Статья:

Некоторые особенности нормативно-правового содержания договора розничной купли-продажи в гражданском законодательстве РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Медведева Е.А. Некоторые особенности нормативно-правового содержания договора розничной купли-продажи в гражданском законодательстве РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62338 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые особенности нормативно-правового содержания договора розничной купли-продажи в гражданском законодательстве РФ

Медведева Екатерина Андреевна
студент, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва

 

SOME FEATURES OF THE REGULATORY CONTENT OF THE CONTRACT OF RETAIL SALE IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Ekaterina Medvedeva

Student, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье изложены особенности договора розничной купли-продажи. Определены существенные условия данного вида договора. Выявлены виды договора розничной купли-продажи. Проанализированы участники данного гражданского правоотношения.

Abstract.  The article describes the features of the contract of retail purchase and sale. Defined the essential terms of the contract. The types of the contract of retail purchase and sale. Analyzed participants in the civil legal relations.

 

Ключевые слова: Договор рознично купли-продажи, продавец, покупатель, дистанционный способ продажи товара, договор присоединения.

Keywords: The contract of retail purchase and sale, the seller, the buyer, a remote method of sale of goods, contract of adhesion.

 

Договор розничной купли-продажи наиболее часто встречается в повседневной жизни. Такой вид договора подразделяется еще на несколько подвидов, среди которых выделяют: продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок, продажа товара по образцам, дистанционный способ продажи товара, продажа товаров с использованием автоматов, продажа товара с условием его доставки покупателю.

Так, в настоящее время, в связи с развитием информационных технологий и их активным внедрением в жизни граждан, а также в связи с все большей загруженностью и отсутствием свободного времени для посещения магазинов, все большее число пользователей электронных устройств обращаются за покупками в «оффлайн», то есть посредством сети интернет. Продажа товаров через интернет в законодательных актах звучит как «дистанционный способ продажи товаров» - один из видов договора розничной купли продажи. Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров посредством договором розничной купли-продажи, которые заключаются между продавцом данного товара и покупателем на основании информации, полученной из буклетов, каталогов, листовок, СМИ или иными способами, которые исключают непосредственный контакт покупателя и продавца, а также возможность непосредственного ознакомления с товаром.

По договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать в собственность товар покупателю, а он в свою очередь должен его принять и оплатить[1]. Условия договора должны быть одинаковы для всех и не могут предусматривать каких-либо отдельных льгот, за исключением льгот, установленных законодательно.

Такой договор для того, чтобы считаться действительным, должен содержать все существенные условия. По общему правилу это предмет договора. Однако п. 2 ст. 494 ГК РФ в числе существенных условий также называет цену.

Стоит сказать, что например, особенностью договора розничной продажи дистанционным способом состоит в том, что потребитель лишен возможности прямого контакта не только с товаром, но и с его образцом. Договор заключается на основании ознакомления потребителя с описанием товара, который содержится в каталоге или информации, предоставленной продавцом бесконтактным способом. В данном случае продавец должен предоставить весь необходимый объем информации о товаре, при этом, предоставление такой информации, должно быть произведено до заключения договора, а также в момент передачи товара[4].

Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к договорам присоединения.

Ещё раз следует отметить, что договор розничной купли – продажи является одним из самых распространенных видов договоров в гражданском обороте. Все вышеперечисленные признаки договора розничной купли – продажи выделяют его среди всех других договоров и раскрывают его характерные черты.

Условия, о которых речь пойдёт далее, являются обязательными для договора, рассматриваемого нами вида. Без них договор будет считаться незаключенным.

Одним из существенных условий договора розничной купли-продажи является предмет договора. Товар, который выступает в качестве предмета данного договора, обладает определенными особенностями. Среди таких особенностей необходимо отметить: данные товары передаются субъектам договора без цели осуществления предпринимательской деятельности.

Благодаря данной особенности происходит отличие договора розничной купли-продажи от иных в системе гражданского права. В том, случае, если такие товары, используются для предпринимательской деятельности, но они не могут выступать в качестве предметов договора розничной купли-продажи[5]. Однако стоит сказать о том, что на практике случается так, что товар, предназначенный для личного использования, поставляется в таких объемах, в которых очевидно покупателем не может быть использован. Из сказанного следует, что если с учетом свойств товара, очевидно, что он передается в объемах, исключающих его использование в личных целях, это свидетельствует об осведомленности продавца о приобретении товара для последующей реализации, то есть для осуществления предпринимательской деятельности.

Также следует сказать и о ещё одном существенном условии договора розничной купли-продажи – это цена. П. 1 ст. 500 ГК РФ предусматривает, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной ему продавцом в момент заключения указанного договора[1]. Однако иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или вытекать из существа обязательства.

Для розничной купли-продажи характерно наличие публичной оферты, которая проявляется в рекламе, предложениях товара по каталогам. Данная оферта распространяется на неопределенный круг лиц.

Если договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара, неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

По общему правилу договор розничной купли – продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документов, подтверждающих оплату товара. Однако нужно иметь в виду, что такие перечисленные документы не свидетельствуют о наличии письменной формы договора, а иногда и вовсе могут отсутствовать.

Участниками гражданских отношений, в рассматриваемом случае, является продавец и покупатель.

Продавец в договоре розничной купли-продажи это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а именно, продажу товаров в розницу. Отсюда можно сделать вывод, что в розничной купле-продаже продавец – это специализированный предприниматель (розничный торговец.)

Продавцом по договору купли-продажи может выступать либо гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация. Также продавцом может выступать и некоммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Часть 6 Закона «О защите прав потребителей» определяет, что продавец – организация независимо от ее формы, а также индивидуальный предприниматель[2].

Однако в условиях наличия у большинства предпринимателей универсальной правоспособности и нередко ведение ими различного бизнеса, сфера розничной торговли должна быть исключительной деятельностью или одним из видов деятельности предпринимателя. Так как параграф 2 главы 30 ГК РФ исключает распространение нормы договора розничной купли-продажи на отношения купли-продажи с участием оптовиков, а также на отношения купли-продажи, носящие разовый непрофильный характер. Помимо прочего согласно общим критериям предпринимательской деятельности, деятельности по осуществлению розничной купли-продажи должна быть деятельностью направленной на получение прибыли.

Говоря же о покупателе, важно отметить, что розничный покупатель не должен быть предпринимателем. Такой вывод можно сделать, исходя из анализа ст. 492 ГК РФ, в которой прямо указано на то, что товар приобретаемый покупателем, предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Отсюда можно сделать вывод, что розничным покупателем может быть только физическое лицо или некоммерческая организация. Поскольку в паре продавец – покупатель, покупатель является наиболее экономически слабым субъектом, то в целях защиты прав и интересов покупателя применяется законодательство о защите прав потребителей, согласно которому именно физическое лицо имеет специальный статус потребителя, который дает ему дополнительную гарантию его прав и защиту его интересов[6].

В российском гражданском законодательстве потребителем признается гражданин, который заключает договор розничной купли-продажи в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, юридическое лицо не имеет права заключать договор розничной купли-продажи. Следовательно, на юридических лиц не распространяется законодательство о защите прав потребителей, которое предоставляет последним широкие возможности для упрощенного порядка оспаривания действий или бездействия продавца и защиты своих прав.

Вместе с тем, юридическое лицо, также как и гражданин, может приобретать товары, работы и услуги не для предпринимательских целей. В частности, это происходит тогда, когда юридические лица закупают товары для материального обеспечения своей профессиональной деятельности, а не непосредственно для ее осуществления.

Подводя итоги, отмечу, что розничным покупателем могут быть только граждане и некоммерческие организации, при этом приобретение ими товара в розницу не должно преследовать коммерческих целей. Признание статуса розничного покупателя за гражданином, и уж тем более за некоммерческой организацией, без должных на то оснований недопустимо, так как это повлечет обесценение специальных правил, призванных защитить экономически слабых участников гражданских отношений, а также необоснованную и недопустимую конкуренцию между розницей и поставкой.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, № 9, сентябрь, 2012.
4. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2018.  Т.2. 702 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Подробный постатейный комментарий с путеводителем по законодательству и судебной практике. Часть 1 / Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2019. 833 с.
6. Кокорин И.С. Правовой статус потребителя в отношениях купли-продажи // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. С.-Пб.:НОУ ВПО «Санкт-Петербургская юр. акад.». № 1 (14). 2015. С 65-67.