Статья:

Новые правила проведения запроса котировок: плюсы и минусы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Майков С.А. Новые правила проведения запроса котировок: плюсы и минусы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65659 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Новые правила проведения запроса котировок: плюсы и минусы

Майков Сергей Андреевич
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

NEW RULES FOR CONDUCTING A REQUEST FOR QUOTATIONS: PROS AND CONS

 

Sergey Maykov

undergraduate, Siberian law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены масштабные изменения в процедуру закупки «запрос котировок в электронной форме», проводимой по правилам закона о контрактной системе. Проводится сравнение вносимых изменений с действующим порядком проведения указанной закупки. В результате проведенного исследования автором выводятся как плюсы, так и минусы грядущих изменений, и их оценка.

Abstract. This article deals with large-scale changes in the procurement procedure «electronic request for quotations», conducted according to the rules of the contract system act. The changes are compared with the current procedure for conducting the specified purchase. As a result of the study, the author deduces both the pros and cons of changes future and their assessment.

 

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, запрос котировок, процедура закупки, контракт.

Keywords: public procurement, contract system, request for quotations, procurement procedure, contract.

 

В настоящий момент осуществить закупку запросом котировок в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее – закон о контрактной системе) можно если начальная (максимальная) цена закупки не превышает 500 тыс. рублей, а годовой объем закупок этим способом не превышает 10% от совокупного годового объема закупок и не превышает 100 млн. рублей. При этом, победителем такой закупки признается лицо, предложившее самую низкую цену, однако уменьшать цену после ее предложения уже нельзя.

Запрос котировок некоторыми авторами считается одним из самых простых и быстрых способов осуществления закупок [2, с. 12]. Однако при наделении запроса котировок таким качеством как «быстрый» необходимо учитывать, что в случае, если на участие в запросе котировок не подано ни одной заявки или подана одна заявка, или в случае если по результатам рассмотрения поданных заявок заказчиком признана соответствующей извещению о проведении запроса котировок только одна заявка или отклонены все заявки, то заказчик обязан однократно продлить срок подачи заявок на участие в закупке на 4 рабочих дня. Дополнительно к этому сроку необходимо добавить срок на публикацию протокола рассмотрения заявок (1 день). Итого получается: 5 рабочих дней с момента публикации извещения о проведении закупки на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), 1 рабочий день на рассмотрение заявок и публикацию протокола, 4 рабочих дня на продление срока подачи заявок и еще 1 рабочий день на публикацию итогового протокола. Если заказчик размещает извещение о проведении запроса котировок 06.01.2020, то итоговый протокол он опубликует не ранее 23.01.2020. Итого получается 17 дней с даты публикации извещения до даты публикации итогового протокола в случае если заказчик продлевал срок подачи заявок. Сравним с электронным аукционом: минимальный срок с даты публикации извещения и документации о закупке до даты окончания подачи заявок – 7 дней; срок рассмотрения первых частей, проведения электронного аукциона и подведения его итогов (по 1 дню) – 3 дня (если опубликовать итоговый протокол в день проведения аукциона, то 2 дня). Если заказчик размещает извещение и документацию о проведении аукциона 06.01.2020, то итоговый протокол он опубликует 17.01.2020. Итого получается 11 дней, что явно меньше чем при проведении запроса котировок.

Выбирая такой способ закупки как запрос котировок в электронной форме, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. нельзя требовать представления участниками закупок разрешительных документов (лицензий), можно лишь указать, что участник закупки «должен обладать» соответствующими документами, но требовать их представления неправомерно, следовательно, в случае их непредставления участником закупки отклонить его нельзя;
  2. у участников закупки отсутствует возможность подачи разъяснений положений документов, связанных с закупкой;
  3. обязанность заказчика продлить срок подачи заявок на 4 рабочих дня при определённых случаях, что затягивает общий срок проведения закупки.

Таким образом запрос котировок в электронной форме обладает рядом неудобных ограничений, что ограничивает его применение на практике.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] вносятся изменения в процедуру проведения запроса котировок в электронной форме. Изменения вступают в силу с 01.06.2020. Указанный закон вносит существенные изменения в закон о контрактной системе, в том числе, в порядок проведения запроса котировок в электронной форме.

Так, увеличится размер начальной (максимальной) цены контракта, при которой можно проводить данную закупку.

Он будет составлять не 500 тыс. руб., а 3 млн. руб.

Привязка к годовому объему закупок этим способом останется, и составит те же 10% от совокупного годового объема закупок, но условие об общем совокупном объеме закупок запросом котировок, не превышающем 100 млн. рублей применяться не будет.

Таким образом у заказчиков появится возможность закупать более дорогие товары, работ, услуги указанным способом закупки и большим объемом. Среди иных плюсов вносимых изменений следует отметить следующие моменты:

- заказчики будут формировать извещение о проведении запроса котировок в электронной форме извещение непосредственно на сайте ЕИС, и прикреплять к нему проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В настоящее время, законодательно не предусмотрено как именно заказчик должен формировать такое извещение.

Необходимо лишь разместить его и приложения к нему на сайтах ЕИС и электронной торговой площадки (далее – ЭТП);

- уменьшится срок подачи заявок на участие в закупке с 5 до 4 рабочих дней;

- у заказчиков появится возможность требовать от участников закупки представления разрешающих документов;

- контракт по результатам запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 2 рабочих дня после размещения на сайте ЕИС итогового протокола (в настоящее время – не ранее 10 дней);

- победитель должен будет подписать размещенный заказчиком проект контракта в течение 1 рабочего дня с даты его размещения (в настоящее время – в течение 5 дней);

- заказчикам не нужно будет продлевать подачу заявок на участие в закупке на 4 рабочих дня. Это требование утратит силу.

Но не обошлось и без негативных моментов, среди которых можно выделить то, что:

- протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок должен будет формироваться с помощью функционала ЭТП, подписываться членами закупочной комиссии заказчика усиленными электронными подписями и направляться лицом, имеющим право действовать от имени заказчика на сайте ЭТП ее оператору. Таким образом, усложнится процедура подготовки и публикации протоколов;

- существенно сокращается срок публикации проекта контракта заказчиком. После размещения итогового протокола на сайте ЕИС и ЭТП заказчик должен будет в течение 3 часов опубликовать проект контракта (в настоящее время – в течение 5 дней);

- победителя закупки лишат права направить заказчику протокол разногласий по проекту контракта;

- будет запрещено вносить изменения в извещение о проведении запроса котировок.

Скорее всего, основной целью вносимых изменений в порядок проведения запроса котировок в электронной форме было сокращение сроков его проведения, который зачастую превышал срок проведения электронного аукциона.

Так же была исправлена невозможность требования заказчиком от участников закупки разрешительных документов. В то же время, срок, отведенный заказчику на публикацию проекта контракта, является недостаточным. Представляется неоходимым увеличение этого срока с 3 часов до 1 рабочего дня.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 27.12.2019) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – Текст: электронный;
2. Архалович О.В. Запрос котировок по измененным правилам — новые возможности или новые проблемы // Юрист. —  №12 – 2014. — С. 11-15;
3. Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 27.12.2019) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – Текст: электронный.