Методы борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Методы борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий
Аннотация. В статье освещены методы борьбы с коррупционными преступлениями. Были рассмотрены и проанализированы мнения ученых по данной теме. Выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: должностное преступление, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий.
В настоящее время данная тема является одной из актуальных при квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий. Актуальность данной работы заключается в том, что на всех уровнях государственной власти преступления, связанные с должностными полномочиями, имеют, к сожалению, возрастающую динамику, которая с каждым годом только возрастает. Данный факт подтверждается не только статистикой субъектов Российской Федерации, судебной практикой, рассмотрения таких уголовных дел, но и статистикой Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Согласно данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2018 году в Свердловской области было зарегистрировано 60 преступлений по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что превысило данные предыдущих годов на 46,3% [5].
Анализ «Справки по итогам обобщения практики рассмотрения судами Свердловской области уголовных дел коррупционной направленности за I полугодие 2019 года» показал, что в Свердловской области за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) были осуждены 6 лиц, или 4% от общего числа всех осужденных по делам коррупционной направленности за I полугодие 2019 года [6]. Исходя из анализа статистических данных и судебной практики я пришел к выводу, что данная тема является не только актуальной, но и имеет множество спорных вопросов в рамках квалификации преступлений в данной сфере. Такие спорные моменты зачастую очень интересуют юристов. Именно поэтому, данная тема исследования довольно часто встречается в научной литературе.
Данная тема затрагивается как в уголовном процессе, так и по делам об административных правонарушениях, которую освещают такие специалисты, как: И.А. Гааг, А.О. Далгатова, А.В. Иванчин, М.Н. Каплин,
Н.В. Мирошниченко, А.А. Обухов и другие.
Уголовно – правовые нормы, регулирующие преступления, связанные со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, постоянно совершенствуются. В связи с этим возникает достаточно много вопросов, связанных с осуществление правосудия при рассмотрении данной категории дел. При изучении таких дел на практике возникает достаточное количество задач, анализ которых и путь их решения необходим не только для детального изучения проблемы ответственности за совершение таких преступлений, но и для совершенствования законодательства с целью разработки методов борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением и превышением должностных полномочий.
Следует отметить, что наиболее важным методом борьбы с такими преступлениями является выявление причин и условий, послужившими поводом для совершения деяния, а также их устранение. Это связано с тем, что норма уголовного закона, применяемая в данном случае в отношении субъектов преступлений, должна быть рассмотрена, как ответная реакция государства на сам факт совершения такого преступления.
Дискуссионным вопросом в данном случае будет являться соотношение карательных и профилактических мер. Представляется верным, что основным методом борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением или превышением должностных полномочий является их предупреждение. Однако, в настоящее время большее количество современных государств придерживается иной точке зрения, согласно которой большое количество денежных средств тратится не на предупреждение преступлений, а на преследование за коррупционные правонарушения. Как следует из практики, на сегодняшний день мера предупреждения совершения преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, экономически невыгодна государству, поскольку требует огромных финансовых вложений, однако успех эффективности применения мер, направленных на борьбу с должностными преступлениями никак напрямую не зависит от их финансирования. Именно поэтому, самой оптимальной мерой борьбы с преступлениями, связанными с должностными полномочиями, является устранение причин, послуживших совершению таких преступлений.
Факторы, оказывающие влияние на рост количества данных преступлений, являются причинами злоупотребления и превышения должностных полномочий. Самой первоочередной причиной является экономический фактор. Во время экономического кризиса появляется экономическая нестабильность, которая выражается в изменении инфляции и высокими темпами обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих. На фоне этого государственные и муниципальные служащие вынуждены искать дополнительный источник дохода, который зачастую является незаконным и носит криминальный характер, порождая коррупцию. Наглядным примером является низкий уровень заработной платы должностных лиц в момент развития рынка купли – продажи недвижимости, который выражается в нехватке заработной платы для покупки собственной недвижимости, что влечет за собой получение дополнительного заработка, который довольно часто связан с выполнением своих полномочий должностными лицами.
Нельзя не учитывать и факт того, что экономические причины совершения преступлений должностными лицами неразрывно связаны и с политическими факторами. При существующей тенденции к централизации власти, при которой гражданин зависим от чиновников при решении практически любого вопроса, возникает значительное влияние на возможность совершения должностных злоупотреблений и превышений полномочий.
Нельзя не отметить и психологические причины коррупционного поведения. Ввиду переориентации ценностей нравственные нормы больше не являются поведенческим мотивом. Как точно отмечает А.И. Долгова: «во – первых, мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, социальный статус, карьера и т.п., девальвируются духовные ценности, поскольку ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего; во – вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизационных социальных регуляторов поведения людей, норм, морали, права, религии, общественного мнения и т.п.» [1]. Именно поэтому крупные коррупционеры не только не скрывают свои доходы, полученные нелегальным способом, а наоборот, афишируют уровень потребления, который существенно превышает их официальный заработок.
Как уже было отмечено к числу личностных характеристик, которые влияют на совершение злоупотреблений и превышений должностных полномочий, относятся зависть, карьеризм, антиобщественная обстановка, корысть и т.д. На совершение должностных преступлений влияет не только экономический фактор, но и психологический, который состоит из общего психологического состояния общества и коллектива. Помимо этого, на преступную мотивацию влияют и внутренние ценностные установки, которые приняты по месту службы. Если в коллективе имеются лица, которые обладают высоким материальным состоянием, полученным путем осуществления криминальной деятельности, то иное должностное лицо подсознательно формирует у себя мысль тоже заниматься коррупцией.
Основными организационными причинами злоупотребления должностными полномочиями и их превышения является отсутствие полной и объективной уголовной статистики по такой категории преступлений, низкий уровень подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью, в виду отсутствия эффективного механизма взаимодействия правоохранительных органов, а также отсутствие контроля и учета лиц, которым запрещено занимать должности государственной и муниципальной службы.
По мнению В.П. Берестова, одной из причин коррупционных преступлений в организации служебной деятельности является объективное бессилие законов в рамках кризиса правоприменения.
Нельзя забывать, что от правовой грамотности законодателя зависит установление конкретного уровня неопределенных правовых норм, в случае, когда работу правоприменителя становится легко контролировать, а нормы права служат основанием начала правоотношений. Ведь при четком и конкретном изложении правовых норм, сфера деятельности должностных лиц регулируется достаточно полно, что тем самым минимизирует возможность использования таких правовых норм в личных противоправных целях.
Для уменьшения количества совершаемых должностных преступлений на законодательном уровне необходимо разработать механизм открытости и подконтрольности деятельности должностных лиц вышестоящим органам, а также постараться исключить возможность незаконного обогащения лиц, обладающими властными и иными полномочиями. Как правило, совершению коррупционных преступлений способствует неопределенность в нормативно – правовых актах, действий при принятии решений должностными лицами по определенным вопросам.
Многие авторы считают, что основным препятствием к созданию эффективного механизма борьбы с должностными преступлениями является отсутствие нормативных определений понятий должностного преступления [4]. Если на законодательном уровне будет закреплено четкое понятие должностного преступления, то это поможет четко идентифицировать круг деяний, над которыми возможно установить эффективный контроль, и привлечь за совершение таких деяний к ответственности. Исходя из этого, определение понятия должностного преступления должно исключать неоднозначность и токование при его применении.
Следует отметить, что количество лиц, которые были привлечены к ответственности за данные преступления, значительно меньше, чем количество зарегистрированных преступлений.
Помимо этого, причиной совершения преступлений, связанных со злоупотреблением должностных полномочий и превышением должностных полномочий, является нехватка кадров. Должностными полномочиями должно обладать лицо с определенным уровнем правосознания, с хорошим образованием, который владеет отличными навыками и методами управления. Исходя из нехватки кадров, получать статус должностного лица стали лица, которые не имеют необходимый уровень образования и профессиональной подготовки. Достаточно часто привилегии к получению статуса должностного лица предоставляются знакомым и родственникам, не имеющим должного уровня подготовки, уже действующего должностного лица, а не лицам, которые имеют отличную профессиональную подготовку и соответствуют занимаемой должности, что нарушает общий порядок.
Таким образом, с целью минимизации количества преступлений, совершаемых в связи со злоупотреблением должностных полномочий и превышением должностных полномочий, необходимо не только закрепление на законодательном уровне понятия должностного преступления, но и разработка эффективных мер предупреждения совершения данных преступлений.