Статья:

Национальная банковская система в условиях санкционного давления

Конференция: LXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Агамалян В.С. Национальная банковская система в условиях санкционного давления // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(85). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(85).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Национальная банковская система в условиях санкционного давления

Агамалян Виктория Самвеловна
студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Банковская сфера является одним из наиболее рисковых элементов финансовой системы государства, поэтому управление имеющимися в этой сфере рисками - важнейший фактор укрепления финансовой безопасности.

Антироссийские санкции стали одним из наиболее болезненных внешних шоков для банковской системы России, поэтому в рамках данного параграфа предлагается проанализировать, какие меры были приняты для нормализации ситуации и насколько они эффективны в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Совпадение по времени двух фактов: введения санкций и снижения цен на нефть привело к тому, что российский банковский сектор серьезным образом пострадал в 2014-2015 гг. Ученые объясняют это ассиметричностью развития российской банковской системы и систем развитых зарубежных стран.

Так, российские организации не представлены в числе крупнейших мировых банков, и в этом плане не являются конкурентоспособными.

Кроме того, непосредственно в первые годы развития кризиса нарастали тенденции монополизации банковской сферы, причем более 55% активов отечественных банков принадлежат государству.

После введения первых пакетов санкций в 2014-2015 гг., российская банковская система не только столкнулась с изменением рыночной конъюнктуры вследствие негативных явлений в отечественной экономике, но также и с последствиями того, что отдельные банки были напрямую подвергнуты санкционному давлению.

Основной проблемой, как отмечают эксперты, здесь стала невозможность долгосрочных заимствований на зарубежных финансовых рынках, что с экономической точки зрения выразилось в снижении норматива долгосрочной ликвидности (Н4). Банк России был вынужден оказывать финансовую поддержку банкам, попавшим под секторальные санкции. Однако данные ситуационные меры, разумеется, не исключили необходимость комплексного антикризисного регулирования.

В связи с повышением указанных рисков, а также объективно отслеживаемыми негативными последствиями в состоянии банковского сектора, руководство России приняло ряд мер организационного и правового характера по стабилизации ситуации. Основные направления таких мер были обозначены в Стратегии экономической безопасности до 2030 г. В частности, для устойчивости банковской системы в Стратегии предусматривается снижение «критической зависимости национальной денежно-кредитной системы» от изменчивости рыночной конъюнктуры на международных рынках товаров и капитала.

Осознание этой зависимости можно считать позитивным следствием введения санкций. Также в Стратегии говорится о развитии национальных источников долгосрочных финансовых ресурсов - что также является прямым ответом на санкционное давление. Кроме того, Стратегия уделяет внимание и дальнейшему развитию инфраструктуры финансовых рынков, включая совершенствование национальной платежной системы (и системы пластиковых карт), а также системы финансовых сообщений.

Очевидно, что и это направление укрепления финансовой безопасности в банковской сфере появилось в Стратегии вследствие обострившейся угрозы отключения России от системы SWIFT. Важно заметить, что к моменту принятия

Стратегии многие из необходимых шагов в рамках выделенных направлений уже были сделаны.

Остановимся на ряде мер, которые были приняты Банком России и государственными органами Российской Федерации в рамках двух основных групп: использования инструментов денежно-кредитной политики и инструментов по оптимизации регулирования расчетно-платежных отношений в банковской сфере.

В области денежно-кредитной политики ключевым инструментом является управление ставкой рефинансирования, которая определяет параметры выдачи кредитов коммерческим банкам. Роль Банка России здесь состоит в том, что он уполномочен законом регулировать саму ставку, определять другие условия кредитования: круг субъектов, сроки, виды обеспечения кредитов.

Все это в совокупности должно стимулировать банки увеличивать имеющиеся у них денежные средства и за счет этого кредитовать реальный сектор экономики. Улучшение условий рефинансирования необходимо тогда, когда регулятор наблюдает снижение денежной массы в стране, уменьшение объемов кредитования.

Помимо Закона «О Центральном Банке», правовое регулирование использования такого инструмента, как рефинансирование, регулируется актами самого Банка России.

В литературе отмечается, что Центробанк активно начал прибегать к использованию инструментов рефинансирования 10-15 лет назад в целях поддержания ликвидности банков в условиях внешних шоков (в частности, финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.).

Сегодня, в условиях санкций, этот инструмент также был использован, причем в более разнообразных формах.

Таким образом, важно подчеркнуть, что столь важное для укрепления финансовое безопасности направление обеспечивалось за счет мер, лежащих за пределами нормативно-правового регулирования.

По сути, Центральный банк РФ просто вводил реальные механизмы, организовывающие альтернативные каналы передачи сообщений о платежах, а также в «ручном режиме» повышал безопасность инфраструктуры платежной системы.

 

Список литературы:
1. Ахметов М.Г. Анализ внешнеторговых санкций против России: вызовы, угрозы, последствия год спустя // Международная торговля и торговая политика. 2015. №3 (3). 
2. Баликоев В.З. Уровень монетизации экономики России: поиск оптимума // Вестник НГЭУ. 2017. №1. 
3. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 
4. Волков А. В. Обеспечение исполнения обязательств в реальных правоотношениях как залог финансовой безопасности предприятия // Гражданское право. 2015. №2. 
5. Гузко Д. С. Ключевые угрозы финансовой безопасности российского государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. №4. 
6. Закирова Д.Ф., Закирова Э.Ф. Оценка влияния экономических санкций на банковскую систему Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. №1 (45). 
7. Игонина Л.Л. Финансовая безопасность России: современные тенденции и императивы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2009. №10.  
8. Кучеров И.Н., Поветкина Н.А. Риски финансовой безопасности: правовой формат. М.: Инфра-М, 2018. 
9. Кучеров И.Н., Поветкина Н.А. Риски финансовой безопасности: правовой формат. М.: Норма, 2018. С. 72.  10. Закирова Д.Ф., Закирова Э.Ф. Оценка влияния экономических санкций на банковскую систему Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. №1 (45). С. 49.  11. См. например: Положение Банка России от 04.08.2003 №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2003. №62; Положение от 12.11.2007 №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» //  Вестник Банка России. 2007. №69; Положение от 30.11.2010 №362-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом» // Вестник Банка России. 2011. №22.