Статья:

Особенности и перспективы развития современной философии

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Лебедь А.А. Особенности и перспективы развития современной философии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и перспективы развития современной философии

Лебедь Анастасия Андреевна
студент , Донской государственный технический университет , РФ , г. Ростов-на-Дону
Федосеенков Александр Владимирович
научный руководитель, канд. филос. Наук , доцент. Донской государственный технический университет, РФ, г Ростов-на-Дону

 

В современном мире философии отводится, несомненно, значительная роль в решении глобальных проблем, тенденции которых сводятся к гегемонизации и глобализации всей системы построения человеческого общества. К одной из главных функций философий можно отнести формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процессы выработки практических решений. Философия формирует наиболее общие законы развития природы, развивает культуру теоретического мышления, а также рассматривает вечные вопросы смысла жизни, бытия, смерти и вечной жизни. В основе философии, как науки, лежит природное стремление человека к окружающему миру, к различным сферам знания от истории и психиатрии до математики. Но философия может сильно отличаться как по стилю, так и по уровню сложности, т.е. она ориентирована и на специалистов, и на массового читателя. Философия, как наука, задает ценностные установки и определяет направленность человеческой деятельности.

Успешность человека – извечная тема для философских рассуждений. Один из основателей всемирно известной корпорации Apple Стив Джобс - кумир целого поколения в мире смартфонов – как то сказал: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе, зачем мы здесь?  Вы знаете, что мы едим пищу, которую выращивают другие люди. Мы носим одежду, которую сшили другие люди. Мы говорим на языках, которые были придуманы другими людьми. Мы используем математику, но ее тоже развивали другие люди… Я думаю, мы все постоянно это говорим. Это прекрасный повод создать что-нибудь такое, что могло бы стать полезным человечеству». И еще стоит привести несколько его высказываний: «Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках». Ну и, наконец: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом» [1].

Философия жизни и философия сознания, философия  литературы и философия техники, философия архитектуры и философия точных наук - вот что определяет важнейшие направления современной философии. Если говорить научным языком, то существуют три основных направления современной философии - это герменевтика, феноменология и постмодернизм.  В современной философии существуют четыре основные философские школы. Аналитическая философия более популярна в Англии, США и скандинавских странах. В этом направлении главное значение отдается анализу языка, науки, логики. В Германии с незапамятных времен очень сильны философские традиции предков, и именно там преобладают феноменология и герменевтика. Во Франции более представлен постмодернизм. Рассмотрим  эти три главных направления.

Феноменология происходит от слова «феномен», что в переводе  с греческого обозначает «то, чем является». Феноменология – это наука о феноменах, их значениях, о сознании. Основателем феноменологии считается Эдмунд Гуссерль. Феноменологии рассматривают проблему большого внутреннего мира человека, «человеческая субъективность получает возможность обогатить свою сущность через нахождение и проявление собственных феноменальных аспектов само-бытийности» [2], который проходит стадии науки, понятий и становится обедненным и  безжизненным. Феноменологи заявляют, что это происходит из-за плохого понимания самого сознания, и что забвение жизненного мира  происходит в результате плохого философствования. Современный мир развивает различные кризисные и конфликтные явления (войны, экологические катастрофы, этнические и религиозные конфликты людей). Все это приводит к обеднению человеческой жизни, а феноменологи стараются помогать людям избежать забвения собственного жизненного мира. Если следовать феноменологии, то следует философоствовать, отстраняясь от внешнего мира, развивать собственное воображение, на основе развитого воображения уже можно обозначать высказывания и обоснования содержания обсуждаемого предмета. «Преобразование личности связано с психологической потребностью развития самосознания, рождением собственного мировоззрения» [3]. Феноменология просит избегать различного объединения человеческого мира.

Следующее направление современной философии – герменевтика. Согласно древнегреческому писанию в обязанности бога Гермеса-вестника бога Зевса - входило объяснения людям посланий Зевса и обеспечение их понимания. Поэтому герменевтику определяют как способ философствования, основой которого составляет полное понимание текстов. В этом направлении огромное внимание уделяется  языку, «пониманию» интерпретаций. Понимание, согласно герменевтике, должно быть жизненным, тогда как  многие точные и естественные науки от многого отстраняются. Герменевтика рассматривает «понимание» как разъяснение на основе образования ,человеческого вкуса, таланта. Она изучает соотношение человека и мира, скрытность вещей, саму жизнь человека в мире.

Постмодернизм, как одно из направлений современной философии, направлен против философии Нового времени. Последователи постмодернизма считают, что человека вытесняют «объятия тоталитаризма». Под понятием «объятия тоталитаризма» подразумевается преклонение перед авторитетом, властными структурами, поиск единообразия мира, насаждение необоснованных собственных ценностей. Постмодернисты призывают к большей чувственности, отсутствию единообразия мира, ,плюрализму, иронии по отношению к признанным ценностям современного общества.

Философия современных постмодернистов направленна эстетически, она сближает этику с эстетикой. Один из лидеров постмодернизма, Лиотар, писал: «эстетика возвышенного состоит в том, чтобы зримыми представлениями намекнуть на непредставимое» [1]. Не зря постмодернизм завоевал себе право на существование в мире современного искусства. Рассматривая «Черный квадрат» Малевича, мы видим не иллюстрацию к геометрии, а нечто неуловимое, многозначительное, вызывающее чувство возвышенного и важного. Постепенно постмодернизм проникает и в мир науки и техники, предлагая подумать над тем, что собой представляет виртуальная реальность, гиперпространство. Основываясь на изложенном, можно предположить, что феноменология, герменевтика и постмодернизм направлены на цельность мышления, анализ зависимости истории мысли от того осмысления, которое осуществляет человек на протяжении всей жизни. Философия определяет направление интеллектуального развития человека, историю и полет мысли. Все это синтезируется, несомненно, в литературе. В настоящее время философия и современная литература ,а также  «философия литературы» завоевывает все более пристальное внимание. В философские словари эта тема занесена, как каноническая.

«Философия литературы» может быть воспринята также и как философия в литературе. В литературных текстах все чаще находятся вопросы, вызывающие философский интерес, будь то  «Братья Карамазовы» Федора Достоевского или, например, отчеты парламентских комиссий. Философские идеи и философские проблемы вызывают интерес и подлежат исследованию и рассуждению и в одном, и в другом случае. Так философия выступает как часть «филологии», т. е филология понимается как любовь к мудрости , которую можно увидеть не только в художественной литературе, но и в официальных текстах.

Не менее интересно  направление, как  «философия техники», возникшее в конце 19 века и получающее свое современное развитие и популярность. Предмет философии техники очень сложен и практически значим, т. к. изучает технику с  ее различных сторон и отражает  интересы различных слоев нашего общества, как социальных, так и профессиональных. Например, у инженера и изготовителя будет одно видение ценностного подхода к предмету техники, у того, кто эту технику использует – другое. Религиозный человек может увидеть совсем иной способ использования техники, тогда как ученый реализует в ней свои знания. «… человек может воспроизводить внутри себя образы минувших событий и генерировать другие варианты их развития»  [4]. Все эти видения находятся в  выражении философии техники, которая способна выяснять взаимосвязь техники с наукой, человеком, обществом и религией.

В развитии философии техники сложились две основные традиции - инженерная и гуманитарная. Инженерная философия техники представляет собой попытку инженеров и конструкторов выработать  философию своей деятельности, исследовать процессы технического бытия человека в современном мире. Инженерная философия техники выясняет   различные особенности техники и технические процессы, тем самым отодвигая изучение связей техники с иными аспектами человеческого жизни.

С другой стороны, философия техники изучает технику с гуманитарной точки зрения, что находит отражение в работах известных философов. Так в работе Л.Мэмфорда, философа с мировым именем, утверждается: «Ес­ли бы вне­зап­но ис­чез­ли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей­ для жиз­ни. И все же че­ло­век ос­тал­ся бы че­ло­ве­че­ским су­ще­ст­вом. Но ес­ли бы у че­ло­ве­ка бы­ла от­ня­та спо­соб­ность ин­тер­пре­та­ции..., то все, что мы име­ем на бе­лом све­те, угас­ло бы и ис­чез­ло бы­ст­рее, чем фан­та­зии Про­спе­ро, и че­ло­век очу­тил­ся бы в бо­лее бес­по­мощ­ном и ди­ком состоянии, чем лю­бое дру­гое жи­вот­ное: он был бы бли­зок к па­ра­ли­чу» [5]. Философия техники подчеркивает важность человеческой интерпретации, способность творческого отношения человека к миру.

Рассмотрев некоторые особенности  направления современной философии, можно сделать вывод, что философия позволяет отразить объект во всех его аспектах, а умонастроения, существующие в обществе, во всем их многообразии.

 

Список литературы:

1. Цит. по ст.: Сагатовский О.Н. Перспективах современной философии // Credo new: Теоретический журнал. 2009 №1.  URL: http://credonew.ru/content/view/785/61/ (дата обращения 10.02.2018)
2. Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123. 
3. Федосеенков А.В. Субъективность образования личности. В кн.: Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XVIII региональных психолого-педагогических чтений. 1999. С. 74-75. 
4. Федосеенков А.В., Ермилова В.А., Местоев И.Ю. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Ст. в сб.: Наука молодых - будущее России.  2017. С. 320. 
5. Цит. по кн.: Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. – М., 2006.