Статья:

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Паджева А.И. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(72).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Паджева Алина Игоревна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Петренко Юлия Вячеславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Одним из важнейших аспектов деятельности современной компании является управление персоналом. Важность заключается в том, что при максимально эффективном и рациональном использовании трудовых ресурсов, компания может осуществлять прибыльную деятельность. Более того, в рамках современных теоретических аспектов в области экономики труда, систему управления персоналом выделяют в отдельный фактор, который является частью общего менеджмента компании.

На сегодняшний день, система управления персоналом в компании довольно тесно связана с наиболее общими вопросами менеджмента, в рамках иных аспектов деятельности компании. Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, а так как прибыль представляет собой результат определенного труда, это требует конкретных ресурсов, в частности – трудовых.

Г. Марр А. Флиастер определяет исследуемую систему как сферу деятельности, важнейшими элементами которой являются: определение потребности в персонале; организация деятельности работающего персонала; привлечение новых перспективных сотрудников; увольнение; развитие; контроль персонала; структурирование труда; политика вознаграждения, социальные услуги и распределение прибыли; управление расходами на персонал и т.д. [1].

С точки зрения Кибанова А.Я., под системой управления человеческими ресурсами, стоит понимать, как стратегическое, так и оперативное управление персоналом [2]. Таким образом, данная точка зрения является своеобразной расширенной трактовкой понятия системы управления человеческими ресурсами в компании.

По мнению другого автора, Хазановой Д.Л., под современной системой управления человеческими ресурсами стоит понимать определенную систему идей, а также методик для максимально эффективного и рационального формирования и управления компаниями, которые развиваются и функционируют в рамках современной деловой жизни [3].

Таким образом, исходя из представленных выше трактовок и определений, можем резюмировать, что система управления персоналом определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, при помощи которых достигается максимально эффективное и рациональное использование всех имеющихся трудовых ресурсов компании в будущем, с точки зрения прибыльности компании и достижения иных целей деятельности данной компании.

Процесс управления персоналом – это целенаправленное действие по укреплению связи между субъектом и объектом. Основная цель управления персоналом проявляется в использовании личностного потенциала сотрудника. Рассмотрим основные аспекты системы управления персоналом:

1. Технические (технологические) аспекты предполагают, что необходимо учитывать степень развития и конкретные условия определенного производства.

2. Организационно-экономический аспект позволяет определить вопросы, напрямую связанные с планированием численности, а также непосредственным составом сотрудников предприятия; рассматриваются моральные и материальные стимулы, оценивается использование рабочего времени.

3. Юридический аспект связан с изучением основных вопросов соблюдения, действующего в нашей стране, трудового законодательства.

4. Социально-психологический аспект представляет собой определенное продвижение системы управления человеческими ресурсами, которое осуществляется в рамках самых различных психологических, а также социологических практик.

5. Образовательный аспект затрагивает те проблемы, которые, так или иначе, связаны с обучение сотрудников предприятия, либо с их профессиональным развитием [4].

Со структурной точки зрения, в рамках системы управления персоналом предприятия, выделяют определенные элементы, которые в своей общей совокупности и формируют данную систему. Важность структурного разделения системы управления персоналом предприятия, заключается в обеспечении ее взаимосвязи с иными элементами менеджмента в компании.

Как правило, основные элементы системы управления персоналом предприятия, включают в себя: цель, функции, отдельные подсистемы, структуру управления персоналом. Кроме того, элементы системы управления персоналом могут включать в себя взаимоотношения между отдельными субъектами системы управления персоналом, а также участие сотрудников в непосредственном управлении компанией.

В рамках проектирования и дальнейшего создания системы управления персоналом в компании, первичным этапом является формулирование основной цели данной системы. Отметим, что цель не может быть единой, для каждой отдельной компании она будет различной, так как компании различаются характером деятельности, объемами производства, численностью персонала, общими стратегическими целями деятельности и т.д.

Современные компании, при формулировании цели создания системы управления персоналом, могут обратиться как к отечественному, так и зарубежному опыту, что позволит максимально рационально и грамотно сформулировать цель. Важность правильной постановки цели, заключается также в том, что она дает определенное направление, а также мотивацию всем сотрудникам компании, что в конечном итоге позволяет формировать наиболее слаженную работу коллектива, которая, в свою очередь, является ключом к успешной и эффективной работе [5].

Отметим, что кроме основной цели системы управления персоналом в компании, существуют и второстепенные цели, которые также важны для системы управления в целом. Далее, кратко охарактеризуем указанные выше возможные категории целей системы управления персоналом в рамках современной компании:

1. Экономическая цель. В данном случае, понимается такая цель, которая будет направлена на достижение определенного размера прибыли компании, которая, в свою очередь, является главной целью любой коммерческой организации.

2. Научно-техническая цель. В данном случае понимается такая цель, которая направлена на достижение и совершенствование определенных технологий. Целью в данном случае является снижение затрат, а также повышение производительности труда, которые необходимы для повышения и обеспечения определенного уровня научно-технического развития выпускаемой продукции компании.

3. Производственно-коммерческая цель. В данном случае, понимается, что производство и дальнейшая продажа продукции компании должны быть соизмеренными. Иными словами, производство продукции должно быть именно в тех объемах, которые впоследствии и будут реализованы. Отметим, что данная цель является одной из важнейших, так как превышение объема производства над продажами компании может повлечь за собой множество проблем (от снижения заработной платы сотрудников, до их увольнения).

4. Социальные цели. Данные цели, как правило, направлены на максимальное удовлетворение каждого сотрудника компании, с социальной точки зрения. Безусловно, каждый сотрудник компании, так или иначе, хочет чувствовать себя социально защищенным, он хочет чувствовать стабильность, спокойствие и работать в максимально комфортных условиях [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что цели системы управления персоналом в компании, определяют наиболее конкретные потребности сотрудников данной компании, которые, в свою очередь, должны удовлетворять высший менеджмент данной компании. С другой стороны, цели системы управления персоналом, определяют конкретный характер, а также определенные условия работы, которые предоставляются менеджментом данной компании.

 

Список литературы:
1. Сорокин А.В., Прокопьев А.В. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки «Менеджмент». Издание 2-е дополненное и исправленное / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2021. – 68 с.
2. Управление персоналом в России: история и современность: монография / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова, Н. И. Шаталова [и др.]; Под редакцией доктора экономических наук, профессора А. Я. Кибанова. – Москва: Издательский Дом "Инфра-М", 2020. – 240 с.
3. Хазанова, Д. Л. Бизнес-ориентированное управление персоналом: учебное пособие / Д. Л. Хазанова. — Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 101 c.
4. Управление персоналом: учебное пособие / Г. И. Михайлина, Л. В. Матраева, Д. Л. Михайлин, А. В. Беляк; под редакцией Г. И. Михайлиной. — 4-е изд. — Москва: Дашков и К, 2020. — 280 c.
5. Неуструева, А. С. Разработка обобщенного показателя оценки эффективности системы мотивации персонала / А. С. Неуструева, Ю. В. Петренко, И. Б. Лейзин // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 3(22). – С. 34-38. – EDN SYIBSC.
6. Маслова, В. М.  Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 451 с.