РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
DEBT RESTRUCTURING IN CASE OF BANKRUPTCY OF AN INDIVIDUAL
Alyona Solovyova
Student Siberian Law University, Russia, Omsk
Аннотация. В рамках настоящей статьи автором рассмотрена процедура в делах о банкротстве физических лиц – реструктуризация долгов. Проанализированы положения законодательства, дана общая характеристика и отмечены особенности.
Abstract. Within the framework of this article, the author considers the procedure in bankruptcy cases of individuals – debt restructuring. The provisions of the legislation are analyzed, general characteristics are given and features are noted.
Ключевые слова: банкротство физических лиц; банкротство граждан; неплатежеспособность; процедуры в деле о банкротстве; реструктуризация долгов.
Keywords: bankruptcy of individuals; bankruptcy of citizens; insolvency; bankruptcy proceedings; debt restructuring.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Из вышеуказанного определения можно выделить основные критерии, по которым лицо может считаться потенциальным банкротом.
Во-первых, наличие задолженности перед кредиторами, которая в совокупности составляет не менее чем 500 000тысяч рублей.
Во-вторых, неспособность гражданина в полном объеме погасить задолженность по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [2].
Таким образом, для признания лица неплатежеспособным необходимо два критерия.
Законом о банкротстве (статьи 213.2) предусмотрены следующие процедуры, которые могут быть применены в деле:
– реструктуризация долгов гражданина (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов);
– реализация имущества гражданина (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов);
– мировое соглашение (процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
В отличие от процедуры банкротства юридических лиц, для граждан предусмотрено всего три, общей процедурой выступает мировое соглашение.
Рассмотрим более подробно процедуру реструктуризации долгов, поскольку в доктрине встречается позиция, согласно которой процедура реструктуризации долгов оказалась «мертвым» направлением, т.к. в большинстве случаев официальный доход граждан не всегда покрывает элементарные расходы на содержание семьи, не говоря уже о выплатах в адрес кредиторов. Соответственно, судьи, учитывая данные обстоятельства и ходатайство потенциального банкрота, сразу переходят к процедуре реализации имущества.
Как следует из определения, реструктуризация – это реабилитационная процедура, которая должна стабилизировать финансовое положение лица, ведь в рамках такого процесса накладывается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (полный перечень последствий указан в части 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве).
По факту целью процедуры является предоставление возможности должнику погасить задолженность перед кредиторами в ином порядке и на иных условиях (например, продление срока оплаты, отмена процентов, возможно уменьшение основной задолженности и т.д.) [3].
Само понятие реструктуризация подразумевает изменение какого-либо действующего порядка или его преобразование [4], соответственно, применительно к процедуре банкротства реструктуризация – это изменение условий погашения задолженности. Условия изменений должны быть отражены документально или как предусмотрено Законом о банкротстве в плане реструктуризации.
Указанный документ не позднее чем в течение десяти дней подготавливается любым участником дела о банкротстве – кредитором, должником или финансовым управляющим, и направляется финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган.
Обязательные требования к содержанию плана указаны в статье 213.14. Закона о банкротстве, а перечень необходимых документов в статье 213.15.Закона о банкротстве.
В открытых источниках, а также в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» любой субъект может найти пример проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Проект плана должен быть одобрен кредиторами на собрании и получить большинство голосов от общего числа, и в дальнейшем такой план подлежит утверждению арбитражным судом, при соблюдении следующих условий (часть 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве):
– гражданин имеет источник дохода;
– гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
– гражданин не признавался банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана;
– план реструктуризации долгов не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению плана.
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года (часть 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве).
Как писал Амелин А.В. в своей работе: «Самым очевидным доказательством того, что реабилитационная процедура не работает, является количество утвержденных судами планов реструктуризации долгов: за два с половиной года было утверждено всего 372 плана, при этом общее число процедур банкротства в стране достигло порядка 86 000 тысяч. Соответственно, заинтересованные стороны теряют впустую в среднем около шести месяцев и финансы на публикации о введении процедуры» [1].
Однако законодательством предусмотрено право лица (в том числе и кредитора) в рамках первого судебного заседания заявить о введении реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации.
Таким образом, мы видим, что лица имеют право обойти одну из процедур (длительность которой может затянуться до трех лет), и в более «короткий» срок достигнуть поставленной цели – получить статус «банкрот» и списать образовавшиеся долги.
В некоторых регионах Российской Федерации (например, Санкт-Петербург) судьи вводят процедуру реструктуризации долгов, даже если у человека вовсе нет дохода, но он является трудоспособным. Подразумевается, что лицо предпримет действия, направленные на погашение задолженности. Но даже в этих случаях процедура носит технический (процессуальный) характер, и, спустя полгода, гражданин признается банкротом, и в отношении него вводится процедура реализации имущества [5]
Еще одним обходом процедуры реструктуризации долгов может стать неодобрение или не утверждение плана реструктуризации, ведь не каждому кредитору будет по нраву тот факт, что «свое» он получит в более поздний срок, либо не в полном объеме.
Также введение рассматриваемой нами процедуры может быть отклонено самим судом в случае установления её нецелесообразности.
В таких случаях судебная инстанция принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии процедуры реализации его имущества.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, на наш взгляд законодателю стоит пересмотреть процедуры в рамках дел о банкротстве граждан, и возможно принять решение об упразднении малоэффективных «институтов», что позволит стабилизировать и упростить существующий алгоритм присвоения гражданам статуса «неплатежеспособный».