Статья:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Колесник А.В. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 6(229). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/229/123800 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Колесник Анастасия Владимировна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

В современном мире информация является неотъемлемой частью жизни правового общества и государства. Доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления представляет собой одну из основных форм реализации конституционного права граждан на информацию и регулируется довольно сложной системой правовых актов. Порядок предоставления информации регламентирован Федеральными законами от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5], от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [4], от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3], Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [7] и другими.

Действующее административное законодательство устанавливает ограниченный перечень мер ответственности за правонарушения в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи, защите прав граждан играет адвокатура, организация и деятельность которой строится на основе Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [6].

Адвокатская деятельность, будучи многообразной и осуществляемой в различных видах, может быть классифицирована следующим образом: 1) консультационная помощь доверителю; 2) составление документов правового характера; 3) выступление в качестве представителя или защитника доверителя.

Согласно действующему законодательству, наиболее важные процессуальные документы, в частности, исковые заявления, жалобы на решения и определения суда должны быть предоставлены в письменном виде. Кроме того, закон устанавливает достаточно строгие требования к форме и содержанию таких документов, без соблюдения которых поданные документы просто не будут приняты и рассмотрены.

Именно поэтому целесообразным будет поручить составление искового заявления в суд и иных процессуальных документов квалифицированному адвокату.

Адвокаты используют в своей работе право на обращение с заявлением о привлечении соответствующих должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ [2].

Статьей 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, вышеперечисленные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Так, административное правонарушение, установленное данной статьей, считается законченным в момент принятия должностным лицом решения об отказе в предоставлении гражданину или организации документов, материалов, при нарушении сроков представления документированной информации, либо в случае представления неполной или заведомо недостоверной информации.

Таким образом, ст. 5.39 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение порядка представления гражданам и организациям документированной информации, открытый доступ к которой определен федеральным законом. К такой информации относятся не только нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности граждан (то есть ограничивающие их права) и подлежащие официальному обнародованию в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ [1].

Граждане или организации вправе требовать представления сведений о состоянии окружающей среды (экологической информации), сведений, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку, информации о возникновении чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, катастроф). Право на представление такой информации установлено ч. 3 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ, а также федеральными законами, которыми определены способы обеспечения информационных прав (например, представление не только письменных, но и устных сведений).

Отказ в представлении гражданину или организации такой информации квалифицируется по ст. 5.39 КоАП РФ, при этом состав правонарушения устанавливается при наличии формально-юридических критериев, определенных диспозицией этой статьи. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент вынесения должностным лицом неправомерного решения, не зависимого от формы его вынесения, которая может быть как письменной, так и вербальной. При этом индивидуальные правовые акты могут быть вынесены в вербальной форме только в случаях, установленных федеральным законом. К таким актам относятся, например, устные разрешения, принимаемые должностным лицом таможенного органа.

При квалификации ст. 5.39 КоАП РФ следует учитывать и другие составы правонарушений, устанавливающие ответственность за нарушение порядка распространения информации, в частности непредставление гражданину экологической информации квалифицируется по ст. 8.5 КоАП РФ. Если деяния, определенные диспозицией ст. 5.39 КоАП РФ, причинили имущественный ущерб или моральный вред физическому лицу или организации, правонарушение квалифицируется по статье 140 УК РФ.

Так, например, из изученных 48 дел об административных правонарушениях, рассмотренных судами Республики Крым за 2021-2022 гг., по 14 делам были вынесены решения судов об отказе в удовлетворении административных исков адвокатов о привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ. По 34 делам виновные должностные лица были привлечены к административной ответственности с назначением штрафа размером 5 000 рублей [8].

Адвокатское истребование информации - это адвокатский запрос - официальное обращение адвоката путем истребования в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном Законом об адвокатуре, по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам, о предоставлении справок, характеристик и иных документов, в целях оказания квалифицированной юридической помощи доверителю.

Так, адвокат Г., направлявший адвокатский запрос в администрацию города о предоставлении информации, получил отказ о предоставлении информации по причине того, что запрашиваемые сведения включают в себя персональные данные. При этом был нарушен  установленный законодательством 30-дневный срок в предоставлении информации.

В связи с этим адвокат обратился в прокуратуру с обращением на действия должностных лиц администрации по вопросам непредставления информации на адвокатский запрос. Прокуратура, осуществляя надзор за законностью в данной сфере, оценила содержание ответа на запрос.

В результате в связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес администрации внесено было представление об устранении нарушений требований законодательства, причин и условий им способствующих. А также инициирован вопрос о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.39 КоАП РФ должностного лица администрации, допустившего нарушения [9].

На практике встречаются случаи, когда информация на запрос предоставляется не в полном объеме или не та, которую на самом деле запрашивает адвокат. В результате таких нарушений также причиняется вред не только адвокатской деятельности, но и интересам доверителя адвоката, нарушается нормальный ход осуществления защиты по делу. За подобные действия также должна быть предусмотрена административная ответственность.

Так, адвокат П., направлявший адвокатский запрос в ООО «Престиж» о предоставлении информации, получил в надлежащий срок ответ на свой запрос, однако содержанием его не был доволен по причине того, что ответ не содержал в себе информации на поставленные вопросы. В связи с этим адвокат был вынужден обратиться в прокуратуру с просьбой о привлечении должностных лиц ООО «Престиж» к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

В приведенном деле прокурор не нашел признаков правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ и вины должностных лиц ООО «Престиж», в связи с чем отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ [9]. Считаем, как раз в данном случае непривлечение должностного лица к административной ответственности, скорее всего, произошло по причине того, что действия должностного лица, выразившиеся в предоставлении неполной информации или предоставлении информации, содержание которой не соответствует поставленным в запросе вопросам, не образуют в настоящее время состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ.

Полагаем что, возможно к обозначенным в ст. 5.39 КоАП РФ основаниям привлечения к ответственности - несвоевременности, заведомой недостоверности - стоит добавить еще одно - неполноту предоставленных сведений.

Итак, гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном Законом об адвокатуре, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448. 
6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
7. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации, подведомственных ему организаций и федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 10.11.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5832.
8. Официальный сайт Верховного суда Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vs.krm.sudrf.ru/ (дата обращения: 08.02.2023).
9. Судебная практика // Официальный сайт Адвокатской палаты Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ap-rk.com/ (дата обращения: 08.02.2023).