Статья:

Проблемы развития аудита в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Азарова Ю.А. Проблемы развития аудита в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64079 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития аудита в России

Азарова Юлия Алексондровна
магистрант Орловского государственного университета экономики и торговли, РФ, г. Орёл

 

Для эффективного развития организации и получения при этом положительных результатов деятельности, необходимо проведение в процессе работы определённых действий, которые помогут своевременно найти недочеты и несовершенствования работы. Необходимо проводить тщательный и постоянный анализ деятельности предприятия. Существует действенный способ контроля за экономической, финансовой и хозяйственной деятельностью организации под названием аудиторская проверка.

Аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, целью которой является составление заключения о том, насколько достоверной и правильной является такая отчётность.

Аудиторская деятельность направлена на обеспечение положительного эффекта клиенту по различным направлениям организации бизнеса. Получить независимую экспертную оценку деятельности в условиях рыночной конкуренции полезно для каждого предприятия.

В работе аудиторских компаний существует множество важных факторов, усложняющих работу. Одним из таких факторов является реформа, идеей которой стала передача полномочий по надзору и регулированию аудита от Минфина к ЦБ, проект обсуждался с 2016 года. В мае 2017 года ЦБ подготовил проект, за лето согласовал его с Минфином, документ был внесен в Госдуму и принят в первом чтении. Однако после этого Минфин подготовил уже свой вариант реформы и 26 ноября представил ЦБ. Для согласование сторонам потребовалось больше года, только 24 января 2018 года появилась новая версия законопроекта Минфина, одобренная ЦБ.

Начиная с 2016 года аудиторские компании находились в напряженном состоянии. Согласно законодательному акту, действия аудиторов регламентируют и контролируют саморегулируемые организации (СРО), которые также получили право на контроль качества аудита. Также появятся три реестра аудиторских компаний: общий и общественно значимых организаций (ОЗО), которые ведутся Минфином, а также реестр аудиторов ОЗО финансового рынка, который ведется ЦБ и отдельный реестр банковских аудиторов.

Проводились бурные дебаты о количестве сотрудников-аудиторов в профильных компаниях, компромисс был достигнут. У проверяющих ОЗО финрынка будет семь аудиторов по основному месту работы (с 2023 года —12), у аудиторов других ОЗО — три по основному месту работы (с 2023 года — пять). В остальных аудиторских организациях должно быть не менее трех аудиторов по основному месту работы. Нужно отметить, что законопроект будет выполняться поэтапно.

Следует заметить, что рынок до сих пор пребывает в ожидающем состоянии, так как после принятия законопроекта многим компаниям будет необходимо переоформатировать свою деятельность. Как можно заметить, рынок аудиторских услуг ждут стремительные перемены, при том, что это лишь один пример грядущих изменений. Можно сделать вывод, что небольшие частные аудиторские компании могут пострадать и в худшем случае исчезнуть с рынка. Но стоит отметить, что такие перемены способствуют развитию системы контроля в сфере аудита, ведь предоставление подобного рода услуг имеет высокую общественную значимость и огромную долю ответственности.

Для перспективного развития аудиторской деятельности в РФ необходимо использовать единый подход саморегулируемых объединений аудиторов, наладить взаимодействие и стремиться к стандартизации. Рассмотрев несколько проблем аудита, можно сделать вывод, что во многом их решение зависит от эффективности деятельности саморегулируемых объединений.

В связи с будущим сокращением рынка аудитов, а точнее малых организаций, тем самым вытесняя с рынка часть малоквалифицированных и неопытных специалистов, клиент сможет тратить меньше времени на подбор компании, в которой наверняка будет уверен, риски довериться непрофессионалу снизятся.

Подводя итог, хочется сделать обобщающий вывод о том, что все воздействия со стороны клиентов, СРО, и государства должны быть направлены на потребителей аудиторских услуг – бизнес, на его развитие и процветание. Последствия принятых реформ для аудиторского бизнеса в России будут нести как положительные, так и отрицательные последствия. Изучение и исследование предложений по дальнейшему совершенствованию аудиторской деятельности позволит  сформировать единую систему стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Жарылгасова, Б. Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности / Б.Т. Жарылгасова. - М.: КноРус, 2010. - 400 c.
2. Ларюнина und И.А. Слободняк Методологические основы стандартизации аудиторской деятельности / Е.В. Ларюнина und И.А. Слободняк. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 156 c.
3. Мерзликина, Е. М. Аудит: моногр. / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 368 c.
4. Рогуленко, Т. М. Аудит / Т.М. Рогуленко. - М.: Экономистъ, 2016. - 384 c.
5. http://znanium.com - ЭБС издательства «ИНФРА-М»