Статья:

Методы борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Макаров А.В. Методы борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64163 (дата обращения: 05.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий

Макаров Андрей Вячеславович
студент, Уральский институт управления, филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье освещены методы борьбы с коррупционными преступлениями. Были рассмотрены и проанализированы мнения ученых по данной теме. Выявлены проблемы и предложены пути их решения.

 

Ключевые слова: должностное преступление, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий.

 

В настоящее время данная тема является одной из актуальных при квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий. Актуальность данной работы заключается в том, что на всех уровнях государственной власти преступления, связанные с должностными полномочиями, имеют, к сожалению, возрастающую динамику, которая с каждым годом только возрастает. Данный факт подтверждается не только статистикой субъектов Российской Федерации, судебной практикой, рассмотрения таких уголовных дел, но и статистикой Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Согласно данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2018 году в Свердловской области было зарегистрировано 60 преступлений по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что превысило данные предыдущих годов на 46,3% [5].

Анализ «Справки по итогам обобщения практики рассмотрения судами Свердловской области уголовных дел коррупционной направленности за I полугодие 2019 года» показал, что в Свердловской области за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) были осуждены 6 лиц, или 4% от общего числа всех осужденных по делам коррупционной направленности за I полугодие 2019 года [6]. Исходя из анализа статистических данных и судебной практики я пришел к выводу, что данная тема является не только актуальной, но и имеет множество спорных вопросов  в рамках квалификации  преступлений в данной сфере. Такие спорные моменты зачастую очень интересуют юристов. Именно поэтому, данная тема исследования довольно часто встречается в научной литературе.

Данная тема затрагивается как в уголовном процессе, так и по делам об административных правонарушениях, которую освещают такие специалисты, как: И.А. Гааг, А.О. Далгатова, А.В. Иванчин, М.Н. Каплин,
Н.В. Мирошниченко, А.А. Обухов и другие.

Уголовно – правовые нормы, регулирующие преступления, связанные со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, постоянно совершенствуются. В связи с этим возникает достаточно много вопросов, связанных с осуществление правосудия при рассмотрении данной категории дел. При изучении таких дел на практике возникает достаточное количество задач, анализ которых и путь их решения необходим не только для детального изучения проблемы ответственности за совершение таких преступлений, но и для совершенствования законодательства с целью разработки методов борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением и превышением должностных полномочий.

Следует отметить, что наиболее важным методом борьбы с такими преступлениями является выявление причин и условий, послужившими поводом для совершения деяния, а также их устранение. Это связано с тем, что норма уголовного закона, применяемая в данном случае в отношении субъектов преступлений, должна быть рассмотрена, как ответная реакция государства на сам факт совершения такого преступления.

Дискуссионным вопросом в данном случае будет являться соотношение карательных и профилактических мер. Представляется верным, что основным методом борьбы с преступлениями, связанными со злоупотреблением или превышением должностных полномочий является их предупреждение. Однако, в настоящее время большее количество современных государств придерживается иной точке зрения, согласно которой большое количество денежных средств тратится не на предупреждение преступлений, а на преследование за коррупционные правонарушения. Как следует из практики, на сегодняшний день мера предупреждения совершения преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий, экономически невыгодна государству, поскольку требует огромных финансовых вложений, однако успех эффективности применения мер, направленных на борьбу с должностными преступлениями никак напрямую не зависит от их финансирования. Именно поэтому, самой оптимальной мерой борьбы с преступлениями, связанными с должностными полномочиями, является устранение причин, послуживших совершению таких преступлений.

Факторы, оказывающие влияние на рост количества данных преступлений, являются причинами злоупотребления и превышения должностных полномочий. Самой первоочередной причиной является экономический фактор. Во время экономического кризиса появляется экономическая нестабильность, которая выражается в изменении инфляции и высокими темпами обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих. На фоне этого государственные и муниципальные служащие вынуждены искать дополнительный источник дохода, который зачастую является незаконным и носит криминальный характер, порождая коррупцию. Наглядным примером является низкий уровень заработной платы должностных лиц в момент развития рынка купли – продажи недвижимости, который выражается в нехватке заработной платы для покупки собственной недвижимости, что влечет за собой получение дополнительного заработка, который довольно часто связан с выполнением своих полномочий должностными лицами.

Нельзя не учитывать и факт того, что экономические причины совершения преступлений должностными лицами неразрывно связаны и с политическими факторами. При существующей тенденции к централизации власти, при которой гражданин зависим от чиновников при решении практически любого вопроса, возникает значительное влияние на возможность совершения должностных злоупотреблений и превышений полномочий.

Нельзя не отметить и психологические причины коррупционного поведения. Ввиду переориентации ценностей нравственные нормы больше не являются поведенческим мотивом. Как точно отмечает А.И. Долгова: «во – первых, мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, социальный статус, карьера и т.п., девальвируются духовные ценности, поскольку ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего; во – вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизационных социальных регуляторов поведения людей, норм, морали, права, религии, общественного мнения и т.п.» [1]. Именно поэтому крупные коррупционеры не только не скрывают свои доходы, полученные нелегальным способом, а наоборот, афишируют уровень потребления, который существенно превышает их официальный заработок.

Как уже было отмечено к числу личностных характеристик, которые влияют на совершение злоупотреблений и превышений должностных полномочий, относятся зависть, карьеризм, антиобщественная обстановка, корысть и т.д. На совершение должностных преступлений влияет не только экономический фактор, но и психологический, который состоит из общего психологического состояния общества и коллектива. Помимо этого, на преступную мотивацию влияют и внутренние ценностные установки, которые приняты по месту службы. Если в коллективе имеются лица, которые обладают высоким материальным состоянием, полученным путем осуществления криминальной деятельности, то иное должностное лицо подсознательно формирует у себя мысль тоже заниматься коррупцией.

Основными организационными причинами злоупотребления должностными полномочиями и их превышения является отсутствие полной и объективной уголовной статистики по такой категории преступлений, низкий уровень подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью, в виду отсутствия эффективного механизма взаимодействия правоохранительных органов, а также отсутствие контроля и учета лиц, которым запрещено занимать должности государственной и муниципальной службы.

По мнению В.П. Берестова, одной из причин коррупционных преступлений в организации служебной деятельности является объективное бессилие законов в рамках кризиса правоприменения.

Нельзя забывать, что от правовой грамотности законодателя зависит установление конкретного уровня неопределенных правовых норм, в случае, когда работу правоприменителя становится легко контролировать, а нормы права служат основанием начала правоотношений. Ведь при четком и конкретном изложении правовых норм, сфера деятельности должностных лиц регулируется достаточно полно, что тем самым минимизирует возможность использования таких правовых норм в личных противоправных целях.

Для уменьшения количества совершаемых должностных преступлений на законодательном уровне необходимо разработать механизм открытости и подконтрольности деятельности должностных лиц вышестоящим органам, а также постараться исключить возможность незаконного обогащения лиц, обладающими властными и иными полномочиями. Как правило, совершению коррупционных преступлений способствует неопределенность в нормативно – правовых актах, действий при принятии решений должностными лицами по определенным вопросам.

Многие авторы считают, что основным препятствием к созданию эффективного механизма борьбы с должностными преступлениями является отсутствие нормативных определений понятий должностного преступления [4]. Если на законодательном уровне будет закреплено четкое понятие должностного преступления, то это поможет четко идентифицировать круг деяний, над которыми возможно установить эффективный контроль, и привлечь за совершение таких деяний к ответственности. Исходя из этого, определение понятия должностного преступления должно исключать неоднозначность и токование при его применении.

Следует отметить, что количество лиц, которые были привлечены к ответственности за данные преступления, значительно меньше, чем количество зарегистрированных преступлений.

Помимо этого, причиной совершения преступлений, связанных со злоупотреблением должностных полномочий и превышением должностных полномочий, является нехватка кадров. Должностными полномочиями должно обладать лицо с определенным уровнем правосознания, с хорошим образованием, который владеет отличными навыками и методами управления. Исходя из нехватки кадров, получать статус должностного лица стали лица, которые не имеют необходимый уровень образования и профессиональной подготовки. Достаточно часто привилегии к получению статуса должностного лица предоставляются знакомым и родственникам, не имеющим должного уровня подготовки, уже действующего должностного лица, а не лицам, которые имеют отличную профессиональную подготовку и соответствуют занимаемой должности, что нарушает общий порядок.

Таким образом, с целью минимизации количества преступлений, совершаемых в связи со злоупотреблением должностных полномочий и превышением должностных полномочий, необходимо не только закрепление на законодательном уровне понятия должностного преступления, но и разработка эффективных мер предупреждения совершения данных преступлений.

 

Список литературы:
1. Аснис А.Я. уголовная ответственность за служебные преступленияв России: проблемы законодательного закрепления и правоприменения: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08 /Аснис Александр Яковлевич. – М., 2005. – с. 143.
2. Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. с. 41.
3. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. / А.И. Долгова // Коррупция и борьба с ней. – М., - 2000. – с. 19-22.
4. Марьина Е.В. Современная антикоррупционная политика: тенденции и акценты / Е.В. Марьина // Общество и право. - 2009. – № 4. – С.111 - 112.
5. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. // [Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://crimestat.ru/. (Дата обращения: 02.12.2019 года).]
6. «Справка по итогам обобщения практики рассмотрения судами Свердловской области уголовных дел коррупционной направленности за I полугодие 2019 года» (утверждена президиумом Свердловского областного суда 25.09.2019) // [Электронный ресурс. СПС «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 02.12.2019).]