Статья:

Современное состояние здравоохранения России

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Расаева Х.А. Современное состояние здравоохранения России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 39-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние здравоохранения России

Расаева Хеди Адмановна
канд. юрид. наук, адвокат, член адвокатской палаты г. Москвы, РФ, г. Москва

 

Current state of health care in Russia

 

Аннотация. В статье проанализировано состояние системы здравоохранения, проблемы финансирования данной сферы, а также вопросы совершенствования уровня оказания медицинской помощи гражданам. Выделена основная задача государства в сфере медицины – развитие эффективной системы финансирования здравоохранения.

Abstract. The article analyzes the state of the health care system, the problems of financing this sphere, as well as the issues of improving the level of medical care for citizens. The main task of the state in the field of medicine is highlighted - the development of an effective system of financing health care.

 

Ключевые слова: здоровье; здравоохранение; финансирование здравоохранения; обязательное медицинское страхование.

Keywords: health; healthcare; health financing; compulsory health insurance.

 

Человеческая жизнь и здоровье как отдельно взятого человека, так и всей нации в целом, являются высшими ценностями для общества. Лишь с их учетом могут и должны определяться все остальные ценности, ведь именно здоровье населения влияет на все стороны социально-экономической деятельности любого государства.

В конце 2018 года в Санкт-Петербурге подведен итог совещания по теме повышения эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ, где глава государства отметил одним из передовых направлений работы нашего государства - помогать людям беречь свое здоровье и выводить свою жизнь на качественно новый уровень.

По его мнению, здоровье нации — это база всех сфер деятель­ности страны, как экономики, образования, так и других сфер жизни государства и всего общества [5].

Несмотря на постоянные меры со стороны государства, направлен­ные на улучшение системы здравоохранения, состояние российской системы охраны здоровья населения можно назвать кризисным, что может перерасти в серьезную социальную проблему.

Тем не менее, нельзя не отметить сдвиги к лучшему, произошедшие в последние годы: это строительство новых современных медицинских центров, также появление на рынке новых лекарственных препаратов, ну и, конечно же, дополнительное финансирование на развитие системы здравоохранения.

Нельзя оставить без внимания и такие позитивные изменения, как отношение граждан России к своему здоровью, средняя продол­жительность жизни россиян стала выше, ну и, конечно же, повысился уровень доступности медицинской помощи по сравнению с прошедшими годами.

Финансирование здравоохранения со стороны государства за эти годы значительно выросло, что позволило начать реализацию серьезных государственных программ.

Созданная почти 30 лет назад система обязательного медицинского страхования, ставшая дополнением к системе бюджетного финансиро­вания, подверглась обновлению: с 2015 года практически все виды медпомощи, оказываемые гражданам, финансируются из средств ОМС.

Безусловно, большая часть россиян получает медицинскую помощь бесплатно. Не может не радовать тот факт, что рост финансирования здравоохранения со стороны государства позволил увеличить объемы бесплатной медицинской помощи не только профилактической, но и высокотехнологичной.

Как мы знаем, средний размер государственных расходов на здравоохранение на ближайшие годы составит всего лишь 3,5 % ВВП, что даже меньше, чем было за предшествующие годы: в 2016-2017 гг. расходы на медицину составили 3,8 % ВВП, в 2014 – 3,7 %.

По мнению Высшей школы экономики в 2019-2021 гг. следует ожидать дефицита финансовых возможностей в сфере здравоохранения, что, как нам видится, может усугубить и так довольно непростую ситуацию в России в сфере здоровья [4]. Несмотря на позитивные изменения, к сожалению, уровень доступности медицинской помощи для населения все еще оставляет желать лучшего.

Как мы видим, процент финансирования области здравоохранения со стороны государства в ВВП в нашей стране по сравнению с разви­тыми странами остается достаточно низким. Соответственно, расходы государства на здоровье отдельно взятого гражданина в России в разы меньше, чем на Западе [2].

Решить проблему обеспечения населения России качественной и доступной медициной может лишь комплексный подход, недостаточны попытки увеличить объемы финансирования.

С тех пор, как был осуществлен переход на полный тариф оплаты медицинских услуг в системе ОМС, актуален вопрос, как отразить в нем расходы, связанные с приобретением дорогостоящего оборудования, доступ к которому, как отмечено выше, ограничен у широких слоев населения.

Решение данной проблемы должно было поспособствовать привлечению новых средств в здравоохранение, в том числе в рамках частно-государственного партнерства.

Новые организации могли бы помочь реализации инвестиционных проектов путем вложения в проектирование и строительство объектов, в том числе в рамках мероприятий государственных программ, целью которых является усовершенствование сферы здравоохранения, и, конечно же, развитие информационных технологий, которые могут быть внедрены в сфере медицины.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие фарма­цевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» указывается на необходимость заложения стимулов рационального взаимодействия государства и отдельных лиц для обеспечения софинансирования научных исследований, различных разработок и инновационной состав­ляющей производимой фармацевтической и медицинской продукции [1].

Однако применяемые многообещающие способы взаимодействия государственного и частного финансирования здравоохранения работают довольно слабо, что не помогает привлечь в данную сферу дополни­тельных инвестиций и их эффективного использования. Ну а что касается добровольного медицинского страхования, к сожалению, оно как было, так и остается недоступным для большинства населения. Как упоми­налось выше, сегодня практически нереализуемы меры по привлечению средств для получения малоимущими гражданами нашей страны дорогостоящих медицинских услуг.

В практически во всех учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, не хватает оборудования и лекарственных препаратов, а где они наличествуют - во многих случаях нуждаются в реконструкции и модернизации. Действительность такова, как бы грустно не было это признавать, - во многих медицинских учреждениях пациенты вынуждены сами обеспечить себя лекарствами, питанием и даже бельем. Формиро­вание и дальнейшее развитие системы ОМС вызвало новые проблемы: неравномерное развитие, ею охватывается лишь часть насе­ления и медицинских учреждений. Затруднился процесс сбора средств, поскольку что работодатели, так и местная власть не спешат выполнять свои обяза­тельства. Стало обнаруживаться нецелевое использование финансов, дополнительные организационные и административные расходы, несвоевременная выплата средств за оказанные услуги медучреждениям и отсутствие должного контроля за качеством оказываемых услуг.

Рассматривая данную проблему, нельзя обойти стороной и не затро­нуть такую проблему, как растущее напряжение и обеспокоенность населения, которые уже не верят в светлое будущее нашей медицины. Очень высоко недовольство здравоохранением среди россиян. Если обра­титься к данным социологических исследований, состояние российской медицины нашими гражданами оценено как одна из трех наиболее острых проблем страны, причем, доля граждан, которые считают проблемы здравоохранения наиболее значимыми в масштабах страны, растет в последние годы самыми высокими темпами [6].

Обеспокоенность наших сограждан состоянием здравоохранения не без оснований: несмотря на активные действия государства в сфере здоровья, а также ставшую доступнее медицинскую помощь по срав­нению с предыдущими годами, увеличение средней продолжительности жизни сохраняется огромная разница между уровнем состояния здоровья россиян и населения западных стран. По показателям ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает 110-е место в мире, а разрыв со странами ЕС (80,9 года в 2014 г.) составляет 10,5 года [7].

Подводя итог, следует отметить, что добиться успеха в сфере здоровья нации и лечении можно лишь достигнув взаимопонимания между теми, кто оказывает помощь, и теми, кто ее ожидает и получает. Без доверительного отношения друг к другу невозможно вывести отношения врач-пациент на новый улучшенный уровень. Мы должны осознавать, что работа медицинского работника крайне тяжелая, ответ­ственная, однако даже при огромном желании они не смогут нам помочь, не имея соответствующее оборудование или лекарственные препараты, посему со стороны государства необходимо создание всех условий, чтобы врач мог оказать, а пациент мог получить качественную медицинскую помощь. Система здравоохранения должна выступить гарантом качест­венной и безопасной медицинской помощи [3].

Для достижения эти целей необходимо активно развивать и сплотить частно-государственные усилия в сфере здравоохранения, ведь в современных сложнейших условиях, где развиваются и увеличи­ваются различные болезни и инфекции, где усиливается роль фарма­цевтики в медицине, крайне необходимо совершенствовать методы и способы лечения и оказания гражданину качественной медицинской услуги. Все это способствует созданию новых технологий при активной поддержке государства, без финансирования которого медицина не в состоянии выйти на качественно новый уровень.

 

Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // СЗ РФ, 11.10.2010, № 41 (2 ч.), ст. 5266.
2. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития: докл. К XVIII Апр. Междунар. науч. Конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 11-14 апр. 2017 г. / рук. акт. кол. С.В. Шишкин; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. 17 с.
3. Расаева Хеди Адмановна. Дис. «Правовое положение медицинских организаций по законодательству Российской Федерации» канд. юриди-ческих наук. Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 2013.
4. https://medvestnik.ru/content/news/VShE-sleduet-ojidat-deficita-resursov-v-zdravoohranenii.html.
5. http://pravo-med.ru/news/14465.
6. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116014.
7. WHO.Global Health Observatory Data Repository. <http:apps.who.int/gho/data/node.main.688?lang=en>.