Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики
Одним из важнейших проявлений современной экономики является рост значимости инноваций. Результаты научных исследований, новые знания и технологии играют все большую роль в конкурентной борьбе, являются движущей силой экономического развития.
Инновации (от лат. innovation – обновление) – это трансформация (превращение) креативных результатов труда в новые продукты, технологии или услуги, используемые в практической деятельности и обеспечивающие рост конкурентоспособности [1, с. 135].
Главная функция инноваций состоит в том, что они обусловливают экономическую и социальную динамику, т.е. развитие, прогресс экономики и общества в целом.
Чтобы инновационная система была продуктивной, работать должны все ее составляющие, причем в тесной взаимосвязи. [2, с. 8]
Результатом функционирования инновационной системы является инновационный продукт, которым считается либо совершенно новая продукция, либо такая, которая в течение последних трех лет подверглась существенным технологическим изменениям (конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов и т.п.) и явилась более конкурентоспособной [1, с. 135-137].
Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.
«Инновационная спираль» – это кривая (спираль), делающая постоянно увеличивающиеся витки от некой начальной точки (в отношении экономики – это момент появления человека «разумного» – 40 тыс. лет до н. э.), и постоянно ускоряющаяся во времени (Рисунок 1). Инновационная спираль отражает процесс возникновения и движение нововведения является объективным законом развития человеческого общества. Между фазовыми состояниями экономического роста существует такая взаимосвязь, которая образует единый цикл вращения [3, с. 19].
Рисунок 1. Инновационная спираль экономического роста
С учетом волнообразности, все структуры экономического роста разбиты на четыре инновационных уровня в соответствии с фазовым числом N = 0,1,2,3 так, чтобы каждый инновационный уровень начинался со структуры равновесного экономического роста (точки бифуркации), в которой разность фаз между инновационной способностью и инновационной восприимчивостью достигает максимального значения. Эта разность фаз и создает инновационную волну определенного спектра колебаний [4, с. 251].
Инновационный путь развития и формирование информационного общества являются национальными приоритетами Беларуси.
Развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает интенсивное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в реальном секторе экономики, способствует развитию электронной торговли. Беларусь по индексу развития ИКТ находится на 31-м месте среди 175 стран. Разработка программного обеспечения, в том числе на экспорт, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в республике.
Не менее важной для развития инноваций в стране является инновационная политика хозяйствующих субъектов (предприятий), которая представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.
Содействие развитию более креативной экономики является одним из приоритетов долгосрочной политики. Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2016-2020 годы рассматривается как программное средство практической реализации государственной стратегии развития инноваций и инновационной политики. В программе содержится ряд перспективных целей и ориентиров, направленных на модернизацию белорусской экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках.
Анализируя динамику изменения показателей можно заметить, что с каждым годом значения этих показателей только увеличиваются. Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции увеличился за 2016-2020 годы в абсолютном выражении в 1,3 раза. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции вырос за 5 лет в 1,5 раз, а доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта достигла в 2020 году 33,0%, что указывает на увеличение этого показателя в течение анализируемого периода в 1,1 раз. Нестабилен лишь показатель количества создаваемых (модернизируемых) рабочих мест, который наибольшего своего значение достиг в 2018 году в размере 3230 единиц, а наименьшего в 2019, составив 790 единиц (Таблица 1) [5].
Таблица 1.
Сводные целевые показатели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы
Наименование показателей |
Единица измерения |
Значения показателей по годам |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции |
процентов |
20,0 |
21,5 |
23,0 |
25,0 |
26,0 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции |
процентов |
13,6 |
14,5 |
16,0 |
18,0 |
21,5 |
Доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта |
процентов |
31,0 |
31,5 |
32,0 |
32,5 |
33,0 |
Количество создаваемых (модернизируемых) рабочих мест |
единиц |
1 758 |
2 155 |
3 230 |
790 |
1 035 |
Также в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, кластеры являются основополагающим объектом государственной политики стимулирования инноваций. Необходимо переходить от поддержки отдельных предприятий, удовлетворяющих определенному перечню критериев как инновационные к поддержке не просто групп предприятий, но эффективных взаимосвязей между участниками НИС. В рамках кластера в число объектов поддержки входят не только предприятия-производители, но и обслуживающие их компании, образовательные учреждения, финансовые институты развития, технопарки, а самое главное – механизм эффективного взаимодействия между этими участниками [6].
Разработка энергоэффективных технологий и производство альтернативных видов топлива неизбежно станут частью успешной стратегии устойчивого развития в будущем. В последнее время Минприроды совместно с другими заинтересованными сторонами занималось разработкой национального плана действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях национальной экономики Республики Беларусь на период до 2020 года. Кроме того, к ключевым программам НИОКР относится государственная программа научных исследований «Энергетические системы, процессы и технологии», рассчитанная на период 2016-2020 годов.
ГПИР на 2016-2020 годы также включает проекты модернизации и инноваций, реализуемые компаниями и научно-исследовательскими организациями в контексте повышения энергоэффективности.
В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования – важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.