Статья:

Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Брагинец И.Н., Паршутич О.А. Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63756 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики

Брагинец Ирина Николаевна
студент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск
Паршутич Ольга Александровна
канд. экон. наук, доцент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск

 

Одним из важнейших проявлений современной экономики является рост значимости инноваций. Результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются движущей силой экономического развития.

Инновации (от лат. innovation – обновление) – это трансформация (превращение) креативных результатов труда в новые продукты, технологии или услуги, используемые в практической деятельности и обеспечивающие рост конкурентоспособности [1, с. 135].

Главная функция инноваций состоит в том, что они обусловливают экономическую и социальную динамику, т.е. развитие, прогресс экономики и общества в целом.

Чтобы инновационная система была продуктивной, работать должны все ее составляющие, причем в тесной взаимосвязи. [2, с. 8]

Результатом функционирования инновационной системы является инновационный продукт, которым считается либо совершенно новая продукция, либо такая, которая в течение последних трех лет подверглась существенным технологическим изменениям (конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов и т.п.) и явилась более конкурентоспособной [1, с. 135-137].

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.

«Инновационная спираль» – это кривая (спираль), делающая постоянно увеличивающиеся витки от некой начальной точки (в отношении экономики – это момент появления человека «разумного» – 40 тыс. лет до н. э.), и постоянно ускоряющаяся во времени (Рисунок 1). Инновационная спираль отражает процесс возникновения и движение нововведения является объективным законом развития человеческого общества. Между фазовыми состояниями экономического роста существует такая взаимосвязь, которая образует единый цикл вращения [3, с. 19].

 

Рисунок 1. Инновационная спираль экономического роста

 

С учетом волнообразности, все структуры экономического роста разбиты на четыре инновационных уровня в соответствии с фазовым числом N = 0,1,2,3 так, чтобы каждый инновационный уровень начинался со структуры равновесного экономического роста (точки бифуркации), в которой разность фаз между инновационной способностью и инновационной восприимчивостью достигает максимального значения. Эта разность фаз и создает инновационную волну определенного спектра колебаний [4, с. 251].

Инновационный путь развития и формирование информационного общества являются национальными приоритетами Беларуси.

Развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает интенсивное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в реальном секторе экономики, способствует развитию электронной торговли. Беларусь по индексу развития ИКТ находится на 31-м месте среди 175 стран. Разработка программного обеспечения, в том числе на экспорт, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в республике.

Не менее важной для развития инноваций в стране является инновационная политика хозяйствующих субъектов (предприятий), которая представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Содействие развитию более креативной экономики является одним из приоритетов долгосрочной политики. Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2016-2020 годы рассматривается как программное средство практической реализации государственной стратегии развития инноваций и инновационной политики. В программе содержится ряд перспективных целей и ориентиров, направленных на модернизацию белорусской экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Анализируя динамику изменения показателей можно заметить, что с каждым годом значения этих показателей только увеличиваются. Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции увеличился за 2016-2020 годы в абсолютном выражении в 1,3 раза. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции вырос за 5 лет в 1,5 раз, а доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта достигла в 2020 году 33,0%, что указывает на увеличение этого показателя в течение анализируемого периода в 1,1 раз. Нестабилен лишь показатель количества создаваемых (модернизируемых) рабочих мест, который наибольшего своего значение достиг в 2018 году в размере 3230 единиц, а наименьшего в 2019, составив 790 единиц (Таблица 1) [5].

Таблица 1.

Сводные целевые показатели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы

Наименование показателей

Единица измерения

Значения показателей по годам

2016

2017

2018

2019

2020

Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции

процентов

20,0

21,5

23,0

25,0

26,0

Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции

процентов

13,6

14,5

16,0

18,0

21,5

Доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта

процентов

31,0

31,5

32,0

32,5

33,0

Количество создаваемых (модернизируемых) рабочих мест

единиц

1 758

2 155

3 230

790

1 035

 

Также в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, кластеры являются основополагающим объектом государственной политики стимулирования инноваций. Необходимо переходить от поддержки отдельных предприятий, удовлетворяющих определенному перечню критериев как инновационные к поддержке не просто групп предприятий, но эффективных взаимосвязей между участниками НИС. В рамках кластера в число объектов поддержки входят не только предприятия-производители, но и обслуживающие их компании, образовательные учреждения, финансовые институты развития, технопарки, а самое главное – механизм эффективного взаимодействия между этими участниками [6].

Разработка энергоэффективных технологий и производство альтернативных видов топлива неизбежно станут частью успешной стратегии устойчивого развития в будущем. В последнее время Минприроды совместно с другими заинтересованными сторонами занималось разработкой национального плана действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях национальной экономики Республики Беларусь на период до 2020 года. Кроме того, к ключевым программам НИОКР относится государственная программа научных исследований «Энергетические системы, процессы и технологии», рассчитанная на период 2016-2020 годов.

ГПИР на 2016-2020 годы также включает проекты модернизации и инноваций, реализуемые компаниями и научно-исследовательскими организациями в контексте повышения энергоэффективности.

В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования – важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности. 

 

Список литературы:
1. Креативная трудология (начала инноватики): монография / Э.А. Лутохина – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 253 с.
2. Макроэкономика: Учебник / С.Н. Ивашковский – Москва: Дело. - 472 с.
3. Ильенкова С . Д ., Гохберг Л . М ., Ягу - дин С . Ю. Инновационный менеджмент. М., 1997. – 45 с.
4. Макроэкономика: уч. пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов / А.В. Бондарь – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
5. Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: www.gknt.gov.by/ – Дата доступа: 05.12.2019.
6. Дайнеко А. Е. Предпосылки, факторы и направления формирования новой структурной политики Беларуси // Ключевые факторы и актуальные направления постиндустриального развития экономики Беларуси: материалы Международной науч. – практ. конф. (24–25 апреля 2014 г., г. Минск) / Ин-т экономики НАН Беларуси. – Мн., 2014.