержки молодых семей, поэтому в 2018 году в связи  с указом Президента №204 от 7 мая 2018 г. был разработан национальный проект «Демография», рассчитанный на 2019-2024 гг. Основной его целью в рамках рассматриваемого вопроса является увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,63 до 1,7 ребёнка на одну женщину к 2024 г. Данный национальный проект включает в себя такой федеральный проект, как «Финансовая поддержка семей при рождении детей», который направлен на оказание материальной помощи семьям, в которых появились дети, а также на создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей [2].

В федеральном проекте «Финансовая поддержка семей при рождении детей» указаны следующие меры государственной поддержки семей (в т. ч. молодых):

  1. Выплаты на первого ребёнка семьям,  каждый член которой имеет доход ниже 1,5-кратной величины прожиточного минимума;
  2. Продление действия программы материнского капитала (до 31.12.2021);
  3. Ежемесячная выплата семьям, имеющим 3 и более детей и проживающим в районах с неблагоприятной демографической обстановкой (коэффициент рождаемости <2) до достижения рождённым ребёнком возраста 3 лет;
  4. Увеличение в 5 раз количества активно вовлеченных российских кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) гражданам, имеющим детей по ставке 6 процентов годовых (к 2024 г.) [2]
  5. Увеличение объемов экстракорпорального оплодотворения семей, страдающих бесплодием, за счёт средств программы.

Таким образом, для увеличения коэффициента рождаемости ведомство планирует обеспечить семьям с детьми дифференцированную финансовую поддержку — по сути, продолжить развивать в том или ином виде работающую с 2007 года программу материнского капитала, которая была расширена по поручению президента с 2018 года [1].

В целом на реализацию национального проекта «Демография» выделено 3,105 трлн. руб., 2,7 трлн. руб. из которых направлено на реализацию федерального проекта по поддержке семей.

Таким образом, такая демографическая проблема, как снижение рождаемости в РФ, усиливается с каждым годом. Финансовой поддержки семей, оказываемой при рождении детей, и других мер оказалось не достаточно для решения данной проблемы. В первую очередь современная молодежь стремится построить карьеру, а не обзавестись семьей и детьми, это связано с личными установками, влиянием со стороны других людей, а также отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Соответственно, рождаемость зависит как от экономической конъюнктуры в стране и демографической политики, проводимой государством, так и от репродуктивных установок молодых людей.

 

Список литературы:
1. Демографии придадут новое измерение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3687845. (07.12.2019)
2. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography. (06.12.2019)
3. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/ (03.12.2019)