Статья:

Тема абречества в романе М. Мамакаева «Зелимхан»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Келоева С.А. Тема абречества в романе М. Мамакаева «Зелимхан» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66279 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тема абречества в романе М. Мамакаева «Зелимхан»

Келоева Соби Арбиевна
магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, г. Грозный

 

Аннотация. В статье дается образная характеристика героев М. Мамакавева, идет сопоставление его героев Зелимхана и Асланбека, выявляются общие черты революционного характера героев.

 

Ключевые слова: жанр романа, чеченская литература, портрет, пейзажная зарисовка.

 

Взаимодействие между фольклором и литературой является продуктивным, поскольку показывает общие закономерности историко-культурного и особенности этно-психологических компонентов, определяющую литературное осмысление параллельных явлений. Особый интерес вызывают проблемы изучения духовно-нравственной и психологической интерпретации фольклорных и литературных произведениях [2, c.19].

К образу Зелимхана из Харачоя не раз обращались самые разные писатели XX века. Образ знаменитого абрека в их интерпретации отличается неповторимостью и ярким своеобразием, что ставит перед литературоведами неопределённые вопросы, связанные с типологией, эволюцией этого персонажа, а также с различными датами и временными границами написания произведений, которые объединены общей темой [3, c.22].

Так, в произведениях М. Мамакаева «Мюрид революции» и «Зелимхан» прослеживается мысль о неразрывности прошлого и настоящего, показана классовая социальная детерминированность человеческой судьбы, близость социально нравственных идеалов людей труда. Его произведения являли собой утверждение принципа социальной активности человека, который будет способен не только выбрать и отстаивать собственные жизненные пути, но и действовать активно на ход исторических событий.

Во всех жанрах поэзии и прозы М. Мамакаева прослеживается стремление выразить этический идеал путем изображения героических характеров своих героев.

Ещё в первых произведениях «Асланбек Шерипов», «Комиссар» М. Мамакаева созданы образы людей, которые глубоко осознавали единство личных и общественных интересов самоотверженных бойцов за счастье народа.

Однако в первых своих произведениях М. Мамакаев ещё не мог достигнуть полного отражения героики жизненных процессов. Образы героев М. Мамакаева в какой-то степени не развиваются, так как автор сам ещё воспринимает мир эмпирически просто. Но уже в ранних произведениях М. Мамакаева мы можем увидеть образ героя-патриота, верного сына своего народа, который не знал чувство страха в борьбе за справедливое дело. В своих героях М. Мамакаев пытался определить черты характера нового литературного героя, показать его как активного человека, направленного на революционное преобразование общественной жизни.

В образах Зелимхана и Асланбека Шерипова автор показывает, как формируется герой под влиянием исторической действительности, показывает также их тесную связь с общественным движением [1, c.69].

Романы «Зелимхан» и «Мюрид революции» являются своеобразным итогом всего творческого пути М. Мамакаева. Можно сказать, что во всех своих произведениях малой формы он формировал образ своих героев Зелимхана и Асланбека.

Кроме того, в романе М. Мамакаев решает ряд важных вопросов о классовой борьбе, о путях трудящихся в революции, руководящей роли большевиков. Но лейтмотивом идёт тема о личности, которая ищет счастье и свободу для своего народа. Для автора было важным показать значимость А. Шерипова в мобилизации народных масс в Чечне на революционную борьбу. Тем самым он прослеживает путь становления его как героя и раскрывает истоки его духовных сил. М. Мамакаев показывает в своём романе, как аульная бедность перерастает в сознательное революционное движение, которое находится под влиянием большевиков. Противостояние чеченского бедного населения вместе с грузинским пролетариатом против бичераховцев и деникинцев в романе изображается как борьба не на жизнь, а на смерть. Известно, что политическое самосознание унесенного человека во время революционных изменений поднимается намного быстрее, чем в мирной жизни. В революционное время за одну неделю человек познаёт больше, чем за целый год. В переломные моменты особенно четко видно, чем живёт тот или иной человек, какие цели он ставит и какими средствами обладает. Именно духовное состояние человека, то, как оно меняется показана в романе М. Мамакаева «Мюрид революции» [4, c.69]..

 

Список литературы:
1. Демина Л.И. Эволюция конфликта как идейноэстетической категории в русском литературном процессе. – М., 2001. 
2. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы. – 1976. – № 5.
3. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. – Майкоп, 1990.
4. Губанукаева М.М. Специфика формирования и развития жанра романа в чечено-ингушской литературе. УДК 82.0 : 82.09 ББК 83.3 (2=Чеч) 6 Г 93