Статья:

СТРУКТУРА ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гиреев И.К. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/157039 (дата обращения: 05.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРУКТУРА ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ

Гиреев Илисхан Казбекович
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Батыгов Заяудин Османович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры Теория и история государства и права, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Институт парламентского контроля в современных демократических государствах занимает важное место в системе «сдержек и противовесов». Он представляет собой механизм, обеспечивающий подотчетность исполнительной власти, защиту прав граждан и укрепление законности в государстве. Парламентский контроль способствует реализации демократических принципов и является важным инструментом народовластия, позволяя представительным органам от имени народа осуществлять надзор за деятельностью органов государственной власти и выявлять отклонения от установленных норм [4, с. 207].

В Российской Федерации структура института парламентского контроля основывается на конституционно-правовых нормах, федеральных законах и локальных нормативных актах.

Парламентский контроль как правовой институт обладает многогранной структурой, включающей цели, принципы, субъекты, объекты и формы реализации.

Цели парламентского контроля закреплены в Федеральном законе «О парламентском контроле» и включают обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан, укрепление законности, выявление и устранение недостатков в деятельности государственных органов, противодействие коррупции, а также совершенствование законодательства и повышение эффективности государственного управления [1]. Эти цели определяют основное назначение парламентского контроля как механизма, способствующего достижению прозрачности и подотчетности в деятельности исполнительной власти.

Принципы парламентского контроля составляют его нормативную основу. К числу ключевых принципов относятся законность, гласность, разделение властей, независимость субъектов контроля, системность и ответственность. Эти принципы обеспечивают объективность и эффективность контрольной деятельности парламента, а также гарантируют общественную доступность результатов контроля, что способствует укреплению доверия граждан к органам государственной власти. Законодательное закрепление принципов также подчеркивает значимость парламентского контроля как одного из механизмов защиты конституционного строя [2, с. 10].

Выделяют единоличные (депутаты) и коллегиальные (парламент, его палаты, комитеты и комиссии, иные образования в структуре парламента) субъекты парламентского контроля [3, с. 67].

Субъектами парламентского контроля выступают как Федеральное Собрание в целом, так и отдельные его органы и лица. К числу субъектов относятся Государственная Дума и Совет Федерации, их комитеты и комиссии, депутаты, а также специализированные органы, такие как Счетная палата и Уполномоченный по правам человека. Деятельность Счетной палаты и Уполномоченного направлена на проведение ревизий, проверок и рассмотрение жалоб граждан, что делает их важными элементами системы парламентского контроля. Несмотря на то, что Уполномоченный не включен в перечень субъектов, указанный в Федеральном законе «О парламентском контроле», его роль в рамках контрольной деятельности законодательной власти признается как значимая. Федеральное законодательство и конституционные нормы обеспечивают взаимодействие субъектов контроля с органами исполнительной власти, что позволяет парламентариям получать необходимые данные, проводить расследования и принимать решения по выявленным нарушениям.

Объекты парламентского контроля включают деятельность органов государственной власти, отдельных должностных лиц, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. Основное внимание сосредоточено на исполнительной власти, включая Правительство РФ и его подведомственные органы. Контроль охватывает такие сферы, как исполнение бюджета, соблюдение прав граждан, обеспечение правопорядка и другие аспекты государственного управления. Важность четкого определения объектов контроля связана с необходимостью точного выделения тех сфер, где деятельность органов власти должна быть проверена на соответствие установленным нормам.

Формы парламентского контроля являются важным элементом его структуры, определяющим способы реализации контрольной деятельности.

Закон «О парламентском контроле» выделяет такие формы, как депутатские запросы, парламентские слушания, расследования, отчеты Правительства, анализ деятельности  Центрального банка и других субъектов, подотчетных Федеральному Собранию [1]. Эти формы направлены на обеспечение надзора за деятельностью исполнительной власти, выявление и устранение нарушений, а также повышение эффективности управления. Например, депутатские запросы и парламентские расследования позволяют парламентариям напрямую взаимодействовать с должностными лицами, получать разъяснения и добиваться устранения недостатков в работе государственных органов. Счетная палата выполняет ревизионные функции, проверяя исполнение бюджета и оценивая обоснованность финансовых операций. Уполномоченный по правам человека анализирует обращения граждан, защищая их права и свободы.

Таким образом, институт парламентского контроля в современных демократических государствах, включая Российскую Федерацию, играет ключевую роль в обеспечении подотчетности исполнительной власти и защите прав граждан. Его деятельность основана на четко сформулированных целях, принципах, субъектах и формах реализации.

Парламентский контроль способствует укреплению законности, противодействию коррупции и совершенствованию государственного управления. Разнообразие форм контрольной деятельности позволяет представительным органам эффективно выявлять и устранять нарушения в работе исполнительных органов, а также повышать уровень прозрачности и доверия граждан к государственным институтам.

В Российской Федерации структура института парламентского контроля, закрепленная в законодательных актах, обеспечивает реализацию демократических принципов и развитие правового государства, что подчеркивает его значимость в современной системе управления.

 

Список литературы:
1. О парламентском контроле: федеральный закон  от 07.05.2013 № 77-ФЗ послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/ (дата обращения: 22.11.2024). Режим доступа: свободный.
2. Агузаров Т.Т. Цели и принципы парламентского контроля / Т.Т. Агузаров // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов / Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Том Выпуск 2. – Владикавказ: Терек, 2018. – С. 9-13.
3. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России. М.: Юсти- цинформ, 2015. – 163 с.
4. Истиховская М.Д. Актуальные вопросы правового регулирования парламентского контроля и его роль в укреплении властных полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации / М.Д. Истиховская // Четвертые юридические чтения: Сборник статей, Сыктывкар, 23–24 декабря 2016 года. Том 4. – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2017. – С. 207-211.