Статья:

Подготовка кадров в сфере управления проектами

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бас С.В. Подготовка кадров в сфере управления проектами // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(23).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Подготовка кадров в сфере управления проектами

Бас Светлана Васильевна
магистрант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Никифорова Елена Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Во всем мире управление проектами, как подход к повышению эффективности и оптимизации ресурсов, все более и более интегрируется в организационные процессы осуществления хозяйственной и публичной деятельности.

Во всем мире управление проектами, как подход к повышению эффективности и оптимизации ресурсов, все более и более интегрируется в организационные процессы осуществления хозяйственной и публичной деятельности На начало 2018 года около трети экономической активности организаций приходилось на реализацию проектной деятельности, на конец  2018 года около половины всех организационных процессов протекало в условиях проектной деятельности.

Несмотря на различные попытки ученых и практиков, общее согласие по поводу определения, контекста и содержания практической модели управления проектом, до сих пор не достигнуто и зачастую отражает специфику отрасли исследования или сферы практического внедрения, а также национальные особенности, учитывающие законодательство и практику ведения бизнеса [1].

Исходя из действующих национальных и международных стандартов, под проектом понимается:

- временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата;

- комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений;

- целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта или услуги;

- уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности, имеющий начальную и конечную даты выполнения, предпринимаемый для достижения цели, соответствующий установленным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.

Каждая организация, работающая в современной глобальной конкурентной среде, стремится к постоянному повышению производительности Исключительно важное значение для выживания организации в условиях регрессии рынка, например, в условиях макроэкономической нестабильности, либо роста конкуренции, приобретает способность руководства выбирать и использовать наиболее выгодные инструменты и методы управления проектами.

Однако зачастую менеджмент организации (учреждения, предприятия) не видит особенностей проектной деятельности, считая, что все функционирование можно свести к функциональной деятельности [4].

Среди компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, есть представители самых разных индустрий, включая ИТ, строительство, топливно-энергетический комплекс, атомную энергетику, производство, банковскую сферу, торговые сети и тд.

В ряде учебных центров открыты курсы по повышению квалификации и тренингам по управлению проектами, учитывающие сертификационные требования IPMA.

В нашей стране в условиях нестабильной, развивающейся рыночной среды управление проектами остается конкурентным преимуществом немногих коммерческих организаций, которые используют его для снижения рисков, повышения гибкости и интеграции усилий с партнерами Между тем, широкомасштабное использование профессиональных методов управления проектами могло бы дать большой эффект и в управлении государственными программами, компаниями, проектами и программами общественных организаций и международного сотрудничества.

Дальнейшее социально-экономическое развитие страны во многом будет зависеть от уровня применения профессионального управления проектами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.

На сегодняшний день более чем в 50 отечественных вузах введен учебный курс «Управление проектами», начата подготовка специалистов с высшим образованием по специализации «Управление проектами» в четырех университетах, активно издается специальная литература Однако этого, очевидно, недостаточно.

Можно подчеркнуть, что управление проектами сегодня нужно ставить в ряд государственной политики Это подразумевает и ряд важных шагов в сфере образования, поддерживаемых на государственном уровне, в том числе:

- введение специальности «Управление проектами» в профессионально-квалификационный перечень специальностей Минобразования и ВАК;

- создание государственной системы обучения и переподготовки специалистов по управлению проектами;

- интенсификация переподготовки и повышения квалификации руководителей всех уровней для освоения технологий профессионального управления проектами и программами;

- интенсификация профессионального высшего образования в области управления проектами (в том числе, развитие дистанционного обучения)

- развитие деятельности по национальной сертификационной программе для специалистов по управлению проектами (для создания «критической массы специалистов» и кумулятивного эффекта на российскую экономику необходимо иметь порядка 100 тыс сертифицированных менеджеров проектов).

Управление персоналом проекта, возможно, является одной из главных функциональных областей проекта  Менеджер проекта обеспечивает проект необходимыми человеческими ресурсами В ходе чего ведется отбор персонала и его профессиональная переподготовка Текущее управление же сводится к умению менеджера мотивировать и контролировать свою команду.

Главной целью управления этой функциональной областью является наиболее эффективное управление человеческими ресурсами, вовлеченными в проект.

Каждый проект уникален, в связи с чем, совершенствование управления проектом следует начинать после детального анализа и проработки его функциональных областей Рассмотрев функциональные области проекта, можно сделать вывод, что работа с каждой из них лежит в компетенции менеджера проекта.

Именно поэтому существуют определенные требования к квалификации менеджера, позволяющие организовать работу над проектом В самом общем виде менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность в команде проекта и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности.

Менеджер вовлечен во все этапы проекта, именно поэтому обладает большей информацией о нем Менеджер рассматривает проект в целом, не углубляясь, как исполнитель в определенную область.

Тем не менее, знание специфики отрасли, в которой реализуется проект наряду со знанием общего менеджмента и знаний проекторного управления позволяют менеджеру проекта быть главным лицом, принимающим решения.

Успех самого проекта во многом зависит от того насколько эффективно его менеджер способен организовать работу команды проекта, а также управлять другими функциональными областями [3].

Менеджер проекта должен:

- быстро и эффективно организовать начало работ по проекту;

- организовывать, координировать и контролировать ход работ по проекту;

- целесообразно распределять работы по проекту между членами команды проекта;

- осуществлять взаимодействие с внешними участниками проекта для эффективной и своевременной его реализации;

- контролировать отклонения от запланированного хода работ и следить за изменениями по проекту;

- осуществлять коммуникации с членами команды проекта с целью мониторинга проекта, принятия решений по ходу работ, расшивки конфликтных ситуаций в ходе работ и взаимодействий.

Также необходимо обратить внимание на то, что менеджер проекта должен обладать определенными личными качествами, главное из которых – лидерство Руководитель проекта должен быть способен увлечь за собой людей, воодушевить и смотивировать их.

Сплочение и мотивация команды проекта осуществляется для достижения главного результата, поэтому менеджер проекта должен быть в первую очередь нацеленным на результат Как руководитель менеджер проекта не только принимает управленческие решения, но и должен быть готов нести за них ответственность Руководитель проекта представляет собой пример для своей команды высокоорганизованного трудолюбивого человека.

 

Список литературы:
1 Арчибальд РД Управление высокотехнологичными программами и проектами – 3-е изд, перераб и доп / Пер с англ ЕВ Мамонтова; Под ред АД Баженова, АО Арефьева – М: Компания АйТи ; ДМК Пресс, 2018 – C 17.
2 / МВ Цыпленкова, ИВ Моисеенко, НВ Гуремина, ЮА  Бондарь – М: Изд дом «Академия естествознания», 2019 – C25-27.
3 Управление проектами / ВД Шапиро, ИИ Мазур, НГ Ольдерогге, АВ Полковников – М: 2016 – № 3 – C 30-37.
4 Персонал проекта  / МВ Цыпленкова, ИВ Моисеенко, НВ Гуремина, ЮА  Бондарь – М: Изд дом «Академия естествознания», 2019 – C25-27.