Национальная банковская система в условиях санкционного давления
Конференция: LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Национальная банковская система в условиях санкционного давления
Банковская сфера является одним из наиболее рисковых элементов финансовой системы государства, поэтому управление имеющимися в этой сфере рисками - важнейший фактор укрепления финансовой безопасности.
Антироссийские санкции стали одним из наиболее болезненных внешних шоков для банковской системы России, поэтому в рамках данного параграфа предлагается проанализировать, какие меры были приняты для нормализации ситуации и насколько они эффективны в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Совпадение по времени двух фактов: введения санкций и снижения цен на нефть привело к тому, что российский банковский сектор серьезным образом пострадал в 2014-2015 гг. Ученые объясняют это ассиметричностью развития российской банковской системы и систем развитых зарубежных стран.
Так, российские организации не представлены в числе крупнейших мировых банков, и в этом плане не являются конкурентоспособными.
Кроме того, непосредственно в первые годы развития кризиса нарастали тенденции монополизации банковской сферы, причем более 55% активов отечественных банков принадлежат государству.
После введения первых пакетов санкций в 2014-2015 гг., российская банковская система не только столкнулась с изменением рыночной конъюнктуры вследствие негативных явлений в отечественной экономике, но также и с последствиями того, что отдельные банки были напрямую подвергнуты санкционному давлению.
Основной проблемой, как отмечают эксперты, здесь стала невозможность долгосрочных заимствований на зарубежных финансовых рынках, что с экономической точки зрения выразилось в снижении норматива долгосрочной ликвидности (Н4). Банк России был вынужден оказывать финансовую поддержку банкам, попавшим под секторальные санкции. Однако данные ситуационные меры, разумеется, не исключили необходимость комплексного антикризисного регулирования.
В связи с повышением указанных рисков, а также объективно отслеживаемыми негативными последствиями в состоянии банковского сектора, руководство России приняло ряд мер организационного и правового характера по стабилизации ситуации. Основные направления таких мер были обозначены в Стратегии экономической безопасности до 2030 г. В частности, для устойчивости банковской системы в Стратегии предусматривается снижение «критической зависимости национальной денежно-кредитной системы» от изменчивости рыночной конъюнктуры на международных рынках товаров и капитала.
Осознание этой зависимости можно считать позитивным следствием введения санкций. Также в Стратегии говорится о развитии национальных источников долгосрочных финансовых ресурсов - что также является прямым ответом на санкционное давление. Кроме того, Стратегия уделяет внимание и дальнейшему развитию инфраструктуры финансовых рынков, включая совершенствование национальной платежной системы (и системы пластиковых карт), а также системы финансовых сообщений.
Очевидно, что и это направление укрепления финансовой безопасности в банковской сфере появилось в Стратегии вследствие обострившейся угрозы отключения России от системы SWIFT. Важно заметить, что к моменту принятия
Стратегии многие из необходимых шагов в рамках выделенных направлений уже были сделаны.
Остановимся на ряде мер, которые были приняты Банком России и государственными органами Российской Федерации в рамках двух основных групп: использования инструментов денежно-кредитной политики и инструментов по оптимизации регулирования расчетно-платежных отношений в банковской сфере.
В области денежно-кредитной политики ключевым инструментом является управление ставкой рефинансирования, которая определяет параметры выдачи кредитов коммерческим банкам. Роль Банка России здесь состоит в том, что он уполномочен законом регулировать саму ставку, определять другие условия кредитования: круг субъектов, сроки, виды обеспечения кредитов.
Все это в совокупности должно стимулировать банки увеличивать имеющиеся у них денежные средства и за счет этого кредитовать реальный сектор экономики. Улучшение условий рефинансирования необходимо тогда, когда регулятор наблюдает снижение денежной массы в стране, уменьшение объемов кредитования.
Помимо Закона «О Центральном Банке», правовое регулирование использования такого инструмента, как рефинансирование, регулируется актами самого Банка России.
В литературе отмечается, что Центробанк активно начал прибегать к использованию инструментов рефинансирования 10-15 лет назад в целях поддержания ликвидности банков в условиях внешних шоков (в частности, финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.).
Сегодня, в условиях санкций, этот инструмент также был использован, причем в более разнообразных формах.
Таким образом, важно подчеркнуть, что столь важное для укрепления финансовое безопасности направление обеспечивалось за счет мер, лежащих за пределами нормативно-правового регулирования.
По сути, Центральный банк РФ просто вводил реальные механизмы, организовывающие альтернативные каналы передачи сообщений о платежах, а также в «ручном режиме» повышал безопасность инфраструктуры платежной системы.