Этапы управления капиталом современного предприятия и его оптимизация
Секция: Экономика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Этапы управления капиталом современного предприятия и его оптимизация
Понятие «капитал» выступает ключевым понятием, которым оперирует финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент под капиталом понимает всю совокупность финансовых средств (денежной массы и ее эквивалентов), которые вложены в активы организации.
В современных условиях экономических санкций и ограничений вопросы управления капиталом выходят на первый уровень.
Эти условия обуславливают значимость финансовых ресурсов организации, которые формируют оптимальную структуру и увеличивают производственный потенциал.
Капитал организации непосредственно влияет на такие коэффициенты, как коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты ликвидности, уровень дохода, уровень рентабельности.
В процессе деятельности организации используют как собственный, так и привлеченный (заемный) капитал.
Те компании, которые опираются только на собственный капитал, по максимуму избегая кредитования, имеют высокую финансовую устойчивость.
Они несильно подверженны негативным финансовым факторам [2, с. 4].
Организации, чей бизнес строится на привлеченных источниках, как долгосрочных, так и краткосрочных, наиболее уязвимы перед финансовыми вызовами.
Процесс управления капиталом современной организации с учетом сложившихся внешних условий проходит несколько этапов.
Этап 1. На данном этапе проводится анализ привлеченных средств, рассматриваются показатели динамики привлечения, объемы привлекаемых средств, сроки кредитования. Цель этапа – определение эффективности и качества привлекаемых средств.
Этап 2. На данном этапе выбираются ключевые ориентиры и целеполагающие показатели управления капиталом.
Этап 3. На данном этапе производится расчет предельной (критической) величины привлекаемых заемных средств. Данный параметр в будущем позволяет организации управлять привлекаемыми средствами с точки зрения оптимальности.
Этап 4. Данный этап предполагает оценку стоимости привлекаемых заёмных ресурсов. При анализе оцениваются альтернативные источники заемных средств и доход от них.
Этап 5. На данном этапе происходит определение структуры заёмных финансовых ресурсов, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Деление в потребности на кратко- и долгосрочные заёмные ресурсы определяется целями их использования в прогнозируемом периоде.
Этап 6. На данном этапе происходит обоснование экономически приемлемых форм привлечения заёмных финансовых ресурсов. Эти формы могут представлять собой следующие разновидности заемного финансирования: финансовый кредит, товарный (коммерческий) кредит, прочие формы.
Этап 7. На данном этапе предполагает определение основных кредиторов организации.
Этап 8. На данном этапе следует определить наиболее эффективные условия привлечения заемных источников финансирования, а именно срок предоставления кредита; его стоимость (ставку процента за кредит); условия исполнения обязательств по данному источнику финансирования.
Этап 9. На данном этапе формируется создание условий для обеспечения эффективного использования заемных источников финансирования.
Этап 10. На данном этапе происходит анализ срок исполнения обязательств по привлеченным заемным средствам.
А также происходит мониторинг существующей дебиторской задолженности и задолженности перед поставщиками (кредиторами) организации.
Производится формирование платежного календаря организации а также формируется система мониторинга за текущей финансовой деятельности организации [1, с. 108].
В процессе управления финансовыми ресурсами организации огромное влияние на ее эффективность играет грамотный выбор конкретного инструмента управления. Инструменты управления финансовыми ресурсами предприятия – это набор имеющихся элементов которыми можно управлять в процессе финансовой деятельности.
Таким образом, источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные (прибыль, амортизация, выручка от реализации имущества) и привлеченные (кредитные инвестиции, страховые возмещения, устойчивые пассивы, продажа ценных бумаг) средства.
Выделяются следующие виды финансовых ресурсов предприятия: внеоборотные (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения), оборотные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения), собственные (собственный капитал) и привлеченные (обязательства перед банками, инвесторами, поставщиками и др. кредиторами).
Подходы к организации системы управления финансовыми ресурсами многообразны и строятся на основе различных направлений политики управления активами и источниками их формирования.