Статья:

Бухгалтерский учёт российской и зарубежной практики

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Самойленко В.Г. Бухгалтерский учёт российской и зарубежной практики // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Бухгалтерский учёт российской и зарубежной практики

Самойленко Валерия Геннадьевна
студент Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Аннотация: Успешное существование фирмы в современной бизнес-среде в течение более или менее длительного времени невозможно без надлежащего информационного обеспечения. Эту функцию в значительной степени выполняет бухгалтерский учет. Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех ресурсов экономического субъекта. Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности предприятия в обязательном порядке ведется бухгалтерский учет. Основные правила организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.

В статье рассмотрена нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета в России, особенности ведения бухгалтерского учета за рубежом.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, нормативно-правое регулирование.

 

Организация бухгалтерского учета па предприятиях, действующих на территории Российской Федерации, определяется положениями действующей нормативно-правой базы.

Статья 71 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что бухгалтерский учет находится под юрисдикцией государства, которое, в лице Правительства Российской Федерации, занимается общим методологическим руководством бухгалтерских учетов в целях обеспечения его упорядоченности, сравнимости и однородности [1].

В то же время Правительство Российской Федерации может самостоятельно предоставлять своим отдельным органам право самостоятельно (в пределах своей компетенции и на основании положений законодательства Российской Федерации) разрабатывать и утверждать нормативные акты, обязательные для всех организаций и предприятий.

Период реформы системы регулирования бухгалтерского учета в России уже более 15 лет. За этот период произошли значительные изменения со значительными изменениями в отечественном бухгалтерском учете с переходом на новый уровень развития. В то же время процесс реформы бухгалтерского учета еще не завершен. В частности, он начал действовать с 01.01.2013 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2].

По мнению В.М. Богаченко, Н.А. Кирилловой, Н.Н. Хахоновой «Закон «О бухгалтерском учете» является основой для совершенствования и развития бухгалтерского учета, способствует максимальному приближению к международным стандартам бухгалтерского учета. Закон охватывает основные требования к бухгалтерскому учету, первичные документы, отражает концепции синтетического и аналогового учета, план счетов. Закон охватывает основные требования к бухгалтерскому учету, первичные документы, отражает концепции синтетического и аналитического учета, план счетов» [4].

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.

Содержит правовые нормы, регулирующие бухгалтерский учет, различные нормативные правовые акты, действие каждого акта во взаимоотношениях с другими нормативными правовыми актами, не может противоречить нормативным правовым актам этого законодательного органа. Четырехуровневая система формируется набором нормативных правовых актов (Таблица 1).

Таблица 1

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень регулирования

Документы

Область регулирования

Первый (законодательный)

Федеральные стандарты

Устанавливают:

- признаки и определения бухгалтерского учета, порядок по их классификации, условия их принятия к бухгалтерскому учету, списания в бухгалтерском учете: с указанием допустимых способов по их денежному измерению:

- требования в отношении учетной

политики;

- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

- содержание, состав, порядок по формированию информации, которая раскрывает финансовой (бухгалтерской) отчетностью, включая образцы форм финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- упрошенные способы по ведению

бухгалтерского учета.

Второй (методологический)

Отраслевые стандарты

Установление особенностей по применению федеральных стандартов для отдельных видов экономической деятельности

Третий (разъяснительный)

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Принятие для правильного использования отраслевых и федеральных стандартов, снижения затрат по организации бухгалтерского учета, распространению передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Четвертый (внутрихозяйственный)

Стандарты экономического субъекта

Упорядочение организации и ведение им бухгалтерского учета

        

Следовательно, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами) с различным статусом.

Необходимо отметить за отсутствие официального определения самой концепции «системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета».

Необходимо учитывать полное соответствие системы нормативного правового регулирования, изложенной К. А. Коневым, положениями Федерального закона № 402-ФЗ, ее можно представить в виде четырех блоков: «Первый блок включает законы, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 402-ФЗ и другие федеральные законы. Второй блок образуют правовые акты: указы и распоряжения Президента Российской Федерации; указы и распоряжения Правительства Российской Федерации: приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения Министерства финансов Российской Федерации и Банка России; нормативные правовые акты организаций. Третий блок представлен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации: законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Четвертый блок представлен международными договорами, которые не являются внутренним законодательством, но применяются в России с приоритетом по отношению к законам Российской Федерации, за исключением Конституции Российской Федерации» [5].

Бухгалтерский учет в зарубежных странах, как и политика и идеология, не знает национальных границ. Технологии учета экспортируются и импортируются, что подтверждает сходство существующих систем бухгалтерского учета в разных странах. Это позволяет классифицировать национальные системы учета.

Факторы, определяющие уровень развития бухгалтерского учета, взаимосвязаны. Таким образом, в большинстве стран, которые имеют строгое правовое регулирование экономической деятельности, банки или правительство исторически считались основными кредиторами, в то время как в целом в правовых странах финансовые потребности предприятий больше полагались на расширение прав акционеров и рынков ценных бумаг. Таким образом, если рассмотрим идею влияния «окружающей среды» на систему бухгалтерского учета на правильность, можем ожидать, что в странах с аналогичными социально-экономическими условиями и системами бухгалтерского учета есть много общего.

Бухгалтерский учет осуществляется бизнес-подразделениями по всему миру. Его основная функция - накопление финансовой информации. Однако бухгалтерская учетная информация может служить различным целям. Например, в некоторых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, такая информация направлена ​​на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов. В большинстве стран Южной Америки предоставление надежной информации государственным органам, которые контролируют надлежащее применение налогового законодательства, может быть поставлено на первое место. В некоторых странах система учета основана на приоритете макроэкономических целей.

В мире существуют две области правового регулирования бухгалтерского учета, которые различаются по типу законодательства и степени его влияния на различные аспекты жизни. Первое направление включает страны, которые имеют обширный свод законов, касающихся бухгалтерского учета. Во второй - страны, которые используют законодательство общей правовой ориентации.

В первом случае законы жестко определяют, представляя серию предписаний типа «вы должны». Это означает, что физические и юридические лица должны следовать букве закона. В большинстве стран, использующих этот подход, стандарты бухгалтерского учета повышаются до уровня государственных законов. В то же время процедуры бухгалтерского учета детализированы и довольно жестко регулируются. В этих странах основной задачей бухгалтерского учета является расчет государственных налогов и контроль за своевременностью и полнотой их оплаты. К этим странам относятся Германия, Франция, Аргентина и т. д.

Вторая группа стран ограничивается  законами общего права, которые представляют собой серию ограничений «вы не должны». Законы такого типа как бы указывают на пределы, в которых физические и юридические лица имеют свободу действий. В таких странах стандарты бухгалтерского учета не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями бухгалтеров. В то же время стандарты более гибкие и подвержены влиянию различных нововведений. Эта группа стран включает Великобритания, Соединенные Штаты Америки и другие страны.

Таким образом, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Некоторые из них являются обязательными для применения (в частности, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету), другие - консультативного характера (План счетов № 34н, руководящие принципы и т. д.).

Несомненно, целью бухгалтерского учета в разных странах мира является стандартизация отражения деятельности компании, независимо от ее типа, а также того, кто является пользователем информации.

 
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О бухгалтерском учете» // Российская газета. – №278. - 09.12.2011.
3. Баранников А.А., Воропаева О.Д., Горлова Н.А., Зимакова Л.А., Михайлушкин П.В., Наплѐкова Т.К., Серебренникова И.В., Чернов С.С., Шляго Н.Н. Бухгалтерский и управленческий учет, анализ и аудит: теория, меодология, практика // Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск, 2012.
4. Богаченко В.М., Кириллова Н.А., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие - Ростов н, Д: Феникс, 2015. – 512 c.
5. Кучерявенко С.А., Блинкова И.А. Отраслевые особенности организации бухгалтерского учета в рыболовстве В сборнике: Проблемы современной экономики Материалы II Международной научной конференции. 2012. С. 48-52.
6. Трибушняя О.Н. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 346.