Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Осипова Ю.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(264). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(264).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Осипова Юлия Александровна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Неуструева Анастасия Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Современная экономика Российской Федерации видит в сфере услуг значимую сферу деятельности, что приводит к увеличению внимания государства к ее развитию и функционированию, а также усилению влияния государственного регулирования [1].

Следует учесть, что в различных секторах сферы услуг существует неравномерное развитие рыночных отношений. Торговля, туристическая, рекламная, консалтинговая отрасли и другие хорошо развиты в терминах рыночных отношений, где достигнут баланс между прибылью организаций и удовлетворением потребностей потребителей. Однако, когда речь идет об образовании, здравоохранении, культуре – сферах, которые обеспечивают необходимые условия для жизнедеятельности людей, переход к исключительно рыночным отношениям невозможен из-за потенциального ограничения доступа некоторых слоев населения к этим услугам.

Одним из основных законов, который регулирует отрасль услуг, является часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом документе определены общие понятия услуг, а также установлено правовое регулирование наиболее распространенных договоров в данной сфере, таких как страхование, перевозки, факторинг, франчайзинг, хранение, банковские услуги и другие [2]. Для совершенствования нормативно-правовой базы, правительство регулярно разрабатывает и принимает дополнительные федеральные законодательные акты, которые подробно регламентируют деятельность в отдельных специализированных областях предоставления услуг. Примером таких законодательных документов являются Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Далее следует сделать акцент на том, что только государство может осуществлять производство, регулирование и контроль предоставления услуг в важных сферах жизнедеятельности, таких как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, государственные услуги и т. д. Предоставление таких услуг предполагает, что потребители обязаны оплатить их, что происходит через систему сборов и пошлин, установленных налоговым и таможенным законодательством, а также через систему тарифного регулирования, которая действует на разных уровнях публично-правовых образований [1].

Также заслуживают упоминания основные законодательные акты, которые определяют нормативные правила функционирования предприятий в сфере услуг и оказывают существенное влияние на принятие управленческих решений. К числу таких законодательных документов относятся Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 123-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Достижение таких целей, как стимулирование темпов развития экономики, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг, создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и наращивания экспортного потенциала сферы услуг, возможно благодаря государственному регулированию в этой сфере.

В Российской Федерации в настоящее время государственное регулирование сферы услуг осуществляется посредством законодательства, устанавливающего правила и нормы для функционирования данной отрасли. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направлен на обеспечение граждан правом свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской и прочей законной экономической деятельности, что гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Деятельность по оказанию услуг регулируется широким спектром нормативных правовых актов, включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации. Кроме того, значительная роль в регулировании данной сферы принадлежит подзаконным актам отраслевых министерств, федеральных агентств и служб, таких как Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Кроме того, необходимо учесть и другие формы поддержки, такие как создание специализированных министерств, ведомств и комитетов. В Санкт-Петербурге, например, действует Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который отвечает за разработку и реализацию государственной политики по развитию предпринимательства в городе. Он также организует различные программы и предоставляет гранты для новых и молодых предприятий.

Государственное регулирование в сфере услуг позволяет существенно сократить уровень неопределенности во внешней среде организации, который зависит от доступной информации. Например, наличие нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между предприятиями в сфере услуг, создает предпосылки для того, чтобы считать организацию надежной и обладающей необходимой информацией. В результате, внешняя среда становится более определенной, чем в случае отсутствия таких документов или недостатка информации. Степень определенности внешней среды влияет на облегчение процесса принятия управленческих решений.

Вышеизложенное позволяет заключить, что система государственного регулирования в сфере услуг представляет собой комплекс мер, которые обеспечивают правовую, экономическую и организационную поддержку внешней среды, способствуя эффективному и устойчивому развитию предприятий. Она играет ключевую роль в формировании внешней среды организации и оказывает существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.

 

Список литературы:
1. Костина, С. Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» / С. Н. Костина, Г. А. Банных, Л. И. Воронина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. – 123 с. 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации на 2024 год с таблицами и схемами + комментарии. — Москва: Издательство АСТ, 2023. – 768 с. – (Кодексы и схемы)