Выбор местоположения аэропорта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Выбор местоположения аэропорта
В современном мире происходит значительный рост объема пассажирских авиаперевозок, что приводит к необходимости увеличения количества воздушных судов и следовательно к строительству новых или реконструкции уже существующих аэропортов. Однако, при этом возникает ряд вопросов, связанных с выбором размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
Перед подготовкой основного проекта, происходит выбор площадки под размещение проектируемых объектов, который в дальнейшем согласовывается с заказчиком. Зачастую рассматривается от двух до четырех вариантов расположения, при этом в первую очередь используются земли непригодные и малопригодные для сельского хозяйства. Также определяется прохождение вблизи автомобильных дорог, железнодорожного транспорта, трубопроводов и газопроводов, высотных препятствий, линий электропередач, участки, попадающие в проектируемые границы. По документам территориального планирования и градостроительного зонирования изучается перспектива развития данной территории.
При технико-экономическом обосновании выбора местоположения аэропорта при строительстве или реконструкции также следует принимать во внимание нижеуказанные факторы:
* Воздушные подходы;
* Наличие воздушных препятствий.
* Воздействие на окружающую среду и характер развития района.
* Близость к населенным пунктам;
* Наличие наземных подъездных путей;
* Физико-географические характеристики данного района;
* Наличие предприятий общественного пользования;
* Наличие свободных земельных участков и их стоимость.
При определении границ землеотвода при строительстве или реконструкции аэропорта стоит опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:
- "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
- "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 № 60-ФЗ;
- "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
- "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
- "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
- Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Основываясь на выше перечисленные законы, выполняются мероприятия по выбору земельных участков, производится межевание и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, изымаются земельные участки для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется перевод земель из одной категории в другую, оформляются правоустанавливающие документы на земельные участки.
Также существуют нормы отвода земель для аэропортов, где устанавливаются размеры земельных участков, определенных для условий, если ВПП соответствует расчетным показателям. Однако, при изменении указанных показателей и состава зданий и сооружений, размер земельного участка корректируется в соответствии с указанными нормами.[1]
Выбор места размещения аэропорта зависит от возможности заказчика приобрести нужное количество земли по выгодной цене. Выбор варианта размещения аэропорта должен проходить с учетом вышеперечисленных факторов. Между точками зрения проектировщиков и лиц, принимающих решения, наблюдается большое расхождение по вопросу использования имеющихся методик сравнения вариантов. Большинство вариантов традиционно сопоставляют по величине затрат, учитывающих стоимость приобретения земельного участка, подготовительных работ, основных инженерных сооружений и коммуникаций, подъездных путей и расходов, на проезд в аэропорт наземным транспортом. Существует более сложная методика сравнения вариантов, в которой сделана попытка дополнительно учесть расходы, связанные с разработкой мероприятий по окружающей среды, защите от шума, предупреждению загрязнения атмосферы, повышению безопасности полетов и удобств проезда пассажиров в аэропорт. Новые методы предусматривают применение системного анализа, прогнозирование технико-экономической эффективности, учет изменения факторов во времени и программирование балансовых отчетов. Указанные методы в настоящее время являются наиболее эффективными, так как они позволяют получить оптимальное решение с учетом совместного влияния количественных и качественных факторов. Прежде чем начать планирование работ и проектирование аэропорта, необходимо спрогнозировать будущий уровень развития обслуживаемого региона. При прогнозировании требуется учитывать множество разнообразных факторов, таких, как ожидаемое число рейсов и пассажиропоток, количество перевозимых грузов, тенденции экономического развития региона, рост населения и его подвижности и так далее.