Статья:

Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ланская К.В. Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53250 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

Ланская Ксения Владимировна
студент, Государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению пенитенциарной системы России, определениям целей и задач органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the penitentiary system of Russia, the definition of the goals and objectives of the bodies and institutions executing criminal penalties.

 

Ключевые слова: Пенитенциарная система, исправительные учреждения, осужденные, наказание, лишение свободы.

Keywords: Penitentiary system, the correctional institution, convicts, punishment, imprisonment.

 

Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Государством принимаются меры по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью. Среди данных мер важное место отводится совершенствованию системы исполнения уголовных наказаний, повышению ее эффективности, но говорить о том, что принятыми мерами удалось достичь перелома сложившейся ситуации по противодействию преступности в настоящее время еще преждевременно.

Согласно Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации уголовное наказание назначается в целях предупреждения преступлений, восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 1 УИК РФ). Разнообразие видов наказаний позволяет применять к различным категориям осужденных те наказания, которые должны обеспечивать их исправление и дальнейшую адаптацию в обществе. В настоящее время особое внимание стало уделяться педагогическому воздействию, психологической помощи, духовному воспитанию, повышению интеллектуального  и нравственного уровня осужденных. В местах исполнения наказаний созданы образовательные учреждения, в которых осужденные могут приобрести рабочие специальности, развивается заочное и дистанционное обучение. Но не всегда примененное наказание достигает своей цели. Многие положительные моменты от предпринятых мер по оздоровлению климата и условий исполнения наказаний имеют место, но, к сожалению, необходимо признать, что в настоящее время, несмотря на предпринятые меры и значительные финансовые вложения, направленные на реформирование исправительной системы, говорить о кардинальных положительных изменениях в данной сфере еще очень рано, о чем наглядно свидетельствуют выявленные в последнее время многочисленные нарушения прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, случаи применения недозволенных методов воздействия, в связи с чем к уголовной ответственности привлечены сотрудники  администраций исправительных учреждений.     

Значительное количество осужденных в последующем после отбывания наказания вновь совершают преступления. Данная проблема существует длительный период времени, предпринимаемые государством меры по ее решению существенных положительных сдвигов не приносят. Одной из причин, не позволяющих решить указанную проблему и переломить ситуацию в положительную сторону является разобщенность действий различных исполнительных органов власти по исполнению наказаний, последующего контроля за поведением бывшего осужденного и его адаптации к жизни в обществе.

Фактически в период осуждения органы системы исполнения наказаний заинтересованы в применении к осужденным мер поощрения, которые показывают наступившее исправление и позволяют ставить перед судом вопрос об освобождении осужденного от отбывания части наказания. Данный показатель количества досрочно освобожденных либо снятых с учета в уголовно-исполнительных инспекций является своеобразным критерием эффективности воспитательного процесса в системе исполнения наказаний, чем больше лиц освобождено, тем больше фактов исправлений, тем эффективней работа учреждения. Дальнейшее поведение в обществе бывшего осужденного в оценку работы учреждения не входит. Ответственность за осуществление контроля за поведением бывшего осужденного возлагается на территориальные подразделения органов внутренних дел по месту проживания бывшего осужденного и в случае совершения им повторного преступления как отрицательный показатель работы указывается в данном подразделении, хотя основные недочеты, не позволившие достигнуть исправления осужденного, были допущены при исполнении наказания.       

Процесс исполнения уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления данной функции созданы специальные государственные органы и учреждения:

Служба судебных приставов, которой исполняются наказания в виде штрафа;

Наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняются в различных учреждениях, контроль за исполнением данных наказаний осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), являющимися составной частью уголовно-исполнительной системы. Также УИИ исполняют наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, исполняются судом, вынесшим приговор.

В отношении военнослужащих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняет специальная воинская часть, а наказание в виде ограничения по воинской службе - командованием воинских частей в которых  проходят службу осужденные;

Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно - исполнительной системы.

При многообразии учреждений и органов, исполняющих наказания и процессов в них происходящих, возможно определить их общие задачи, направленные на борьбу с преступностью:

-Задача обеспечения исполнения наказания является основной задачей- функцией учреждений и органов, исполняющих наказание.

-Задача исполнения конкретных видов уголовных наказаний возлагается на конкретные учреждения и органы государства, указанные в ст. 16 УИК РФ.

-Задача охраны прав и свобод, законных интересов осужденных должна быть обеспечена с помощью надлежащего правопорядка и законности в пенитенциарных учреждениях.

-Задача обеспечения безопасности содержащихся в них осужденных, а так же персонала и должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений.

Достижение целей наказания и задач в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации современные тенденции развития ориентированы на приоритетное использование трудового воспитания в процессе исправительного воздействия на осужденных. Это потребует реформирования существующих производственных мощностей и создание новых рабочих мест соответствующих современным условиям.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)" (http://www.consultant.ru) 
7. Антонов, В.А., Гурбанов, А.Г. Деятельность учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по защите прав человека. -2008. - № 19. - С.12-20.
8. Малинин В. Б., Смирнов Л. Б. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов и юридических факультетов. М.: КОНТРАКТ, 2010. -745с.
9. Перминов О. Г. Социально-правовые вопросы привлечения общественности к деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание //. 2005. № 1. С.86-96.
10. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А. И. Зубкова. - М.:Норма,2011.-607с.
11. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.