Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации
Развитие приграничного сотрудничества отнесено правительством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления муниципальными органами в приграничных территориях. Предмет исследования составила нормативно-правовая база, сложившаяся в период становления местного самоуправления с 2003 года по настоящее время. Цель исследования – выявление проблем местного самоуправления в приграничных территориях и характерных особенностей. При написании работы использовались методы системного подхода и анализа, синтеза, дедукции. Написание работы позволило прийти к следующим выводам: анализ обстановки в приграничных регионах РФ и федерального законодательства показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в таких регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления особых полномочий.
Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, приграничное сотрудничество, особая экономическая зона.
Одним из основных признаков создания и развития на территории России современного демократического общества является институт местного самоуправления. Закрепление данного института в отдельной главе основного закона государства- Конституции Российской Федерации показывает, что МСУ является неотъемлемым атрибутом современного общества. Согласно 130 статье Конституции [1, 26] местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Вопросы местного самоуправления регулирует ФЗ-2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2, 4]. Согласно ч.2 ст.1 данного федерального закона, местное самоуправление- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Российская Федерация- государство со сложным этническим составом, неравномерно распределенным по субъектам РФ. Это обстоятельство вкупе с большим количеством субъектов ( 85) и различием их конституционно-правовых статусов заставляет законодателя выделять отдельные категории территорий с местным самоуправлением. Это ЗАТО, города-наукограды и приграничные территории Российской Федерации.
Приграничные территории Российской Федерации включают в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административный районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
В соответствии со статьей 16 [3, 27] Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. [4, 418]
Местное самоуправление на приграничных территориях отличает ряд особенностей, закрепленных в статье 37 ФЗ №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». [3, 44] Во-первых, органы МСУ, муниципальные учреждения и предприятия, физические и юридические лица действуют в особых условиях, предполагающих установление определенных ограничений (правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; особенности хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных мероприятий).
Во-вторых, органы МСУ МО, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы РФ:
- В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, из ресурсов приграничных МСУ МО отводятся погранвойскам в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов. Так, например, МСУ МО Калиниградской области нормы отвода «полос земель для организации охраны границ» ограничивает 10 метрами, а на границе с Финляндией МСУ МО Ленинрадской обл. охранная «приграничная полоса» ограничивается 20 метрами. [5, 90]
- Органы МСУ МО приграничных территорий также осуществляют контроль за использованием земли на приграничных территориях и соблюдением на этих участках законодательства об охране окружающей среды; Так, например, в результате сотрудничества по охране экологии и природных ресурсов на приграничных территориях между Монголией, КНР [6, 62] и РФ приняты документы по предупреждению пожаров и пожароопасных ситуаций, а также экологический мониторинг трансграничных водных ресурсов;[7,19] на приграничных территориях между Мурманской областью и Норвегией снижены выбросы диоксида серы в атмосферу и соблюдается режим «чистого моря», в результате борьбы с радиоактивным загрязнением морской воды.)
- Органы МСУ МО оказывают помощь пограничным органам, другим государственным структурам, осуществляющим контроль на Государственной границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют информацию, необходимую для их деятельности;
- Органы МСУ МО приграничных территорий создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории. Из граждан формируются народные дружины (ДНД). [8,2] Органы МСУ приграничных территорий могут выплачивать дружинникам вознаграждение за помощь в поддержании общественного порядка и помощь в несении пограничной службы, а также предоставлять дополнительный отпуск за свой счёт, обеспечивать страхование жизни и социальную защиту членов ДНД. [9,49] Так по охране общественной границы созданы дружины на территории Ольгинского муниципального района Приморского края ( постановление главы МСУот 05.10. 2009г)[9, 49], в республике Калмыкия (постановление МСУ от 27 марта 2009г); в Алтайском крае (постановление МСУ от 10 марта 2009г); на территории Архангельской области( от 5 сентября 2011г); в Еврейской автономной области (22 мая 2013г), в Псковской области (4 июня 2009г) [9, 49]
Дружины выполняют функции:
- обеспечения контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- участия в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;
- разъяснения гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Помимо этого, местное самоуправление на приграничных территориях обладает рядом особенностей. В первую очередь, это приграничное сотрудничество, регулирующееся Федеральным законом от 26.07.2017 N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества".[10, 5]
Так, согласно статье 8 данного ФЗ-179, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества относятся:
1) проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств;
2) заключение соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств; Так, например, администрация городского округа г.Воронежа 24.01.2014г заключила соглашение с Луганским городским советом (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Интересно, что подобные соглашения не носят характер международного договора.
3) создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности; Соглашения о приграничном сотрудничестве могут создаваться между городами-побратимами с «установления побратимских отношений», как например, между Уссурийском и китайскими городами Муданьдзян, Хуаньчун и др.
4) участие в деятельности международных организаций в сфере приграничного сотрудничества в рамках органов, созданных специально для этой цели; Например, участие в экологических программах Green Peace
5) участие в разработке и реализации проектов международных программ приграничного сотрудничества;
6) иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заключение международных договоров позволяет привлекать инвесторов в регион и повышать уровень бюджетных доходов. О.В.Цветкова в своей статье « Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области)» предлагает следующие пути развития сотрудничества.[11, 37]
1. Межмуниципальные приграничные проекты на уровне администраций субъектов на сопредельной приграничной территории. В качестве примера таких совместных программ и проектов были названы инфраструктурные проекты (строительство железных дорог, оборудование морских портов), экологические, природные и культурно-исторические проекты.
2. Локальные межрегиональные проекты на уровне муниципалитетов.
3. Частное приграничное взаимодействие. Это взаимодействие носит самостоятельный характер, реализуется и развивается прежде всего за счет личной мотивации муниципального образования (предпринимателей, образовательных и научных учреждений, общественных организаций).
4. Приграничное взаимодействие населения (трудовая миграция, туризм, шоппинг в пределах приграничной зоны).
Также важным элементом приграничного взаимодействия является создание Особых экономических зон (ОЭЗ), как одного из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
ОЭЗ – часть территории региона, которая обладает особым юридическим статусом [12, 26], где действует льготный режим предпринимательской деятельности (в том числе льготные налоговый и валютный режимы), а также может применяться процедура свободной таможенной зоны (в том числе принцип «единого окна»). ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации созданы ОЭЗ 4-х типов:
- промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ); ( «Моглино», «Тольятти», «Алабуга», «Ступино Квадрат», «Узловая»)
- технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ); («Томск», «Иннополис»)
- туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ); ( «Ворота Байкала», «Курорты Северного Кавказа»)
- портовые (ПОЭЗ). («Лотос»)
Из приграничных территорий ОЭЗ созданы в Астраханской и Псковской областях, Алтайском крае. Это тем более видится важным в современной экономической обстановке, что развитие отдельных областей промышленности помогает регионам решать собственные задачи и менее зависеть от дотаций федерального правительства.
Таким образом, анализ обстановки в приграничных регионах Российской Федерации на основе изучения федерального законодательства по вопросам муниципального самоуправления в данных регионах показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в приграничных регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления муниципалитетам особых полномочий, а именно:
- Предоставление муниципальным образованиям дотационных приграничных регионов право самостоятельно создавать ОЭЗ.
- Предоставления таким муниципалитетам права в течение 5 лет отчислять налоги в сфере туризма и промышленности по сниженной процентной ставке.
- Предоставление муниципалитетам права вводить облегченный визовый режим на своей территории, для увеличения потока иностранных граждан.
- Предоставление права устанавливать квоты на рынке сбыта для отечественных и иностранных производителей на усмотрение органов МСУ.
Приложение.