Статья:

Организация профилактической работы центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) с несовершеннолетними, совершившими правонарушения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Куликов Е.Е. Организация профилактической работы центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) с несовершеннолетними, совершившими правонарушения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66388 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация профилактической работы центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) с несовершеннолетними, совершившими правонарушения

Куликов Евгений Евгеньевич
магистрант, Академия управления МВД России, РФ, г. Москва

 

ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK OF JUVENILE DETENTION CENTRES WITH JUVENILE OFFENDERS

 

Eugene Kulikov

Undergraduate Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью настоящей статьи является проведение анализа профилактической деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, определение правовых проблемы указанной деятельности, а также предложить направления совершенствования и выделить перспективы развития законодательства о деятельности ЦВСНП.

Abstract. The purpose of this article was to carry out an analysis of the activities of the Centre for the Temporary Detention of Juvenile Offenders, on the basis of which to highlight the legal problems of this activity, as well as to propose areas of improvement and to highlight the prospects for the development of legislation on the activities of the detention center of minor offenders.

 

Ключевые слова: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, профилактика правонарушений несовершеннолетних, подростковая преступность.

Keywords: detention center of minor offenders, prevention of offenses of minors, teenage crime.

 

Противодействие преступности несовершеннолетних является одним из основных направлений уголовной политики государства, поскольку одной из острых социальных проблем. В различные исторические периоды развития государства вопросы по снижению уровня преступности несовершеннолетних решались по-разному. Одним из первых упоминаний об уголовной ответственности несовершеннолетних относят к 1669 году Только в новоуказные статьи 1669 года вносится из градских законов постановление: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти» [32].   Позже, в период правления Петра 1 за преступление, совершенное ребенком, ответственность несли его родители [32], а уже в XVIII веке за преступления несовершеннолетние наказывались «плетью» и их отправляли в монастырь на перевоспитание с обязательным привлечением к труду [33]. Первым законодательным актом, в котором было закреплено в качестве цели наказания исправление преступника, можно считать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [32]. Во 2 половине XIX века были открыты приемники-распределители для несовершеннолетних, в которых содержали несовершеннолетних, различающихся по социальной принадлежности и возрастам– бродяг, нищих, сирот и правонарушителей.

В декабре 1917 г. был подписан Декрет о социальном воспитании несовершеннолетних, закрепляющих положения согласно которых, забота о детях ложилась не только на плечи родителей, но и на само государства.

В 90-е годы XX–столетия произошли политические и экономические изменения, которые, как и прогнозировали криминологи, страну захлестнула волна преступности. Прирост числа зарегистрированных преступлений, совершенных только за период 1991–1995 годов составил 43% [35]. И именно на эти годы пришелся также пик преступности несовершеннолетних. В 1995 году было зарегистрировано 208096 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что  на 68,6% больше, чем в 1985 году [26].

В соответствии с Указом №1338 «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В 1993 году приемники для несовершеннолетних переименовали  в Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВИН), а  позже в 1996 году  были переименованы в ЦВИНП – Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.  При этом до 1999 г. в названные Центры помещали несовершеннолетних от 3 до 18 лет, которые были подкинуты, заблудились, остались без попечения родителей, совершившие преступления до достижения возраста уголовной ответственности.

Теперь в этом названии слово «изоляция» заменено на слово «содержание», более точно отвечающее назначению учреждения. В 1999 году начал действовать Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [36], являющийся основным документом, регламентирующим деятельность Центров временного содержания, несколько изменил категории несовершеннолетних, помещенных в Центр. В настоящее время здесь содержатся подростки, совершившие правонарушения, но не достигшие возраста привлечения ответственности за данные деяния. 

Несмотря на то, что в Центре строгий режим, запирающиеся двери, прогулки по территории, обнесенной высоким забором, главное - воспитанник осознает, что его не обижают, лишив свободы передвижения, а пытаются уберечь от большой беды, а учреждение становится временным домом для оступившихся подростков. 

Сотрудники каждого их них постоянно осуществляют целенаправленную работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, направленную на положительное формирование личности подростков, помещенных в Центр. Подростки в некоторых из них занимаются спортом, получают азы права, знакомятся со статьями УК РФ, ответственностью перед законом.

Стоит отметить, что там особое внимание уделяется патриотическому воспитанию несовершеннолетних правонарушителей.

Воспитательно-профилактическая работа ведется согласно внутреннему распорядку и планированию: ежедневно проводятся индивидуальные, общегрупповые беседы на различные темы, мероприятия к календарным датам, конкурсы, спортивные турниры.

Одной из главных задач сотрудников центра является желание увидеть в подростке не преступника, а человека, способного оценить и изменить свои поступки. С этой целью Центры поддерживают тесное сотрудничество с библиотеками, военными училищами, различными профилактическими центрами и др. учреждениями.

Для оказания помощи в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно состоит в оказании помощи в организации занятости несовершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организации работы шефов и наставников при Центре создаются советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников.

Как правило в среднем в Центрах находится 3-5 подростков, при наполняемости 35-40 человек. Очень часто органы прокуратуры и судьи отказывают в помещении подростков в Центре, основываясь на личном мнении о том, что центр — это некое место лишения свободы- «СИЗО для детей», хотя на самом деле в противовес неблагополучию в семье и улице, преподающие свои уроки выживания безнадзорным ребятишкам, здесь воспитанникам предлагают другое: чистую постель, качественное питание, а главное - желание вникнуть в проблемы воспитанника. И роль пап и мам, пусть временных, берут на себя сотрудники Центров.

Исследование деятельности ЦВСНП позволило прийти к выводу, что современные реалии настоятельно требуют внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

1. П.п. 3 п. 1 ст.22 изложить в следующей редакции: «Доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, к месту постоянного проживания, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

В Законе не указано, что сотрудники ЦВСНП доставляют по месту проживания несовершеннолетнего с целью передачи законному представителю, а на практике несовершеннолетний доставляется и возвращается в семью именно по месту их совместного постоянного проживания (если родители не имеют возможности прибыть самостоятельно за несовершеннолетним ребенком в ЦВСНП по истечению срока содержания в ЦВСНП)

2. Необходимо внести изменения в п.п. 4,5,6 п.2 ст. 22 названного закона, в части исключения слов «…вследствие удаленности места проживания…».

На практике имеют место случаи, когда несовершеннолетних, проживающих в населенном пункте, где ими было совершено общественно опасное деяние или административное правонарушение, не представляется возможным передать в течение трех часов родителям или лицам, их заменяющим (отсутствие дома родителей, сведений об их местонахождении, невозможность установить с ними контакт по телефону и др.). Несовершеннолетний, являясь правонарушителем, не должен быть помещен в учреждение социальной защиты. В Законе не определено расстояние ни в одной измерительной единице, не определены места удаленности, в следствии чего сотрудники полиции по-разному трактуют удаленность, органы прокуратуры расценивают удаленность по территориальному признаку. В связи с чем, необходимо конкретно определить  понятие «удаленность» в километрах, расстоянии либо временном отрезке-часах.

3. п. 2 ст. 22 дополнить словами: «…в возрасте от 7 до 18 лет».

Ранее возраст несовершеннолетнего в законе не прописан. А общественно опасные деяния-то есть преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности могут быть совершены и совершаются и в возрасте 7 лет, однако на практике сотрудники ПДН не выходят с административно исковыми заявлениями в суд по несовершеннолетним такого возраста, так как органы прокуратуры и суд «говорят» о «разумном» возрасте, с которого малолетние могут осознавать опасность своего деяния.

4. В п.4 ст.22 внести дополнение: «Если личность несовершеннолетнего установлена и имеется возможность передачи его родителям или законным представителям до рассмотрения материала в суде, начальник органа внутренних дел, заместитель начальника органа внутренних дел – начальник криминальной милиции, милиции общественной безопасности либо оперативный дежурный соответствующего отдела (управления) внутренних дел, принявшего решение о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, выносит постановление об его освобождении. Начальник ЦВСНП обязан уведомить прокурора об освобождении несовершеннолетнего в течение 24 часов».

5. П.6 ст.22 ФЗ № 120 изложить в следующей редакции:

«Несовершеннолетние, указанные в п. 2 настоящей статьи, за исключением несовершеннолетних, помещенных по п.п. 4 п. 2 ст. 22 для предупреждения совершения ими повторных общественно-опасных деяний, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях, это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

Срок содержания несовершеннолетних, помещенных на основании п.п.4 п.2 ст.22 для предупреждения совершения ими повторных общественно опасных деяний конкретизировать в постановлении суда с целью проведения полного комплекса воспитательно-профилактических мероприятий.

В срок содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП не входят:

1). период карантина…

далее по тексту.

6. п. 6 ст. 25-1 ФЗ № 120 после слов «закрытого типа…» дополнить словами «несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния и административные правонарушения…».

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Российская газета. – № 9. – 1997.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. – № 249. – 2001.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета. – №17. – 1996.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. – № 256. – 2001.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер.закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // Российская газета. – №121. – 1999.
8. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
9. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. – № 160. – 1995.
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Российская газета. – № 263. – 2011.
11. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. – № 303. – 2012.
12. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : Приказ МВД России от 01.09.2012 N 839 // Российская газета. – №290. – 2012.
13. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник /   Под ред. В.П. Сальникова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
14. Губенко А. Надзор за законностью помещения несовершеннолетних в центры временного содержания // Законность. - 2008. - №8.
15. Величко О., Зайцева М. Помещение несовершеннолетних в Центры временного содержания // Законность. - 2007. - №7.
16. Колоколов Н.А., Медвецкий А.М., Рябинина Т.К. Центры временного  содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) - теория и практика // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - №3.
17. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001.
18. Т.С. Волчецкая Криминалистическая ситуалогия: Монография / под ред. проф. Н.П. Яблокова. Москва; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997.
19. Т.С. Волчецкая Криминалистическая ситуалогия : монография / под ред. проф. Н.П. Яблокова. Москва; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997.
20. Криминология: Учебник для вузов / под общ. ред. д. ю. н. проф. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп.  М., 2005.
21. Е.П. Ильин Мотивация и Мотивы. Минск, 2006.
22. В.Б. Исаков Юридические факты в советском праве. М., 1984.
23. М.П. Клейменов Криминология. Учебник. 2-е издание. - Москва, 2012.
24. В.Н. Кудрявцев Причинность в криминологии. М., 1968; Он же. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998; Курс советской криминологии. Т. 1.
25. К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. Т. 23. М., 1986.
26. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских Большой юридический словарь. М., 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15761 (дата обращения: 24.08.2019).
27. Петин И.А. Криминологические аспекты механизма преступного насилия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат юридических наук. Екатеринбург, 2002. // Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskie-aspekty-mekhanizma-prestupnogo-nasiliya (дата обращения: 24.08.2019).
28. В.Д. Филимонов Криминологические основы уголовного права. — Томск, 1981; Криминальная мотивация / отв. ред. В.Н. Кудрявцев М., 1986.
29. Краткий словарь оперативно-тактических и общественных терминов. М., 1985. URL: https://tactical_terms.academic.ru/879/Оперативная_обстановка (дата обращения: 24.08.2019).
30. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. Изд. 3-е стереотип. М., 1988. Т. 4.
31. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. // Библиотека «Вехи».  URL :http://www.vehi.net/brokgauz/index.html (дата обращения: 26.09.2011).
32. История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних https://studwood.ru/1526875/pravo/istoriya_razvitiya_zakonodatelstva_ugolovnoy_otvetstvennosti_nesovershennoletnih (дата обращения: 04.11.2019).
33. Уголовное право Российской империи XVIII в. https://magref.ru/ugolovnoe-pravo-rossiyskoy-imperii-xviii-v/ (дата обращения: 04.11.2019).
34. История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних https://studwood.ru/1526875/pravo/istoriya_razvitiya_zakonodatelstva_ugolovnoy_otvetstvennosti_nesovershennoletnih (дата обращения: 11.11.2019)
35. Преступность в России https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 01.11.2019).
36. Проблемы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних https://otherreferats.allbest.ru/law/00766387_1.html (дата обращения: 01.11.2019).