Статья:

ДРАЙВЕРЫ РОСТА И РИСКИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ALIBABA GROUP

Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ведерман Д.А. ДРАЙВЕРЫ РОСТА И РИСКИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ALIBABA GROUP // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(232). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(232).pdf (дата обращения: 10.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДРАЙВЕРЫ РОСТА И РИСКИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ALIBABA GROUP

Ведерман Дарья Алексеевна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Платформенная экономика активно развивается в разных странах, но следует отметить, что универсальной модели здесь не существует в связи с межстрановыми особенностями. Однако, интересным можно считать опыт лидеров этого рынка - Китая и США, которые представляют разные модели. В статье будет рассмотрена компания Alibaba, чей интернет-портал ориентирован на разных продавцов и покупателей. В рамках статьи был проведен анализ драйверов роста группы Alibaba, и обозначены риски компании, с целью определения направлений ее дальнейшего развития.

Анализ драйверов роста группы Alibaba позволил выделить следующие как ключевые [2].

1. Международная экспансия. Alibaba активно развивается за пределами родного рынка, и компании есть куда расти. Например, в сторону Индии: страна уже обогнала Китай по численности населения, а развитие интернета и онлайн-торговли способны сделать этот регион одним из самых прибыльных направлений для Alibaba. Для сравнения: интернет охватывает лишь около 50% населения Индии, в Китае — около 76%. Аlibaba Group сконцентрировала огромное количество сервисов, обслуживающих своих клиентов в самых разных направлениях – от внутренней и трансграничной торговли до облачных технологий и платежных решений посредством сервисов международной коммерции - AliExpress, Alibaba.com, Lazada [3].

2.Облачный сегмент. Alibaba Cloud занимает 4% мирового рынка облачных услуг. Согласно прогнозам, до 2030 года объем рынка будет расти в среднем на 14% в год. Если Alibaba сможет просто сохранить свою долю, то выручка увеличится как минимум в три раза в течении семи лет.

3. Дробление бизнеса.

За последнее десятилетие организация претерпела множество структурных изменений. В марте 2023 года Alibaba объявила о своей крупнейшей в истории реструктуризации, преобразовавшись в холдинговую компанию с шестью основными бизнес-группами и различными другими инвестициями.

В число бизнес-групп вошли [1]: Cloud Intelligence Group — облачные продукты и сервисы: включает в себя услуги облачных вычислений, такие как Alibaba Cloud; Taobao Tmall Commerce Group — локальные платформы онлайн-коммерции: Включает в себя Taobao Tmall Commerce Group, которая управляет одной из ведущих китайских торговых онлайн-платформ; Local Services Group — службы доставки; включает в себя платформы доставки по требованию и местных услуг; Cainiao Smart Logistics Group — логистика: состоит из платформы логистических данных и глобальной сети выполнения заказов Cainiao Network; Global Digital Commerce Group — площадка AliExpres: включает в себя Taobao Tmall Commerce Group, которая управляет одной из ведущих китайских торговых онлайн-платформ; Digital Media and Entertainment Group — игры, развлекательный контент и другие веб-продукты.

Каждая из них будет привлекать внешнее финансирование и, возможно, выйдет на биржу. Это знаменует собой самую значительную реструктуризацию Alibaba за всю ее 25-летнюю историю. Сама Alibaba реорганизована в структуру холдинговой компании, при этом Даниэл Чжан (Daniel Zhang) сохранил должность генерального директора группы. Публичная структура Alibaba Group будет владеть своим главным активом — Taobao Tmall Commerce Group (Taobao и Tmall). На него приходится основная прибыль холдинга. Остальные пять компаний станут частными и в будущем смогут выйти на IPO. Разделение компании позволит инвесторам по отдельности оценить каждое подразделение, а бизнес-группы смогут заниматься независимым привлечением финансирования.

4.Давление регуляторов Китая на IT-сектор в последние несколько лет сильно снизило капитализацию многих крупных технологических компаний КНР.

Анализ рисков компании в актуальных мирохозяйственных условиях, позволил выделить следующие в качестве основных:

1. Внешний фон. Помимо напряженных отношений с США и рисков делистинга с американских площадок, в последнее время стал появляться риск конфликта между Китаем и Тайванем. При таком сценарии экономику КНР будет ожидать рецессия, а мультипликаторы китайских компаний будут намного ниже глобальных из-за выхода из их акций нерезидентов.

2. Конкуренция. На отечественном рынке Alibaba конкурирует с другими крупными игроками, такими как JD.com и Pinduoduo, на международном — с Amazon и Ebay. Конкуренция может снизить маржинальность Alibaba и ослабить ее позиции на рынке.

3. Зависимость от Китая. Поскольку большая часть бизнеса Alibaba (67%) находится в Китае, компания подвержена риску политических и экономических изменений в стране. Такие риски включают изменение законодательства, налоговых ставок и экономических условий, которые могут негативно повлиять на компанию.

Проведенные исследования показали, что общий доход Группы увеличился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2022 финансовом году. Прогнозы показывают, что розничные онлайн-продажи в Китае будут продолжать расти и к 2026 году достигнут отметки в 4 млрд долл. США [5]. Alibaba контролирует внутренний китайский рынок, ежегодно обслуживая 903 миллиона активных розничных клиентов. Более того, с растущим спросом на облачные решения и внутреннюю логистику у Alibaba все еще есть возможности для расширения своего рынка внутри страны и за рубежом. Если они извлекут из этого выгоду, они могут стать глобальным центром электронной коммерции и логистических операций.

В 2022 году Alibaba достигла долгосрочной стратегической цели по обслуживанию 1 миллиарда потребителей в Китае и повысила свою цель по увеличению годового потребления в Китае на 1,4 трлн долл. США) [4]. В 2022 году это способствовало привлечению 1,3 трлн долл.. США. Хотя всегда следует помнить о геополитическом риске, Alibaba является доминирующей силой в розничной торговле и логистике внутри Китая. У Alibaba все еще есть возможности для расширения своего рынка внутри страны и за рубежом, особенно в сфере логистики и облачных вычислений.

 

Список литературы: 
1. Alibaba объявила о разделении бизнеса на шесть компаний [Электронный ресурс] — Режим доступа:  https://www.forbes.ru/tekhnologii/486795-alibaba-ob-avila-o-razdelenii-biznesa-na-sest-kompanij/(дата обращения: 24.11.2023). 
2. О компании Alibaba Group Holding Ltd [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://webno.ru/vysokotekhnologichnye-kompanii/kitaj/alibaba-group (дата обращения: 28.11.2023). 
3. Обзор экосистемы Alibaba Group [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vc.ru/asiapacific/585035-obzor-ekosistemy-alibaba-group(дата обращения: 25.11.2023). 
4. Статистика Alibaba: выручка, влияние и основные тенденции индустрии электронной коммерции на 2023 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// Текст: электронный // Marketsplash : сайт. - 2023. - URL: https://marketsplash.com/ru/statistika-alibaba//(дата обращения: 28.11.2023). 
5. Шелепов, А.В. Роли цифровых платформ и экосистем в экономическом развитии / А.В. Шелепов. - Текст: электронный // Вестник международных организаций : образование, наука, новая наука. - 2023. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-roli-tsifrovyh-platform-i-ekosistem-v-ekonomicheskom-razvitii /(дата обращения: 23.11.2023)